«Плохо, когда есть одно и правильное мнение — в фирме или в государстве. Даже если оно мое — все равно плохо». Правила, которыми Виктор Ананьев руководствуется в жизни и в бизнесе, — на DK.RU.
Виктор Ананьев, директор по развитию «Атомстройкомплекса»:
1 | Я обычно разговариваю негромко. И считаю, что эра начальников, которые брали голосом, прошла. По-моему, для руководителя куда важнее располагать максимальным количеством фактов и набором нужной информации, нежели харизмой. Харизма вообще вещь опасная. Очень часто харизматики больше ничем не обладают, потому что привыкли выезжать на своем шарме. А застенчивым людям с тихим голосом приходится глубже разбираться в вопросах, собирать больше информации — они куда более подкованы.
2 | В целом я считаю себя удачливым — со второй-третьей попытки обычно получается сделать то, что задумал. А если серьезно, везение не появляется на ровном месте. В этом плане согласен с фразой Хаммера «Если я работаю по 14 часов в день и семь дней в неделю, то мне определенно начинает везти». Так же и с интуицией — чтобы ей доверять, нужно сначала обзавестись богатым опытом.
3 | В моем окружении практически нет людей, которые собираются эмигрировать. И сам я считаю, что если земля под ногами не горит, из России и Екатеринбурга в частности грех уезжать. Здесь есть чем заниматься, что выстраивать. Вообще в стране в последние 25 лет был период максимальной свободы, столько за весь исторический период не наблюдалось. Зачем от этого уезжать и жаловаться на действительность, мне не понятно.
4 | Лет пять назад я много ездил по Европе. Да, там есть масса хорошего. Но при этом ряд городов совсем не развиваются — у них уже все было, все лучшее в прошлом. И нужно совершить что-то сверхъестественное, чтобы эти города получили новый импульс. Я думаю, это тенденция будет только усугубляться.
5 | Многие екатеринбуржцы до того привыкли к городу, что не видят, насколько он уникален. Небоскребы на фоне белого снега — то, что у нас перед глазами три месяца в году — для человека мира зрелище потрясающее! А наш конструктивизм, а плотная центральная застройка с рукотворным городским прудом, а музеи, а поездки на снегоходах за городом, а русская баня как элемент SPA! Да, у нас месяц совершенно экстремальных погодных условий, еще пара месяцев не очень приятных, но 7-8 месяцев по мегаполису приятно гулять.
Екатеринбург очень сильно недооценен, и нам всем как городу нужно прекратить выискивать недостатки и начать лучше себя продавать.
6 | Я убежден: увеличение процента людей, свободно владеющих английским – одна из точек роста для Екатеринбурга. 50 лет назад Сингапур был совсем не тем глобальным мегаполисом, что сейчас. И стартовые условия у него были хуже, чем у Екатеринбурга: коррупция, удручающая экология, четыре разрозненные нации, три языка. Но город смог превратить слабые стороны в сильные и создать комфортную среду. Единственное, в чем сингапурцы были сильнее нас — английский язык и английское право, оставшиеся от колонизаторов.
7 | Когда я учился в школе, мне говорили, что языки — это не мое, и едва ли я хоть одним овладею. Однако после я за два года с нуля выучил немецкий — до уровня, достаточного для поступления в университет. Дело — в мотивации. Думаю, если освободить от подоходного налога тех екатеринбуржцев, кто сдаст, к примеру, IELTS на уровне 6.0, это побудит многих выучить английский. Тренд должна задать власть — она для того и нужна, чтобы показывать направление. Тем более для бюджета это будет весьма подъемно. Понимания в этом вопросе я пока не нахожу, но еще не вечер.
8 | У девелопера должна быть профессиональная деформация — он обязан быть оптимистом. Всегда. Верить в каждый свой проект, в то, что он делает. А если с трибун говоришь одно, а на самом деле думаешь другое, то и до шизофрении недалеко.
9 | В 1990-е гг. было круто иметь автомобиль, ездить за рулем. Но эта мода проходит. Собственное авто — это и для экологии вредно, и дорого, и неудобно, и не нужно в таких количествах как сейчас. Потому что не рассчитан центр Екатеринбурга на столько машин, а весь мировой опыт показывает: город должен быть не для авто, а для пешеходов.
Сам я готов отказаться от машины, я и сейчас за руль сажусь пару раз в месяц — больше для развлечения. Часто пользуюсь такси, езжу на велосипеде, хожу пешком. И вижу: тротуары убирают неплохо, зимой улицы чистят до асфальта.
Если десять лет назад непролазная грязь была два месяца — весной и осенью, то сейчас этот период сжат до двух недель. Конечно, есть куда расти, но тренд правильный.
