«Предпочли бы вы иметь диплом Гарварда, хотя на самом деле не обучались там, или вам было бы приятнее заняться самообразованием, без всяких документов? Этот вопрос говорит все об этой системе».
Профессор экономики Брайан Каплан уверен, что образование — это всего лишь бездарная трата времени и денег. По его мнению, оно не дает каких-либо специальных поддающихся измерению навыков, а также не помогает оценить врожденные способности. Зачем тогда получать образование? Диплом словно посылает сигнал, что тот, у кого он есть, лучше, чем тот, у кого его нет.
В книге «Дело против образования: Почему образовательная система — это бесполезная трата времени и денег» Каплан утверждает, что образование — это своего рода марафон, в котором выигрывает тот, кто продержится дольше всех. Именно поэтому образование выгодно отдельному индивиду, но расточительно для общества в целом. Каплан вынуждает нас усомниться во многих заявлениях, часто автоматически принимаемых за истину в области образования.
Предпочли бы вы иметь диплом Гарварда, хотя на самом деле не обучались там, или вам было бы приятнее заняться самообразованием, без всяких документов?
Вопрос точно заставит задуматься. Уже то, что при ответе на этот вопрос возникает нерешительность, — сильный аргумент в пользу тезиса Каплана, говорящего, что образование в первую очередь что-то сигнализирует, а не действительно дает конкретные навыки.
Работодателю сложно оценить, компетентен человек на самом деле или только бросает пыль в глаза. Тот, кто нанимается на работу, всегда хочет произвести впечатление старательного, пунктуального, креативного и имеющего обширные знания человека. Диплом же словно свидетельствует, что и другие оценили соискателя как компетентного человека или, по крайней мере, как того, кто может вовремя приходить, сохранять тишину, сотрудничать с другими людьми и готов выполнять скучные задания годами только потому, что кто-то вышестоящий решил, что это необходимо.
Все это весьма похоже на те качества, которые и нужны работодателю. Поэтому так важно иметь диплом. Но нет доказательств в пользу того, что человек, получая образование, действительно чему-то учится, или что образование выявляет сильные стороны каждого.
Можно сказать, что, получая образование, мы учимся мыслить. В этом есть некий смысл. Но Каплан говорит, что в ходе проведенных исследований никаких доказательств этому получено не было. Люди, как правило, плохо способны выводить общие принципы из конкретных примеров. Если тренировать только бицепсы, ноги по-прежнему будут выглядеть как макаронины.
Представьте себе, что вы попали на пустынный остров. Захотите ли вы получить свидетельство, удостоверяющее, что вы прошли курс по выживанию, на самом деле не обучаясь этому, или вы в самом деле захотите знать, как выжить на необитаемом острове без всякого документа? Скорее всего, вы дадите ответ не задумываясь.
Не все образование одинаково применимо на практике. То, что по факту дает навыки, которые затем можно использовать в профессиональной деятельности, судя по всему, стоит всех тех гигантских кредитов, которые берут студенты в США. И, возможно, не случайно именно инженерные специальности не так уж популярны, несмотря на высокие средние зарплаты в этой сфере и привлекательные условия на рынке труда. Там приходится учиться по-настоящему, а это трудно. Еще один пример — медицина. Студентам действительно приходится усваивать знания, иначе в будущем их пациенты будут просто умирать.
Большая часть того, что мы изучаем в средней школе, не ценится ни на рынке труда, ни самими учениками. Многие из нас не находят никакого применения большей части того, что вынуждены были учить, и потому не помнят все это во взрослой жизни. Когда вы в последний раз использовали свои школьные знания по геологии, зоологии или находили производную функции?