«Государство тратит большие деньги на инфраструктуру внутреннего областного туризма, но прорыва нет. Может нам нужны не дороги и туалеты, а новый сильный бренд?». Колонка Артема Ислентьева на DK.RU.
Артем Ислентьев, «RealRussianExpedition», портал «Наш Урал»:
— Большинство моих знакомых бизнесменов в минувшем году впервые не полетели отдыхать заграницу. Кто-то остался на Урале и катался на горнолыжных склонах, кто-то просто провел время дома. Этого стоило ожидать, если больше половины потока на праздники улетало в Египет, теперь его заменил Тайланд и Вьетнам, но стоимость туров туда в 2, а то и в 3 раза дороже.
Итак, у локальных туристических направлений неожиданно появилась масса потенциальных клиентов. Но, несмотря на предпринимаемые на федеральном и региональных уровнях меры, прорыва в развитии внутреннего туризма не видно. Почему? Нет, деньги вовсе не разворовывают. Как человек «в теме», могу сказать, что в большинстве своем деньги используются целенаправленно, и результаты реально видны. Часть дорог отремонтировано, знаки и указатели у объектов показа расставлены. Центр развития туризма ведет обширную работу по систематизации объектов и событийных мероприятий, которые вылились в большой справочник. Их информационные стенды стоят и в аэропорту «Кольцово» и на железнодорожном вокзале. Также, есть яркий пример вложения частных инвестиций, который вылился в социальный проект «Двигаем Урал в России и в мире». Эта компания уже в течение 7 лет проводит работу по популяризации достопримечательностей Урала среди пользователей сети интернет посредством портала «Наш Урал», а также занимается выпуском книг-путеводителей «Урал-бесконечный драйв», этакий оффлайн-режим.
Участники рынка запутались: что должно быть первым – «курица» спроса или «яйцо»предложения.
Вот есть в Свердловской области туристический проект «Самоцветное кольцо Урала», который входит в федерально целевую программу по развитию внутреннего туризма. На него прописали из бюджета проектное финасирование примерно на 2,2 млрд. руб. Но мало кто знает, что программа финансируется государством только на 30-40%, остальные средства ждут от частников. Нужно найти людей, которые рискнут своим кошельком. Но захотят ли они рисковать.
Реальный пример – везем мы людей в музей в провинциальном городе, а там 1 туалет, и тот в ужасном состоянии. Ты привозишь группу в 30-40 человек. Время экскурсии ограничено. И в то время, когда одни ходят с экскурсоводом и окунаются в историю, другие томятся около туалета, пропуская все то, зачем они приехали. То же самое можно сказать и о стоянках рядом с объектами, к некоторым музеям просто невозможно припарковаться большому автобусу. Это не проблема, которую сделал сам музей, это реальность того, что объект находится в неудобном месте, так как привязан к определенному историческому зданию. Почему не исправляют? Потому что при трафике 30 человек в день на выходных, а на неделе еще меньше, нецелесообразно строить несколько туалетов. Не будет их никто строить за частные деньги.
С другой стороны, мы видим клиентов, которые не хотят есть в этих кафе и жить в этих отелях. Большинство тех, кто примеряют на себя роль туристов на Урале, привыкли к формату турпоходов. Когда можно сесть на авто или электричку и поехать к природным достопримечательностям, провести там день или два и вернуться обратно. При этом ты рассчитываешь только на себя – ты сам выбрал объект показа, ты купил мясо для шашлыка – это твой объект питания, ты поставил палатку – это твой объект проживания. Зачем за это платить? Ведь никакой уникальности мне предложить не могут, да и сервис не на высоте.
Итог: трафика нет, пока нет сервисной инфраструктуры, а ее не будут строить, пока не будет трафика.
Что делать? Надо по-другому тратить целевые деньги. Те самые федеральные 30-40% денег стоит пустить на создание сказки. Общего бренда, который бы ассоциировался с Уралом. Есть проекты «Самоцветное Кольцо Урала», «Большой Урал» и т.п. Но про них знают не многие. Когда я своих знакомых в Москве и Питере спрашиваю про Урал, ничего кроме мыслей об убийстве царя, не возникает. Нужно в головах людей построить полочку и поставить на эту полочку какой-то местный бренд, который бы характеризовал наш регион. Чтобы была устойчивая ассоциация со словом Урал. Сейчас есть разобщенность. Одни занимаются созданием поездок на Чусовую, другие катают на хасках, лошадях или снегоходах по природным паркам, третьи показывают Ганину яму. Скоро начнется строительство парка развлечений DreamWorks, это будет еще один из центров притяжения туристов. Разнообразие – это хорошо, но нам нужен «якорь». Тогда будет интерес, и будет спрос.
Живые примеры создаются на наших глазах. Причем, самыми успешными проектами стали те, которые были построены без привязки к историческому месту или зданию.
Не нужно во внутреннем туризме все сводить к историческим местам!
Блистательный Музей военной техники «Боевая слава Урала» создан с нуля: стоянка, питание, туалеты, сувенирные магазины и т.п. Это отличный туристический объект, построенный на частные деньги. Или «Ельцин-Центр», который быстро стал заметным объектом Екатеринбурга: там изначально все продумано, поэтому там находиться комфортно, приятно и можно прийти снова и снова, не стыдно пригласить гостей.
Дайте нам в руки сказку, ради которой сюда приедет турист, или ради которой местный житель захочет заплатить деньги.
Будет сказка, и бизнес сам построит для этих туристов магазины, рестораны, отели, вышколит персонал, и будет тут сервис не хуже чешского или испанского.