Меню

«И кто здесь босс?» Кейс о том, как супруги чуть не потеряли общий бизнес. С хеппи-эндом

Юлия Коган и Сергей Третьяков. Иллюстрация: Личный архив

«Когда собственники выясняют отношения, они не сосредоточены на прибыли. Бизнес не работает. Деньги не приходят. Сотрудники в ступоре. Я не выдержал и решил уйти. Совсем».

Чаще всего семейный бизнес (если мы, конечно, не говорим о корпорациях, где дело передается по наследству, а дети с юности приобщаются к занятию родителей) вырастает из хобби. Иногда оно становится успешным, иногда заканчивается разрывом — как бизнес-партнерства, так и семейных отношений, а иногда и того, и другого.

Герои DK.RU не раз рассуждали на эту тему. Кто-то, как братья Даутовы, сумели обернуть родство в плюсы и построить на этом востребованный продукт. Кто-то нашел компромисс, договорившись, что работа — только на работе, а на кухне профессиональные темы запрещены. Кому-то не повезло, и дело пришлось уступить одной стороне либо вообще закрыть.

То есть семейный подряд может быть как созидательным, так и разрушительным. Собственники «Кондитории» Юлия Коган и Сергей Третьяков пережили на этом пути разные этапы. Сначала было много радости и воодушевления, а вот потом начались проблемы. 

Сергей Третьяков откровенно рассказал DK.RU, как их бизнес чуть не потерпел крах из-за амбиций мужа и жены.

— История семейного бизнеса манит многих. По разным причинам. Многие видят в своем партнере по жизни отличного партнера по бизнесу. Здесь играет роль доверие. Начинать хочется с человеком, которому можно доверять. Доверять его решениям, доверять ему деньги и т.д. Вполне логичное решение для любого человека. Мы тоже не миновали этой участи.

Какие красивые и яркие картины рисовало мое воображение... Вот мы с женой Юлей вместе строим нашу корпорацию. Безусловно, доверяем решениям друг друга. Вот мы выслушиваем отчет нашей команды и корректируем стратегический план развития. Вот в конце дня водитель везет нас домой, мы держимся за руки и обсуждаем, как откроем наше подразделение в Нью-Йорке, Лондоне, Амстердаме и Москве...

Ах, мечты, мечты...

Стань моей тенью

Мы запустили наш кондитерский и образовательный проекты у себя на кухне, покинув крупные корпорации. Я ушел из МТС, а Юля — из Майкрософта. Свой «сладкий» бизнес мы начали еще будучи наемниками, но после ухода из корпораций могли уделять 100% внимания новому делу.

>>>Читайте такжеКак кондитерская «из инстаграма» оформилась в кафе в центре города. Опыт «Кондитории»

Сперва все шло гладко. Нас приглашали в разные СМИ на интервью и фотосессии. «Молодая семья покинула большие корпорации ради общего дела!» — пестрели заголовками местные журналы и интернет-издания. Мы занимались самопиаром. Все это давало нам некоторый прилив сил.

Доверие в вопросе нашего тогда еще микробизнеса имело большое значение. И мы друг другу доверяли полностью.

Юля взяла на себя прием заказов, денег и маркетинг в соцсетях. Я начал заниматься приготовлением тортов, технологией и позднее — преподаванием в нашей, сейчас уже международной, школе кондитерского искусства.

Но обнаружились и минусы.

1. Все свободное время, которое оставалось после работы, уходило на обсуждение дел. А поскольку в бизнесе всегда есть место обсуждениям и спорам, то эти моменты начали просачиваться в семью. Атмосфера стала напряженной. Личная жизнь начала уходить на второй план.

2. Подходы к бизнесу у нас разные. Мы думали, что раз мы друг друга любим, то и мыслим одинаково. И в бизнесе будет так же. Нет. Не так. Видение оказалось совершенно разным.

Пример: У нас появилась наша первая витрина в кофейне и нужно было прописать коммерческие условия работы с владельцем заведения. Мы обсуждали это почти неделю вместо того, чтобы договориться и приступить к продажам.

3. Закономерно встал вопрос о расширении. Я в своей голове хотел масштабирования, все мои решения были направлены на эту стратегию. А Юля, как оказалось, не хотела никаких масштабных проектов. Ей было вполне комфортно иметь одну кондитерскую. Из-за этого у нас возникли сложности и в понимании необходимости инвестиций, и в части стратегии. Из-за этих разногласий мы загнали бизнес в кассовый разрыв и долго из него выходили.

4. Мы так и не определили свои роли. Кто босс?! Вот главный вопрос в семейном бизнесе. Если в семье, дома, вы готовы играть в игру, что, мол, мужчина — глава семьи и женщина ему типа подчиняется, то в бизнесе — совсем другое дело. Мы оба начали отдавать указания персоналу. В результате персонал начал нами манипулировать и выполнять только те поручения, которые им были выгодны. А поскольку наши взгляды были часто противоположными, то и важные решения в бизнесе начали тормозиться.

Важно понять, что руководитель всегда один! У людей не может быть двух или трех директоров. Сотрудники должны слушать одного человека, и если вас двое, то это как с детьми: ни в коем случае нельзя обсуждать решение другого в присутствии партнера.

Придется договариваться заранее. И одному из вас нужно будет стать тенью. Серым кардиналом. Не все к этому готовы, так как собственный бизнес — это очень тщеславная вещь.

Что же касается нас, то в итоге атмосфера в доме стала невыносимой. Мы чудом избежали раскола в семье и остались вместе.

Призрак развода

Однажды к нам приехала на обучение семья из Самары. Они были очень похожи на нас, так же вместе открыли кондитерскую. Через несколько месяцев общие знакомые рассказали, что бизнес у ребят обанкротился, и они развелись.

