Тягостное впечатление оставила предвыборная суета власти. Внешне и съезд ЕР и «руководство страны в гостях у военных» (детей, учителей, пенсионеров и далее по списку) – выглядело очень по-советски.
А трансляции с партсъездов меня с детства вгоняли в тоску. И сейчас я не услышал от «руководства страны» ничего, что бы меня обрадовало или успокоило. Заявления «мы вышли из кризиса» или «мы подготовлены к новому кризису гораздо лучше, чем к прошлому», не подкрепленные аргументами, оптимизма не добавляют, если только вы не привыкли верить на слово. Обещание развернуть наступательные ракеты в ответ на развертывание ПРО (оборонительного!!) в Восточной Европе и грустное, и нелогичное. И новых расходов потребует. После ухода Кудрина говорили, что бюджет предстоящего года напряженный, а тут смотрим – военным обещаны беспрецедентные вливания. А еще раньше – полицейским, а под самые выборы – работникам детских учреждений, библиотек и еще чего-то. Всем дать, дать… Не говоря о всемирных мероприятиях… Не зря же Помпеи и «помпезно» – однокоренные слова? На эту тему как-то высказался премьер Черномырдин перед депутатами. В том смысле – а где источники?
Оппозиция тоже не порадовала. Я честно изучил программы КПРФ, ЛДПР и СР. Даже конспектик в ворде сделал. Слушайте, я всю жизнь считал, что программы – хоть партий, хоть компьютерные, – это описание действий. Но это же набор благих намерений! Как и у партии власти – этим дать, и этим, и этим. Очень по-ленински и популистски. Действия в программах упоминались, но редко и негативного характера – вроде «национализации сырьевых отраслей» или «отнять бизнес у экономически и социально неэффективных собственников». Наверное, это может понравиться недальновидному избирателю, который знает, что не доберется до нефтяной задвижки и не станет собственником бизнеса, который «чрезвычайка» отнимет за «социальную неэффективность». Я такой же недальновидный, но у меня память хотя бы не отшибло, могу рассказать, как при полной госсобственности и беспрецедентном, кстати, военном бюджете в стране не было ничего. На что рассчитывают люди, искренне поддержавшие такие грустные программы? Я не понимаю, что бы начала делать оппозиция на другой день после банкета по случаю собственной победы. Мне кажется, победа не входила в ее планы. Иначе программы были бы более осмысленные.
Хотя, возможно, избиратели поддержали саму идею оппозиционности. Возможно, какая-то их часть (как я, например) пыталась таким способом подать сигнал власти: ау! мы здесь! мы не согласны, что нас держат за идиотов! давайте уже как-то меняйтесь, а то, не ровен час, профукаете страну!
И что же, власть? Вместо борьбы за умы – борьба с умами. Вместо борьбы за избирателя – борьба за проценты. А как иначе? Ведь и до известного заявления было ясно, что в отношении руководителей, не обеспечивших партии власти «достойных» процентов, будут сделаны «оргвыводы». И руководители по всей стране рвали и метали, работали на износ, не жалея ни себя ни окружающих.
Я понимаю, почему мама или теща голосуют за ЕР: у них телик – единственный источник информации. Мне непонятно, почему в республиках Северного Кавказа 90 с лишним процентов у ЕР – из-за полного отсутствия интернета или местное руководство хорошо работает? Или и то и другое? Эти республики – образцы модернизации и эффективности работы руководителей, которым деньги аллах дает?
В общем, не удался сигнал . Хотя, казалось бы – чего бояться? Ну, зафиксировали вброс избирательных бюллетеней. С учетом вышесказанного, неудивительное дело. Ну, наказать примерно зарвавшегося чиновника, объяснить, что борьба, она на то и предвыборная, что перед выборами, а во время и после – ни-ни! Даже отменить результаты по каким-то участкам и переголосовать. Ведь победа же никуда не денется, ведь заслуженно же победили? Так нет, заявляем, что никаких нарушений, кроме провокаций оппозиции. И получаем протесты, разгоны, аресты оппозиционеров, падающие сайты и прочие несимпатичные вещи, так не идущие действительно сильной, авторитетной и уверенной в себе власти.
Колонка написана специально для "Делового квартала"