Меню

Хакните свой мозг: шесть способов учиться лучше и быстро запоминать все на свете

Иллюстрация: wikipedia.org

Чтобы информация усваивалась, не нужно тратить на обучение часы. Занятия по 20 минут с перерывами на сон — отличный, с точки зрения ученых, способ освоить любую науку. Как это работает?

Способность учиться быстро — огромное конкурентное преимущество. Fast Company пишет, что есть шесть научно доказанных способов, которые помогают учиться и запоминать новое быстрее.

1. Учите других (или притворяйтесь, что учите)

Если вы представите, что вам нужно объяснить кому-то другому материал или задачи, которыми вы заняты, это увеличит скорость обучения и позволит вам больше запомнить, говорит исследование ученых из Вашингтонского университета в Сент-Луисе. Такая ситуация просто меняет ваш настрой, мозг начинает учиться эффективнее, чем когда вам просто нужно сдать тест.

Один из соавторов исследования Джон Нестойко пишет: «Когда учителя готовятся преподавать, они обычно ищут ключевые мысли и организуют информацию, придавая ей внятную структуру. Наши результаты показывают, что и студенты тоже начинают применять такие методики эффективного обучения, если они думают, что им предстоит преподавать этот материал».

2. Отводите на обучение короткие отрезки времени

Исследователи из Луизианского университета советуют отводить на изучение нового материала по 30-50 минут. Более коротких отрезков времени недостаточно, а занятия дольше 50 минут приводят к переизбытку информации, мозг начинает воспринимать ее намного хуже. Делайте перерывы на 5-10 минут для передышки.

Специалист по образованию Нил Старр советует и вовсе проводить микросессии: делать небольшие карточки с описанием более сложных концепций и периодически браться за них, когда выдается небольшой перерыв.

3. Делайте заметки от руки

Вести заметки в смартфоне или ноутбуке для многих проще. Но использование ручки и бумаги помогает учиться и лучше запоминать информацию.

Исследователи Принстонского и Калифорнийского университета обнаружили, что когда студенты делают записи от руки, они активнее слушают и лучше распознают важные концепции. У тех, кто ведет заметки на компьютере, этот процесс превращается в бездумную стенограмму. Кроме того, что-то может постоянно отвлекать, например, электронная почта или социальные сети.

Профессор Принстонского университета Пэм Мюллер пишет, что те, кто ведет заметки на ноутбуке, хуже справляются с концептуальными вопросами, они обычно склонны дословно записывать лекции, вместо того, чтобы обрабатывать информацию и формулировать ее своими словами. Конечно, это плохо для обучения.

4. Растягивайте освоение материала

Это кажется парадоксальным, но мы учимся быстрее, когда распределяем, растягиваем обучение. Автор книги How We Learn: The Surprising Truth About When, Where, and Why It Happens Бенедикт Кэри сравнивает обучение с поливом газона.

Можно поливать лужайку раз в неделю полтора часа или три раза в неделю по полчаса. Если вы будете делать это трижды в неделю, трава будет зеленее.

Чтобы хорошо запомнить материал, лучше всего повторять его через день-два после того, как вы в первый раз с ним ознакомились.

Есть теория, — говорит Кэри, — что если вы пытаетесь изучить что-то быстро, мозг уделяет учебе меньше внимания. Если же вы повторяете информацию через несколько дней или неделю, а не сразу, это посылает ему сигнал, что эту информацию все-таки надо запомнить.

5. Не бойтесь подремать

Чтобы запоминать информацию, нужно иногда отключаться. Сон в перерыве между занятиями, как показывает исследование, результаты которого опубликованы в журнале Psychological Science, помогает лучше запоминать материал, это видно даже по прошествии нескольких месяцев.

Во Франции провели эксперимент, в ходе которого участников научили переводить 16 французских слов на суахили в течение двух занятий. Участники из одной группы учились сначала утром, а потом вечером того же дня, а участники из второй группы учились вечером, потом спали, а утром приходили на второе занятие. Те, кто в перерыве спал, смогли вспомнить в среднем по 10 из 16 слов, а те, кто нет — только 7,5.

Это показывает, что встраивать сон в процесс обучения вдвойне полезно: это сокращает время, которое у вас уйдет на повторное освоение материала, и помогает помнить материал дольше, — пишет автор исследования, психолог Лионского университета Стефани Мазза. — Предыдущие исследования показывали, что спать после уроков полезно, а теперь мы видим, что еще лучше — спать между двумя занятиями.

Ранее DK.RU писал о главных правилах здорового сна.

6. Практикуйтесь по-разному

Если вы осваиваете новые моторные навыки, полезно менять подход к их тренировке. Как говорят исследователи из университета Джонса Хопкинса, это помогает учиться быстрее. Был проведен эксперимент, во время которого участники должны были освоить некую задачу на компьютере. Те, кто во время второго занятия пользовался другой, модифицированной методикой, в итоге справились лучше, чем те, кто во второй раз применял тот же самый метод.

Пабло Селник, руководитель исследования, поясняет, что лучше хотя бы слегка модифицировать свой подход к обучению на разных занятиях, чем практиковаться совершенно одинаково несколько раз подряд.