Меню

Грабли, на которые наступают все — Виталий Калугин

«Поистине макроэкономические масштабы проблема приобретает тогда, когда стоимость и цену начинают путать владельцы или основатели крупного бизнеса». Колонка Виталия Калугина для DK.RU.

Виталий Калугин, независимый аналитик:

— Поговорим сегодня о фундаментальной финансовой ошибке. В результате длительных размышлений я понял, почему случаются убытки у экономических агентов. То есть у тех, кто совершает сделки — это такое определение у меня для таких людей. Те, кто хоть раз в год совершает какую-то сделку. Понятно, что сюда попадают все бизнесмены и предприниматели, которые делают их много раз в день. Но также важно, что сюда попадает обыватель, который хоть и редко, но покупает и продает крупные активы типа автомобиля и/или недвижимости. Покупку продуктов в магазине тоже считаем.

Итак, с некоторой натяжкой мы можем исчислить число таких экономических агентов равным количеству занятых в экономике по данным Росстата. За 2014 г. это 71,54 млн человек. Я позволю себе округлить до 72. Потому что смысла статьи не исказит даже округление до 80.

Наш экономический агент постоянно путает стоимость и цену.

Вот сейчас можно написать много букв по политэкономии Маркса и прочим похожим товарищам. Уклонимся в такие дебри, что пропадем, как экспедиция Сусанина. Но как говорится — плох тот ученый, который в двух фразах не может объяснить 10-летнему ребенку смысл своей работы.

Упаси Боже считать, что вы, дорогие читатели, — дети, а я — ученый, но вот моя дефиниция.

Стоимость — это то, что стоит в вашем прайсе, а цена — то, что стоит в платежном поручении. Это для бизнесменов.

Для частных лиц: стоимость — это та «хотелка», которая стоит в объявлении о покупке/продаже. А цена — это то, что вам дают в виде кэша (или безналом на карту). В универсальных платежных инструментах. В деньгах, иначе говоря. Выводим за скобки любого вида бартер.

Теперь примеряем на себя, запоминаем и далее не путаем.

В принципе — далее можете не читать. Потому что я буду обобщать и показывать, как эта фундаментальная ошибка разоряет бизнесы, отражается на банках и становится причиной массовых паник среди частников.

В жизни цена и стоимость не совпадают в подавляющем числе случаев.

Самый простой пример — ваша скидочная карта. Они есть почти у всех и для многих магазинов. В зависимости от размера скидки цена и стоимость отличаются на 3-5 % для продовольственных магазинов и на 5-10-15% для одежды, обуви и т.п. Еще раз: стоимость — это объявленная цифра, цена — реально полученная в кассу сумма.

Далее — нет такого бизнеса b2b, который не предоставляет какие-то скидки. Опять зазор. Кто-то может заявить, что это, видимо, маркетинговый прием. Возможно, да. Задрать сумму, а потом снизить. В виду исключения уважаемому клиенту, конечно. Пока не наступает такой момент, когда надо распродавать стоки. И выясняется, что можно отдать за 10% от той суммы, которая еще вчера считалась эксклюзивно низкой. Иначе пойдет на помойку.

Это уже такой патологический случай, потому что тут зазор между ценой и стоимостью достигает невиданных высот — 70-80-90%. Но это более характерно для бизнеса b2c. Ну что, никто не ходил по распродажам носимых вещей, что ли?

Я, наверное, переборщил с тем, что все путают цену и стоимость. Потому что ряд бизнесменов умеет считать не только себестоимость (шикарная терминологическая подсказка, не правда ли?), но и так называемые БДДС (бюджеты движения денежных средств). Неважно, какова себестоимость (повторюсь) с учетом логистики и хранения. Важно, почём на расчетный счет упадет. Если упадет, конечно. И когда, что тоже важно, потому что деньги стоят денег. Кассовые разрывы никто не отменял. Но это не тема данной статьи.

Пару слов о физических лицах. Машина, которую вы продаете за миллион, мотивируя, что «она столько стоит» по каким-то своим мотивам типа привязанности (холил, лелеял, заправлял дорогим бензином), или мифических справочниках, или обзорах на сайтах, возможно столько и стоит. Но цена ее меньше, и составляет ровно столько, сколько купюр вам за нее дадут здесь и сейчас. Точно та же проблема с недвижимостью. Людям тяжело смириться с тем, что дорогущий ремонт и кухня за полмиллиона в результате продажи на вторичном рынке могут сойти за дополнительную оплату по принципу «ну так и быть, накину сотню тысяч». И никого не будет волновать сумма, за которую вы ее купили, плюс накинули еще по инфляции, плюс третье и десятое. Кризис. Ваша стоимость интересна только вам. Цена — ниже. Почти всегда.

