Чистящие средства иностранных производителей начинают исчезать из магазинов — Роспотребнадзор считает их небезопасными для использования. Уральские ритейлеры восприняли запрет санврачей с иронией.
Перечень запрещенных химических средств содержится в письме главы Роспотребнадзора Анны Поповой. Оно было разослано в территориальные ведомства еще 28 июля, однако известно об этом стало только сегодня. В документе говорится: продукция ряда зарубежных компаний не соответствует нормативным требованиям по санитарно-химическим и токсикологическим показателям безопасности — это подтверждено исследованиями.
Список:
1. Henkel (пр-во Украина):
кондиционер для белья «Вернель Весенняя свежесть»,
стиральный порошок «Персил Эксперт Сенсетив»,
моющее средство «Пемос детский»;
2. Procter & Gamble (пр-во Чехия):
средство для мытья посуды Fairy Platinum;
3. Colgate-Palmolive (пр-во Турция):
«Palmolive Натурэль Интенсивное увлажнение Олива и Увлажняющее молочко»;
4. Werner & Mertz GmbH (пр-во Германия):
средство для чистки и ухода за полом Emsal;
5. The Clorox Company (пр-во США):
универсальное антибактериальное чистящее средство для всех типов поверхности «Формула 409».
Крупные российские сети уже сняли указанную продукцию с реализации, в том числе и в магазинах Екатеринбурга. Эту информацию подтвердили DK.RU представители «Ашана» и МЕТРО Кэш энд Керри. Ритейлеры поясняют, что запрещенная продукция в настоящее время находится на ответственном хранении до принятия соответствующего решения. Это может быть возврат производителю или утилизация — то есть предусмотренные законодательством процедуры. В то же время в пресс-службе X5 Retail Group (развивает сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») пояснили, что письмо из Роспотребнадзора не получали:
«Х5 пока не получала писем с требованиями об изъятии из продажи конкретных партий товаров бытовой химии, соответственно, в данный момент никаких действий с этими товарами не производит. Все представленная в наших торговых сетях бытовая химия снабжена необходимыми документами, подтверждающими качество и безопасность продукции».
Екатеринбургские ритейлеры, опрошенные DK.RU, узнали о запрете из СМИ. Александр Оглоблин, генеральный директор торговой сети «Елисей», воспринял информацию с иронией:
«Я допускаю, что санврачи, если захотят, найдут что угодно в любой продукции».
Вице-президент сети супермаркетов «Кировский» Лев Ковпак припомнил, что два месяца назад от Роспотребнадзора были получены рекомендации — речь шла об изъятии из продажи средств бытовой химии, произведенных на Украине. Однако новых сообщений от надзорного ведомства «Кировский» также не получал:
«Если будут настаивать, придется изымать из продажи. Скоро будем покупать мыло! У бабушек, наверняка, сохранились запасы хозяйственного мыла».
Объем рынка чистящих средств в России в 2014 г. Euromonitor International оценивает в 103,7 млрд руб. в розничных ценах, передает «Коммерсантъ». По данным «Nielsen Россия», в натуральном выражении объем рынка стиральных порошков и кондиционеров для белья в России в 2014 г. составил около 600 млн кг, объем средств для мытья посуды превысил 130 млн л в прошлом году. По данным Euromonitor, лидером на российском рынке с долей 37,1% в денежном выражении в 2014 г. являлся Procter & Gamble, второе место занимал Henkel с долей 20,9%.
По словам аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, иностранные компании на российском рынке стиральных порошков и чистящих средств занимают около 75%, и поэтому их продукция чаще привлекает внимание Роспотребнадзора. В то же время он допускает, что рейды надзорного ведомства могут быть связаны с конфронтацией России и Запада и продолжающимся жестким режимом взаимных экономических санкций.
«Но если в случае с пищевыми продуктами такие нарушения найти проще, то в случае с бытовой химией это будет более сложный процесс. Тем более ряд такой бытовой химии выпускается в России по лицензии, и закрытие или сокращение объемов производства — это тоже удар по экономике и по людям, которые работают на этих предприятиях»,— добавил г-н Лукашов.
Авторы: Александра Чигвинцева, Андрей Пермяков