Столице Урала грех жаловаться на невнимание со стороны мировых ИТ-грандов: у Hewlett-Packard, Microsoft уже давно здесь есть офисы. Множество других компаний самого разного масштаба (Cisco, Intel,
Что заставляет IBM вообще задумываться об открытии региональных офисов? Увеличение оборотов, погоня за конкурентами, политика компании?
— Прежде всего компанией движет необходимость быть ближе к заказчикам. Представители организации должны как можно быстрее и профессиональнее решать все возникающие вопросы — сейчас это общее требование рынка. Но появление нашего офиса здесь не означает, что мы убираем региональных партнеров из взаимоотношений с клиентом. И мы считаем, что изменение формы нашего присутствия позволит заказчикам и бизнес-партнерам лучше использовать накопленные компетенции и экспертизу IBM при построении новых решений.
Что такое Урал в российском бизнесе компании? Насколько заметен наш рынок сверху — из Москвы?
— Я хотел бы сказать, что Москва не сверху — по карте она немного левее. Если серьезно, Урал — это заметная часть нашего российского бизнеса. К сожалению, мы не можем оглашать количественные показатели. Мы несколько запоздали с развитием региональной инфраструктуры и теперь уделяем этому большое внимание. Два года назад у нас в Екатеринбурге появился сервисный центр, обслуживающий весь Уральский регион. Так что теперь есть возможность серьезно задуматься о следующем шаге развития на Урале.
Разве наличие сервисного центра не означает, что вы вступаете в прямую конкуренцию с местными системными интеграторами? Ведь сервис — это их традиционная ниша, а вы пришли и перетянули часть контрактов на себя.
— На самом деле это не совсем так. IBM как поставщик несет ответственность и гарантийные обязательства перед своими заказчиками. Обычно компьютерные компании не в состоянии держать у себя на складе, например, дорогостоящие запчасти. Но IBM может себе это позволить. Еще один важный момент: IBM всегда работает через бизнес-партнеров. Поэтому мы прежде всего заинтересованы в развитии местных системных интеграторов и постоянном повышении знаний и экспертизы в наших технологиях.
Нет ощущения, что местные ИТ-компании отступают перед федеральными. На кого будет делать ставку IBM?
— Выбор делает конечный заказчик, и хорошо, что у него есть эта возможность. Для нас, как вендора и поставщика, все равны. Существуют четкие критерии, предъявляемые IBM к знаниям наших технологий, наличию сертифицированных специалистов и опыта работы.
Но вы же иногда влияете на этот выбор заказчика, указываете, какому партнеру с кем лучше сотрудничать?
— Это только слухи. Я не в курсе таких вещей.
Для вас Урал — особый регион?
— Специфика определяется спектром заказчиков. Нет, я бы не сказал, что на Урале внедряются промышленные системы, а, например, в Поволжье все автоматизируют речные порты. У нас большой портфель решений, и мы во всех регионах работаем с большим числом клиентов из самых разных сфер.
Но разница между регионами чувствуется? Не везде же уровень конкуренции одинаков?
— Нас постоянно сравнивают то с НР, то с Sun или с Oracle и Microsoft, хотя на самом деле мы с ними пересекаемся редко. В портфеле этих компаний, как и у нас, есть множество уникальных предложений, на которых строится бизнес. Говорить, что мы конкурируем напрямую, было бы не совсем верно.
Повлияет ли изменение формы присутствия на активизацию IBM в тех отраслях, которые кажутся недооцененными рынком? Например, у нас мало кто знает IBM как производителя торгового оборудования.
— Я бы не сказал, что нас недооценивают. Все крупные игроки знают нашу технику. Просто не всем она сейчас необходима — весь вопрос в стратегии развития торговых компаний. Хорошее оборудование необходимо тогда, когда предприятие начинает оптимизировать бизнес-процессы и экономить на затратах и издержках, вот тогда и растет внимание к ИТ в целом и к качественной технике в частности. До такого уровня надо дорасти, но региональные торговые компании активно к этому идут.
Появление офиса не означает, что мы сразу начнем со страшной силой продвигать все, что есть у нас в портфеле. Существует объективное экономическое развитие региона и приоритеты развития компании. Мы ведь тоже не можем объять необъятное и продвигать сразу весь спектр продуктов.
Какие первоочередные задачи стоят перед IBM для дальнейшего развития бизнеса?
— Сейчас мы их определяем на ближайшие несколько лет: какие специалисты у нас должны быть на местах, а каких выгоднее возить из Москвы на конкретные проекты. То есть в первую очередь пока решаются организационно-аналитические задачи. Выводы будем делать чуть позже.
Нет желания вынести центр инноваций из Москвы в регион?
— Пока не планируем. В столице есть весь необходимый нам набор компетенций.
Сегодня много говорят об изменении ИТ-бизнеса. От поставок компьютерного железа и программ — к консалтингу и аутсорсингу. Это видно по деятельности IBM в Америке и Европе. Вы приобрели ведущую консалтинговую компанию PriceWaterHouse Coopers, зарабатываете огромные деньги на ИТ-аутсорсинге компаний типа General Motors. Когда эта модель бизнеса будет действовать и у нас?
— То, что характерно для рынка США, Великобритании или даже Индии, не всегда работает в России. Не только потому, что структура экономики иная. Есть много других различий — уровень внутренней конкуренции, культура и менталитет. Если вы меня спросите, насколько развит рынок аутсорсинга сейчас в России, я могу апеллировать только к исследованиям IDC, там говорится, что рынок пока небольшой.
Но он самый быстрорастущий
— Когда вы растете с нуля, то каждый новый контракт — это удвоение рынка. Действительно, глобально IBM — серьезный игрок в области аутсорсинга. Но пока я не вижу больших бизнес-возможностей на этом рынке в России, хотя, вероятно, если мы встретимся через год — я дам вам совершенно иную оценку.
Что касается консалтинга. Мы активно развиваем это направление. У нас уже есть проекты на Урале. Но в регионах пока эффективнее работать, используя консультантов из московского офиса. С точки зрения консалтинга мы считаем себя специалистами в области бизнес-трансформации. А это всегда на стыке бизнеса и ИТ, т. е. мы всегда рассматриваем применение информационных технологий через призму бизнес-задач. С чего начинается бизнес-консалтинг? С определения задач и стратегии. А ИТ — это всего лишь инструмент.
Насколько местные заказчики готовы к тем современным технологиям, которые транслирует IBM из своей штаб-квартиры?
— На Урале есть замечательные примеры компаний, идущих в ногу с самыми последними достижениями и внедряющих сервисно ориентированную архитектуру. Это УГМК, Банк24.ру: у них стоят наиболее современные решения и отношение к информационным технологиям очень продвинутое.
Вам не кажется, что эти компании скорее исключение?
— Они хорошие флагманы. Урал — это большой регион, однако, с другой стороны, здесь все сразу видят компании, на которые можно ориентироваться.