Это все микроэкономика. Перейдем на уровень выше.

Поистине макроэкономические масштабы проблема приобретает тогда, когда стоимость и цену начинают путать владельцы или основатели крупного бизнеса.

Их логика безупречна. Я строил с нуля здания, покупал дорогое оборудование, отлаживал процессы. И теперь желаю выйти из бизнеса и получить достойную сумму на старость. Простите за жаргон — фигушки. Никому не интересно все вышеперечисленное. Стоимость крупного промышленного бизнеса, указанная в бухгалтерских балансах, не привлекает никого, кроме вас. Все остальные — банкиры, конкуренты, потенциальные покупатели озабочены только одним — кэшем. Cash flow, по научному. Всем вокруг интересно, как много и как долго ваш бизнес может генерировать поток зеленых бумажек. А не то, на каком оборудовании вы это делаете.

Да, в некоторых случаях бизнес покупают не за поток наличных, а за землю под предприятием. Иногда — за уникальное монопольное положение на какой-то рыночной нише. Часто умелые владельцы могут монетизировать так называемый «гудвил» (для простоты назовем это брендом). Или рыночные перспективы. В этом случае цена и стоимость могут различаться и в обратную сторону. Например, компания Twitter ничего не генерирует, кроме убытков, а стоит миллиарды. Но мы говорим о регулярном производственном бизнесе.

И вот, несмотря на ваше мнение о своем бизнесе, банк будет считать поток наличных. Поставит ставку дисконта повыше (Кстати, если вместо 10% ставки посчитать 15%, то NPV за 5 лет сокращается примерно на 11,5%. Это называется метод DCF — самый, пожалуй, простой и потому распространенный в оценке бизнесов). А потом еще и коэффициент залога 0,5. И вот эта весьма убогая цифра будет нижней границей цены вашего актива. Потому что банк рассматривает стресс-сценарий быстрой продажи. Вы можете увеличить эту сумму на 30-40%. И получить приблизительную оценку реальной ликвидности актива. В деньгах.

Вернемся в масс-сегмент. Почему нужна ипотека с первоначальным взносом?

Потому что реальную цену недвижимости банк видит как раз в сумму своего кредита. И не выше. Чтоб отнять и быстро продать за наличные.

Поэтому в каждый конкретный момент не имеет никакого значения стоимость. Только Его Величество цена. Важно точно понимать ее реальные размеры. И ликвидность. Цена сегодня и цена через месяц различаются. Вторая выше, иногда намного. Теоретически. Если не ошибетесь. Потому что иногда синица в руках важнее.

Тем, кто дочитал до конца — бонус.

В стране примерно 32,5 трлн денег. Так называемая денежная масса. То есть это те средства платежа, которые в принципе могут быть получены в обмен за актив. А теперь прикинем. В стране 55,7 миллиона транспортных средств по средней стоимости пусть 250 тыс. руб. — 15 трлн руб. Недвижимости пусть 1 миллиард м2, по средней цене 30 тыс. руб. — итого примерно 30 трлн руб. И это я не считал 2-3 трлн руб. в год на розничный товарооборот (на еду, иначе говоря). То есть не остается для немедленного выкупа даже активов частных лиц. Не говоря уже о сотнях миллионов м2 коммерческой недвижимости, заводах, пароходах, трубах и прочих реальных активах. И рынок ценных бумаг тоже обнуляем.

В пределе на каждого трудоспособного всего 32,5 трлн/72 млн. человек = 450 000 на каждого.

Если вас в семье двое трудоспособных, то ликвидная цена ваших ВСЕХ активов менее миллиона рублей. И плевать, что живете в трешке и две машины в семье.

И это я обнулил цену всех иных активов.

Если совсем обобщать: есть исследование о том, что сумма активов страны по стоимости равна 250-300% ВВП. Если коэффициент монетизации ВВП грубо 50%, то денежная цена ваших активов как минимум в 5 раз ниже, чем вы себе воображаете. Вот так.

Я нарочно допустил передергивание в расчетах. Искажение. Это — любителям поспорить. Можете поискать. Но это не мешает фундаментальному смыслу статьи.

В предельном случае цена ваших золотых серег с бриллиантами может быть равна мешку картошки.

Итак, учимся отличать цену и стоимость и вовремя выпрыгивать из переоцененных активов.

Удачи!