Впервые оказавшись во Франции еще школьником, Григорий Балакин был очарован красивыми иностранными авто. Сегодня он убежден, что машина должна приносить радость.
Впервые оказавшись во Франции еще школьником, Григорий Балакин был очарован красивыми иностранными авто. Сегодня он убежден, что машина должна приносить радость, и не разделяет склонности российских автолюбителей к консервативным оттенкам. До европейского уровня культуры – цвета, вождения, парковки – еще далеко, констатирует он.
Григорий Балакин, управляющий партнер ГК «УралФрансАвто-Авантайм-Британия»
Психология покупателей автомобилей в России очень предсказуема – и по-прежнему далека от европейской. Когда у человека появляются свободные деньги, он сразу приобретает максимально большую машину, какую может себе позволить. Я однажды услышал отличную фразу, которая объясняет эту страсть к внедорожникам: «Чтобы парковаться на бордюре было легко». Сегмент кроссоверов быстро растет, потому что люди любят заезжать на газоны! (Потом, правда, возмущаются, что газоны в городе в плохом состоянии, что на улицах много грязи. Но убеждены, что это совершенно не из-за них).
Тот факт, что цена владения внедорожником довольно высока, мало кого волнует. Молодые люди вообще этим не интересуется. В момент покупки им главное получить красивую большую машину, чтобы похвастаться перед друзьями, девушками, обществом. А потом жалуются на форумах, что обслуживать такую машину у дилера очень дорого. Конечно, дорого! Чем больше и сложнее автомобиль, тем больше ему требуется масла, тем дороже фильтры и дальше по списку. Состоявшиеся люди, которые знают, как зарабатываются и тратятся деньги, это понимают. Они сразу интересуются, во сколько встанет обслуживание авто и почему.
Также наши люди очень консервативны в выборе цвета автомобиля. Уже много лет в лидерах черная, темно-серая, серая, иногда серебристая расцветка. В этом ряду самый смелый тренд – белые машины. Купить красное или желтое авто решаются единицы. Аргументируют просто: «А как я его потом продам?». Конечно, риск потерять 50-100 тыс. руб. при продаже яркой машины есть. Но мне, человеку, который увлекается автомобилями всерьез, такой подход непонятен. Ведь ты будешь ездить на машине два-три года. Все это время он должен тебя радовать! А ты уже изначально идешь на компромисс с самим собой, думая, как будешь его продавать.
Наряду с внедорожниками, у наших людей очень популярны большие седаны. Потому что форма корпуса очень солидная. А нам важен месседж, который исходит от автомобиля, важно, как его воспримут. Отчасти этим можно объяснить популярность Hyundai Solaris. Ажиотажный спрос на него создавался грамотно и заранее: авто очень качественно отрекламировали и цену на него сделали низкой. Люди встали в очередь и не хотят остановиться и подумать. А есть над чем: цена на Solaris за год выросла на 20% - они стоят как Ford Focus или Peugeot 308. Но с советских времен у наших людей осталось в сознании, что если где-то очередь, значит, продукт хороший, надо брать. Кстати, французские автоконцерны до последнего пытались бороться со страстью россиян к седанам, пытались донести, что хэтчбэки намного удобнее – ведь все равно в багажнике никто ничего не возит. Но они сдались. И в следующем году выводят на рынок конкурента Hyundai Solaris и Volkswagen Polo.
На безопасность при покупке машины внимание обращают очень немногие. Некоторые даже возмущаются, зачем авто начинили шестью подушками безопасности, преднатяжителями ремней, АВС – ведь это делает цену выше. Хотя все это есть в стандартном европейском автомобиле – не зря же по оценке Европейской ассоциации испытания новых авто практически все имеют 4 звезды, некоторые - 5 (по пятибалльной системе). Это говорит о том, что после лобового удара на скорости 64 км/ч водитель сможет отстегнуть ремень, открыть дверь – без посторонней помощи и выйти из авто невредимым. Максимум, повредит колено – но это будет не перелом, а ушиб. Но наши люди почему-то уверены, что в аварию не попадут. Есть и такие, кто упорно продолжает игнорировать ремни безопасности! И ведь не ленятся обманывать предупреждающие системы, которые во всех современных автомобилях пищат, если человек не пристегнулся. Защелкивают ремень, протягивают его за сиденьем и вперед. Для европейца это дико.
Такое же поверхностное отношение - к экологичности. Да, европейские авто соответствуют стандартам Евро-4 и Евро-5 – они выбрасывают в шесть-семь раз меньше углекислого газа, чем отечественные. И государство обязывает нас ввозить машины не ниже Евро-4. Но Россия ведь страна парадоксов. Наши нефтяные компании, например, производят бензин, соответствующий лишь Евро-2: обязательств перед государством делать топливо под Евро-4 у них нет, это дело добровольное. Понятно, что в такой ситуации ждать от людей другого отношения к экологичности не приходится.