За год работы уральские производители сельскохозяйственных грунтов успели не только освоиться на местном рынке, но и выйти со своей продукцией за границу. Опыт на DK.RU.
Уральская компания «Экопром» производит грунты на основе торфа для тепличных хозяйств чуть больше года. За это время ее продукция под торговой маркой «Торфяная поляна» стала известна не только на Урале, но и за границей: предприятие поставляет продукцию в Иран, Казахстан и прицельно ищет клиентов в Южной Корее, Турции и Франции. На сайте компании предусмотрительно размещены прайсы на пяти языках.
Выйти на экспорт за такой короткий срок для небольшого предприятия — история почти волшебная.
При этом за пределами довольно узкого круга профессиональных сельхозпроизводителей об «Экопроме» знают мало. Как признается директор компании Елена Обухович, маркетинговым продвижением и рекламой своего производства они не занимаются сознательно. Основной потребитель продукции «Экопром» — сельхозпроизводители-профессионалы, а в этой консервативной среде, как и десятки лет назад, куда эффективнее работает сарафанное радио и положительные отзывы коллег. Хотя и хобби-сегмент — производство универсальных грунтов и удобрений для приусадебных участков — компания не обходит вниманием.
«На нашем месторождении никогда раньше не добывался торф, поэтому на нем богатые залежи в том числе самых ценных видов торфа — верхового и так называемого белого. Из них изготавливают самые богатые грунты, чаще всего — по индивидуальным рецептам тепличных хозяйств и питомников. Сегодня появился профессиональный потребитель, который может и умеет сформулировать требования к грунтам для своего бизнеса, еще десять лет назад такого потребителя не было. Поскольку в нынешней политической ситуации сельское хозяйство в нашей стране начало активно развиваться, грунты становятся все более востребованными. Для хобби-сегмента используют насыщенный переходный и низинный торф», — рассказывает Елена Обухович.
Ночной дозор
Небольшое, почти игрушечное производственное здание «Торфяной поляны» располагается на окраине поселка Озерный недалеко от Режа. В полутора километрах от него — торфяное месторождение «Чистое». Собирать торф на новый сезон начнут в майские праздники, когда окончательно сойдет снег и почва подсохнет. На поля выйдут ворошилки — со стороны эти машины похожи на тракторы с крыльями. За ними последуют вакуумные пылесосы, которые собирают торф, не повреждая его.
Торф складывают во внушительные штабеля — примерно по 1000 кубометров. Штабели укрывают от росы и дождей специальной пленкой, и дальше за ними присматривают едва ли не тщательнее, чем за младенцем. Торф в штабелях регулярно контролируется специальными градусниками работающими на солнечных батареях. Если температура в штабеле повысилась, специалисты разбирают его, проветривают, разгоняют очаги бактерий. Когда микроорганизмы перестают «гулять», торф снова собирается в штабели. В определенное время специалист-технолог выбирает нужный для конкретного заказа торф и перевозит его на производство. «Перегрев торфа не допустим, так как он меняет свойства торфа, а качество исходного продукта — важнейший критерий для производства грунтов для профрынка», — рассказывает г-жа Обухович. Наблюдают за торфом круглосуточно, тех, кто делает это в темное время суток, на предприятии называют «ночным дозором».
Сбор торфа — процесс ответственный и напряженный, в первую очередь, из-за погоды. Дождливое лето требует от сборщиков особых навыков, но и прошлое, аномально жаркое тоже оказалось непростым: из-за жары начался лесной пожар, пламя перекинулось на торфяные поля «Экопрома», но к счастью, огонь удалось вовремя локализовать.
Объем собираемого сырья ограничивается не только погодными условиями, но и возможностями отдела продаж. Больше, чем сможешь продать, собирать не следует: прошлогодний торф мешает сбору нового урожая, приходится менять схемы укладки штабелей, пути движения спецтехники.
В Иран с портфелем рассады
Лицензию на разработку участка, запасов которого хватит на полсотни лет, получили еще в 2013 г., однако первую продукцию начали производить только в 2016-м. Много времени ушло на подготовку участка: нужно было выкорчевать чахлый болотистый лес, снять верхний дерновой слой, провести исследования и расчертить поле на участки добычи — не линями на карте, а канавами на местности — это необходимо и для того, чтобы вести учет, где какой торф добывается. Границы старательно расчерченных участков четко видны даже на google-карте. В 2015-м появилось здание завода по переработки торфа, а весной прошлого года закончился монтаж оборудования.
Клиентами «Торфяная поляна» обросла очень быстро и сегодня продает грунты не только в уральские питомники и тепличные хозяйства, но и фермерам центральных и южных регионов России. Елена Обухович признается, главный враг их производства — технический прогресс.
«Крупные хозяйства предпочитают выращивать огурцы и помидоры на минеральной вате, так называемой гидропонике. Конечно, они менее полезны, чем овощи, выращенные на торфе, но эта технология намного дешевле. Наши грунты покупают для хвойных, грибных, цветочных и ягодных культур, под салатные и рассадные линии. Часто мы работаем под заказ: в крупных профессиональных хозяйствах есть свои агрономы, которые предоставляют нам готовые рецепты. Но наш технолог и лаборанты могут предложить более продуктивный рецепт, сравнить два вида грунта в нашей теплице и выдать клиенту оптимальное решение», — рассказывает она.
