Экономист Игорь Николаев рассуждает на взволновавшую общественность тему: власти планируют ввести налог с банковских вкладов.
Новость о том, что с банковских вкладов, возможно, придётся платить налоги, не могла оставить равнодушными миллионы наших соотечественников. Напомню, что повод для беспокойства дал замглавы Минфина Алексей Моисеев, который на лекции в Финансовом университете заявил, что в министерстве прорабатывается вариант налогообложения части депозитов.
Потом, разумеется, и сам Моисеев, и другие высокопоставленные чиновники стали дружно заявлять, что ничего такого не планируется. Но «слово не воробей», сказано было. Так планируется или нет?
Уже нынешней осенью в двух предыдущих блогах («Берегите ваши деньги»и «Наши будущие налоги» я высказывал предположение, что власти, впечатлённые тем, что депозиты населения превысили 20 трлн рублей, что-нибудь придумают, чтобы каким-либо образом «занять» деньги у населения. Ну, вот вам и доказательство. Сами признались, что работают над этим. И никакие опровержения и открещивания теперь не помогут. Никакие. Люди не верят.
Почему вдруг озаботились-то этой проблемой? – «Денег нет» — вот и весь ответ. Поэтому появляются обоснования, что это неправильно, когда люди получают доходы с депозитов, и большие доходы с крупных депозитов, а налоги с этого не платят.
Ещё один довод властей более интересен. Как известно, по поручению президента правительство работает над тем, чтобы уравнять владельцев депозитов, которые не платят налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с процентных доходов, и владельцев ценных бумаг, которые платят 13% с купонных доходов. Вот мы и увидели в Основных направлениях налоговой политики, что «при налогообложении доходов физических лиц в виде процента (купона) по обращающимся облигациям прорабатывается вопрос возможного применения пониженной ставки налога (до 0% включительно)». Потом услышали неубедительные сетования на то, что с таким уравниванием возникли проблемы. И вот, похоже, осенило кого-то там наверху: можно ведь и по-другому уравнять: чтобы не владельцы купонного дохода с облигаций платили 0% с дохода, а чтобы, напротив, владельцы банковских депозитов уплачивали 13% с доходов. Такой вот незатейливый подход к выравниванию условий для вкладчиков банков и для держателей облигаций.
И что дальше-то? Ну, сказанул минфиновский чиновник. Другие дружно опровергли.
Пока, с 2017 года, налог с банковских вкладов взиматься не будет. Это почти наверняка. А вот потом шансы на это возрастают. Во-первых, потому что денег будет всё больше не хватать, кризис никуда не делся и в обозримом будущем не денется, что бы там нам не говорили об очередном прохождении «дна».
Во-вторых, накануне президентских выборов власти вполне резонно могут решить, что ведь это политически выгодно – обложить налогом пусть не все, а только крупные вклады. Многим это понравится. Власти, они ведь тоже знают эту статистику от Агентства по страхованию вкладов: в 2015 году наибольший рост показали вклады в интервалах от 700 тыс. до 1 млн рублей и свыше 1 млн рублей – на 33,9% и 53,2% по сумме и на 29,6% и 78,6% по количеству счетов соответственно. А небольшие вклады вообще почти не прирастали. В кризис у нас богатые богатеют, а бедные – беднеют. В общем, почти беспроигрышная мера в бедной стране, каковой продолжает оставаться Россия в полной мере.
Но сказано об этом было сейчас, и люди теперь задумаются, что им делать со своими вкладами, к которым всё более неравнодушными становятся наши власти. А ведь есть хорошая русская поговорка: «На чужой каравай рот не разевай».
Орфография и пунктуация автора сохранены