Цикл изготовления каждой турбины на Уральском турбинном заводе (УТЗ) – от 1,5 до 2,5 лет. Изменения в экономике, подъем или кризис, УТЗ ощущает так же – с отсрочкой на пару лет.
В 1990-х гг. предшественник УТЗ, Турбомоторный завод, был одним из главных в стране производителей паровых и газовых турбин и дизель-моторов. Затем объем заказов резко упал, предприятие потеряло позиции на рынке, на заводе было введено конкурсное управление. В 2004 г. завод стал частью ГК «Ренова» Виктора Вексельберга и было создано ЗАО «Уральский турбинный завод». Гендиректор УТЗ Игорь Сорочан признает: без поддержки «Реновы» и холдинга «РОТЕК» (объединяет высокотехнологичные активы ГК) предприятию было бы непросто. Но подчеркивает: «Акционеры помогают воплотить инвестиционные стратегии. И, поверьте, очень внимательно и требовательно рассматривают и утверждают все наши планы».
Сейчас многие компании ждут кризиса: ситуация в экономике неблагоприятна. Стараются сокращать издержки. Вы чувствуете такие настроения у потенциальных заказчиков?
- Мы сейчас составляем портфель контрактов на 2015-2016 гг. и видим: заказчики частично притормаживают свои инвестпрограммы. Но пространство для маневра пока есть. По экспертным оценкам, около 60% турбин, установленных на предприятиях страны, устарели и требуют замены или модернизации. У заказчиков, руководителей генерирующих активов, нет иного выхода – только обновлять свои мощности. При любой экономической ситуации.
А вы сами не планируете экономить?
- У нас действует программа экономии затрат по всем основным направлениям деятельности. Но мы не экономим на технологиях, соцполитике, состоянии основных фондов. Это база для нашего движения вперед. Сейчас мы не ставим цель вести себя сверхосторожно: останавливаться нельзя. Поэтому постоянно вкладываемся в развитие производства, реорганизуем его для уменьшения себестоимости продукции. Сейчас реализуем такую программу в лопаточном цехе совместно со швейцарской консалтинговой компанией Crosstown Gmbh. Цель: не уступать по эффективности работы показателям лучших мировых компаний.
Программа техперевооружения была принята в 2011 г. Сейчас идет ремонт с модернизацией разгонно-балансировочного стенда (он балансирует роторы на больших скоростях). Обновили тяжелые станки - карусельные, токарные, расточные. Программа направлена на выпуск новых высококачественных продуктов. Мы уже делаем не только традиционные теплофикационные паровые турбины, но и новые: турбины для парогазовых установок, для промышленной генерации, конденсационные турбины. В 2012 г. впервые за 15 лет завод вышел на доперестроечную мощность - произвели восемь комплектов турбинного оборудования (вдвое больше, чем в 2011 г.). Я считаю, это результат нашей инвестполитики. В этом году произведем уже 12 комплектов.
Осваиваете новые рынки?
- До 2012 г. основные наши заказчики были в РФ и Казахстане. Сейчас мы увеличили объемы поставок в Казахстан, поставляем комплекты запчастей в Сербию, Хорватию, Украину, Беларусь. В 2014 г. 70% продукции пойдет на экспорт - в основном в Казахстан, Монголию, Украину, Сербию. В Монголии кроме поставки паровой турбины, также предоставляем инжиниринговые и строительно-монтажные услуги – вместе с партнером, фирмой «Союз».
В какие еще страны вы намерены выходить?
- Сейчас мы изучаем рынки СНГ, Индии, Китая и развивающихся стран.
А рынок Европы?
- В Европе работают глобальные игроки - Siemens, Alstom, Mitsubishi, General Electric, а мы такого уровня еще не достигли. Но стремимся. Долгосрочная стратегия направлена как раз на то, чтобы стать глобальным игроком.
Заводов, подобных УТЗ, в стране немного. Конкуренция высокая?
- Конкуренция есть. На внутреннем рынке это «Силовые машины» и входящие в их состав Ленинградский металлический завод и Калужский турбинный заводы. На постсоветском пространстве работает харьковский «Турбоатом». Но мы все специализируемся на разных продуктах: наша ниша - теплофикационные турбины и турбины с отборами пара на производство, «Силовые машины» - это конденсационные турбины, установки для ГЭС и АЭС, а «Турбоатом» - тихоходные паровые турбины для АЭС. Если бы мы объединили усилия, то могли бы противостоять западным компаниям.
И что вы можете противопоставить зарубежным игрокам?
- Мы знаем внутренний рынок, производим наукоемкий продукт по собственным проектам. Это наше преимущество. Даже серийные продукты, которые тиражируем, всегда адаптируем под конкретного заказчика. Двух одинаковых турбин не бывает. И еще одно. Заказчик знает: если возникла проблема, он может позвонить в любое время суток, и вопрос будет решен. В прошлом году 2 января у одной компании был сбой в системе электронного управления турбиной. Все знают, что такое 2 января в России. Но мы тут же отправили специалистов на станцию, и за три дня проблему решили. Кто быстрее и качественнее способен реагировать на запросы заказчика – тот и может рассчитывать на лидерство.