Игорь Черноголов рассчитывает вернуть деньги, потраченные на съемки голливудской комедии Garbage, за счет телевизионного и кинопоказа в 25 странах мира. Эксперты считают, что это возможно.
Участвовать в съемках голливудской малобюджетной комедии Garbage Игорю Черноголову предложил Владимир Алеников, режиссер детских фильмов о Петрове и Васечкине. Работать в США г‑н Алеников начал в 1990‑е гг. — после фестиваля AFI в Лос-Анджелесе, где на его картину «Биндюжник и король» обратили внимание американцы. В 2010 г. он показал президенту «Пенетрон-Россия» сценарий Garbage, истории о двух американских мусорщиках, обслуживающих Беверли-Хиллз. По сюжету, они находят на свалке статуэтку Оскара и становятся героями дня — киношники хотят купить права на их историю, Опра Уинфри приглашает в телешоу. Но интерес к мусорщикам быстро сходит на нет.
«Это сатирическая комедия о том, как на пустом месте делается сенсация», — говорит г‑н Черноголов.
Картину снимал сын Владимира Аленикова — Филипп Волкен (от фамилии деда — Волкенштейн). Г‑н Алеников был продюсером. Игорь Черноголов согласился выделить на съемки $250 тыс. с условием, что в фильме будет product placement изолирующей смеси «Пенетрон», а в эпизодических ролях появятся члены его семьи.
«Чтобы уложиться в сумму, съемочной группе приходилось на всем экономить, — вспоминает г‑н Черноголов. — Автомобили брали напрокат. Заработная плата была символической — участники съемок рассчитывали на доходы от проката. Даже известные актеры — Дэрил Ханна, Майкл Мэдсон и Уильям Болдуин, которые играют самих себя, работали за копейки. В дебютных фильмах профсоюз разрешает им сниматься за любую сумму».
Премьера Garbage состоялась 5 октября 2011 г. в Китайском театре Граумана в Голливуде, где обычно показывают блокбастеры. Позже фильм участвовал в нескольких американских фестивалях и получил призы. По словам Игоря Черноголова, Филипп Волкен предложил передать права на прокат фильма американской компании «Осирис» — в договоре написали, что съемочная группа получит деньги, когда «Осирис» окупит свои расходы на продвижение.
«Однако прошло уже почти три года, а их затраты и не думали окупаться, — сетует г‑н Черноголов. — Меня, как основного инвестора, это категорически не устраивало. Пришлось заявить, что я намерен заняться распространением и прокатом Garbage самостоятельно. Буквально на днях я получил право на показ фильма в 25 странах, где работает «Пенетрон-Россия», включая бывшие республики СССР, Германию, Англию, Иран, Ирак, Индию и Китай».
Игорь Черноголов уверяет, что дополнительных расходов не понес, а вложения теперь рассчитывает вернуть. Мнения экспертов кино- и телевизионного рынка по этому поводу разошлись. Владимир Злоказов, гендиректор «Студии 41» и «Екатеринбург-ТВ», полагает, что шансов заработать у г‑на Черноголова немного.
«Обычно фильмы для показа в кабельных сетях на локальных рынках (скажем, в Екатеринбурге) покупаются пакетами по несколько десятков штук, — поясняет он. — В пакете есть фильмы категории А, остальное — вроде Garbage — идет в нагрузку. Стоимость фильма в пакете не превышает $1 000. На мой взгляд, будет сложно включить в пакет какого-либо дистрибьютора права на единичный фильм».
Кинопрокатчики смотрят на дело более оптимистично. По словам Александра Прохорова, директора кинотеатра «Кинодом», результат зависит от усилий специалистов, которые будут продвигать Garbage:
«Думаю, при определенной настойчивости Игорь Черноголов как минимум сможет точечно поставить свой фильм в кинотеатры, которые специализируются на альтернативном контенте. Коммерческий потенциал фильма будет определяться маркетингом, который он получит».
Павел Бабин, председатель совета директоров кинокомпании «Страна», полагает, что президент ГК «Пенетрон-Россия» может вернуть свои деньги:
«По большому счету, массовый зритель 16-25 лет ходит в кино на фильмы-события, вроде «Сталинграда», и на комедии, которых — при кажущемся изобилии — в репертуаре не хватает. Garbage — неплохое авторское кино, которое не сделает больших сборов в прокате, поэтому вкладываться в его рекламу нет смысла. Но, я думаю, фильм найдет своего зрителя на телеканалах в России и СНГ».
От другого проекта, тоже связанного с искусством, — спектакля «Воспитание Риты», который он финансировал, — г‑н Черноголов окупаемости не ждет. Достаточно того, говорит он, что режиссер — Кшиштоф Занусси — предлагал ему небольшую роль со словами.