Думаю, не нужно объяснять причин случившегося.

Мы с Юлей были в шоке. Это был момент, когда мы оба поняли — необходимо что-то менять, а семейный бизнес — это не романтика. Это дело, требующее двойной концентрации.

Мы договорились о приоритетах, о том, что главное для нас — сохранить семью, но не потерять и бизнес. В декабре мы приняли решение, что нужно разделить управление.

Долго обсуждали роли. Итог был таков:

Я в нашем бизнесе — Big Boss, а Юля — совладелец с правом голоса. То есть на мне все решения, все операционное управление. Производство, клиенты, витрина, мотивация и т.д. Все, что Юля хочет внедрить, — обсуждаем сначала за пределами кабинета. Договариваемся, и лишь потом я внедряю это.

Начали жить и делать бизнес в такой парадигме. Объявили о распределении ролей сотрудникам. Те кивнули.

Но вот что произошло на самом деле. И, если вы хотите начать семейный бизнес, то должны четко понимать, что подобное, скорее всего, произойдет и с вами.

Дело в том, что каковы бы ни были оговоренные роли, это ваш общий бизнес, и вы вдвоем несете за него ответственность. Ваша половина в каких-то мелочах будет с вами не согласна. Она будет видеть эти мелочи и тут же пытаться их изменить.

И не забудьте про эго. Вы оба начинали бизнес в том числе для того, чтобы уйти из-под контроля «дяди» и быть супербоссом. А если я не могу командовать, когда мне хочется, то зачем все это было тогда?

То есть рано или поздно модель даст трещину.

Дала и у нас. Юля не могла безразлично относиться к тому, что видела. Ей хотелось быть внутри процесса, и она так или иначе начала давать продавцам задания. И кондитерам тоже, так как заказы принимала сама.

Я с удивлением обнаружил, что ситуация опять возвращается к предыдущему варианту.

Начались очередные разборки и прояснение ролей. Эксперимент не удался. Бизнес начал задыхаться. Сотрудники находились в смятении. Никто из них не понимал, кого слушать. Вроде босс — я, но Юля-то тоже собственник! Да и оформлено все было на ее ИП, то есть формально зарплату платила она.

Наступил очередной виток отношений.

Я не выдержал и решил уйти из бизнеса. Совсем. Хотя на мне было завязано много всего,
в частности, вся технологическая цепочка.

Какие выводы я сделал на этом этапе:

1. Как бы вы ни договаривались со вторым собственником о том, что вы — босс, он все равно будет лезть в управление. Потому что он — заинтересованное лицо.

2. У сотрудников не может быть двух начальников. Они дезориентируются и впадают в ступор. В итоге часть из них перестанет работать, потому что не знает, чьи указания слушать. Вторая начнет манипулировать и все время рассказывать одному, что другой велел делать иначе. Бизнес в это время будет стагнировать.

3. Когда собственники выясняют отношения, они не сосредоточены на прибыли. Бизнес не работает. Деньги не приходят.

Все плавно шло к закрытию...

Открытый финал

Решение уйти из нашего с Юлей бизнеса далось мне непросто, но я понимал, что это единственный (как мне казалось) вариант сохранить и семью, и бизнес.

Я обратился к человеку, который профессионально умеет решать семейные задачки, и рассказал ему нашу историю. «Я принял решение уйти из бизнеса, потому что Юля...», — начал я, но он прервал меня на полуслове: «Юли сейчас нет в этой комнате. Это же ты принял такое решение. Давай и обсудим ТВОЕ решение».

В процессе этого обсуждения я понял, что все, что происходит между нами с Юлей, — это и есть семья. Она первична. Все остальное — после. 

У бизнеса всегда будет какое-то «лицо». «Лицо» того, кто сейчас этим бизнесом управляет. Нравится ли нам, когда кто-то управляет нашим бизнесом? Особенно малым? Не особо. Ведь управляющего нужно контролировать. Как вы можете контролировать свою жену или мужа? В бизнесе нет доверия, там есть клиенты, сроки и прибыль. А доверия — нет.

А ключевое в семье — это доверие.

Еще одну вещь мне сказал тогда психолог — что я не смогу выйти из этого бизнеса. Потому что когда мы вместе его создавали, то оба вложили очень много сил и времени. И даже если я формально выйду из дела и оставлю партнера (читай жену) один на один со всеми вопросами, то будет два варианта:

  • Мне придется не приходить домой, потому что Юля будет так или иначе обсуждать со мной вопросы бизнеса, а я буду вовлекаться, потому что мне не все равно и потому что я ее люблю.
  • Юле придется закрыть этот бизнес и открыть другой, в котором нас вместе не было. Тогда я не буду туда вовлекаться.

Но ни тот, ни другой вариант не подходил.

Есть еще нюанс. Если я сейчас пойду заниматься чем-то другим, то мне нужно будет еще 4-5 лет потратить, чтобы наработать новые компетенции. Но, во-первых, на горизонте нет пока ничего, чем бы я хотел заняться. А во-вторых, зачеркнуть предыдущие пять лет и еще на пять уйти в другую отрасль? Не уверен, что хочу. 

Какое пришло решение?

С одной стороны, очевидное, с другой — непростое. Мы разделили формально наши бизнесы. Теперь у нас два юридических лица, одно является клиентом другого. Каждый в своем бизнесе Биг Босс. У каждого своя прибыль. 

Есть ли сложности? Да. Всегда будут. Но они решаемы, и результат превзошел ожидания. Бизнес начал расти (за месяц рост в два раза).

В семью вернулась приятная атмосфера, где можно отдыхать и чувствовать себя комфортно.

Идите к своей цели. Путь будет непростым. Но оно того стоит!