Продукция для хобби-рынка производится на основании изучения спроса садоводов и огородников.
«Мы постоянно опрашиваем население, узнаем, что бы они хотели выращивать, на основе запросов создаем субстраты. Разработав рецепт, мы высаживаем в своей круглогодичной теплице в новый грунт до 100 образцов растений, смотрим, как они растут. Опытным путем мы выводим оптимальное решение под определенную задачу, и тогда рецепт получает право на «жизнь», — рассказывает директор «Экопрома».
В первый же год работы удалось выйти и на иностранный рынок — «Экопром» поставляет свою продукцию в Иран и Казахстан, но, как признает директор компании, для этого пришлось приложить титанические усилия. Потребовалось снаряжать специалиста предприятия и отправлять его в Иран, где он на месте продвигал уральские грунты. Предприятие получилось довольно долгим и дорогим. Но, как выяснилось, сарафанное радио действует не только в России, но и за границей, поэтому количество зарубежных заказов будет расти.
Брикеты для английских каминов и уральского поселка
Еще одна потенциальная площадка для экспорта продукции «Экопром» — Европа. Но европейского клиента интересуют не столько грунты, сколько торфяное топливо. Топливные брикеты производят из плотного низинного торфа, который практически не пригоден для сельского хозяйства. Сейчас компания тоже производит топливо, но только для личного пользования: производство отапливается собственной котельной, работающей на торфяных брикетах. Во время прошлого отопительного сезона в порядке эксперимента предприятие отапливало торфом и весь поселок Озерный.
«Естественно, это был не слишком выгодный для нас эксперимент: мы поставили собственный котел, а некоторые потребители до сих пор нам должны. Но он показывает: торф — действительно эффективное топливо с высоким КПД. Естественно, он подходит не для всех территорий. Например, в Свердловской области, где есть свои торфяные месторождения и логистическое плечо короткое, это может быть выгодным, если же придется везти на большие расстояния — это будет неэффективно. Пока мы производим топливо только для собственной котельной, хотя нам поступали предложения поставлять торфяные брикеты в Европу. Сейчас мы анализируем эти предложения и просчитываем эффективность: конечно, выйти на европейский рынок — это сказка, но для этого нам придется перестраивать производственный процесс, искать инвестиции», — объясняет Елена.
Впрочем, предприятию в этом году в любом случае придется перестраивать процесс и расширяться. В планах — создание на базе «Экопрома» собственного тепличного хозяйства, которое должно заработать в будущем году. А для этого нужно не только возвести теплицы, но и расширить котельную, увеличить объем выпускаемой продукции, чтобы хватало не только на продажу, но и для личного пользования, нанять дополнительных специалистов.
«Торфяное производство в России постепенно развивается вслед за растущим сельским хозяйством. Но компаний, которые не просто фасуют, но и имеют собственное месторождение, где по лицензии ведется добыча, — не наберется и десятка. Пока их хватает для удовлетворения потребности сельхозпроизводителей, но если аграрный рынок продолжит развиваться с той же динамикой, нам придется расширяться и закупать новую технику — уже сейчас приходится отказывать многим клиентам просто потому, что наших мощностей не хватает», — рассказывает Елена Обухович.
В лаборатории ведется разработка собственных рецептов, а в теплице при ней высаживают растения, сравнивая различные грунты собственного производства и производителей-конкурентов
Торф-сырец привозится из полей и сгружается в приемные карманы. Затем погрузчик загружает торф в подающий бункер линии скринирования. В прошлом году «Экопром» собрал 120 тыс. кубометров торфа, в этом ожидается около 300 тыс. кубометров
На линии скринирования торф-сырец сортируется на разные фракции: например, первая — от 0 до 10 мм, вторая — 10-30 мм, третья — свыше 30 мм
Необходимая фракция поставляется на линию смешивания, состоящую из объемных и весовых бункеров, а также линию внесения любых жидких удобрений. Здесь можно одновременно готовить смесь по двум разным рецептам — например, одну универсальную для хобби-рынка и одну — для профессиональных сельхозпроизводителей. Необходимые ингредиенты отмеряются с помощью компьютера и смешиваются в барабане
В торф добавляют не только специальные присадки, но и гидрореагент, который позволят использовать достаточно сухой торф, а после доставки конечному потребителю — быстро насытить его влагой. Это позволяет экономить заказчику на логистике
Готовая смесь подается на линию дистрибуции. Это — линия для хобби-рынка. Здесь грунт фасуется в мешки объемом 5-50 литров и запаивается
Расфасованный грунт для любительского садоводства отправляется на пресс, где объемные мешки прессуются в «блинчики», которые занимают куда меньше места при хранении и перевозке. Потребителю останется его только распушить, потому что один из главных критериев качества грунта — его воздухоемкость, способность проводить кислород к корням растений, а для этого он должен быть воздушным, как вата. В профессиональных хозяйствах огромные тюки грунта декомпрессуются специальным оборудованием
Грунт для профессионального рынка фасуется в кипы по 250 литров и прессуется прямо в процессе фасовки. Готовая продукция складывается на паллеты и отправляется на погрузку
Фото: Игорь Черепанов, «Торфяная поляна» / Facebook.com