10 | Я — за юмор. И в жизни, и в бизнесе. Во-первых, глупо относиться к себе слишком серьезно, во-вторых, без юмора смотреть на определенные вещи вокруг просто опасно для здоровья!
11 | Материться на стройке стали меньше. И вообще уровень постановки задач в этой сфере сильно поменялся. Если 50 лет назад приходилось работать практически без оборудования, технологий, специалистов — строить вопреки, то сейчас все это есть. Сегодня другие вызовы, мы должны не просто квадратные метры строить, а создавать среду обитания — начиная от подъезда и заканчивая кварталом.
12 | На работе мы проводим большую часть времени, и задача руководителя — создать комфортную среду. Знаю про другой подход, родом из СССР 1930-х гг., когда считалось, что если ученого загнать в нечеловеческие условия, у него производительность будет выше. Такой экстрим я не приветствую. Но важно помнить: какими бы комфортными ни были условия, эффективность неминуемо упадет, если люди начнут скучать. Поэтому их нужно обеспечить Делом с большой буквы, которое будет им интересно.
13 | Я не считаю себя представителем нового поколения, наоборот, последние лет пять ощущаю себя очень зрелым. Думаю, я уже предыдущее поколение, ведь за людьми поколения Y на работу приходят более молодые. Если очень упростить, то многим 20-летним нужен не руководитель, а пионервожатый — вдохновляющий, задорный и свой. А поколению 40-летних проще договариваться с этим самым вожатым, а не непосредственно с молодежью. Формации меняются, это неизбежный процесс.
14 | До 30 лет я думал, что увеличение веса и размера с возрастом — процесс естественный и нормальный, был к этому готов, хоть и занимаюсь спортом. Но скорректировал систему питания, похудел на 5-6 кг. и вес держу. Уверен, что хорошая физическая форма очень важна — чтобы жизнь была комфортнее и интереснее.
15 | Судя по молодым инженерам, приходящим на стройки, разрыв между школой и практикой огромный. Нам стоит улучшать в вузах содержательную часть. Я сам учился на стройфаке УПИ и помню: цель у нас была — сдать экзамен. А каким образом — это всякий раз было творчество.
Я на втором курсе поспорил сам с собой, что сдам все экзамены на пятерки — независимо от посещаемости и взаимоотношений с преподавателями. И каждый раз решал задачку индивидуально.
То есть у нас студентам дают, в основном, так называемые Soft skills — умение общаться, работать с информацией, планировать свою деятельность, стрессоустойчивость. Что касается мировых университетов, то там студенты получают Hard skills — профессиональные знания. Почти все экзамены там письменные, есть четкий набор критериев, по которым оценивают работы — я сам это проходил, когда учился в Англии. Какая система лучше, вопрос отдельной дискуссии. В целом же, думаю, оптимальным было бы сочетание лучших черт обеих образовательных систем.
16 | У меня есть знакомые, которым меньше 30 лет, но при этом мыслят они как глубокие старики. И, напротив, знаю людей старшего поколения, которые намного интереснее молодежи. Вообще я заметил, что многие, кому 50-60 лет, любят фразу Черчилля «Кто в молодости не был радикалом — у того нет сердца, кто в старости не стал консерватором — у того нет ума». Но при этом консерваторами они становиться не спешат — напротив, мыслят очень глобально и живо. Это очень здорово.
17 | У нас нет красивых, довольных жизнью стариков — не пожилых людей, а тех, кому 70-80 лет. По объективным причинам, конечно — не было такой культуры. Это ведь комплекс вопросов: здравоохранение, питание, экология и т. д. Я надеюсь, что ситуация изменится, что поколение наших родителей станет первым, где мы увидим красивых стариков в больших количествах. К этому нужно стремиться.
18 | Плохо, когда есть одно и правильное мнение — в фирме или в государстве. Даже если оно мое — все равно плохо. Наверно, оправдана такая стратегия только в военное время. А в обычные годы к развитию она приведет едва ли.
19 | Мне очень нравятся молодые динамичные компании с неформальным стилем управления. Согласен с мнением, что структура предприятий из иерархической должна становиться более горизонтальной — это требование времени.
20 | Один в поле не воин. Избитая фраза, но в сегодняшнем мире она актуальна как никогда — процессы стали сложнее, сейчас прорывы совершают команды, а не один человек. Делать серьезные передовые проекты способна только правильно собранная команда лидеров, которые воспринимают фразу «Это невозможно» как вызов. Безусловно, руководить такими специалистами приятно. Потому что, как говорила Екатерина II, легко управлять людьми, когда приказываешь им делать то, что они хотят делать. Конечно, сформировать такую команду с первого раза редко получается, но сделать это реально.