В 1996 году создал с двумя партнерами консалтинговую компанию «Активные Формы» и возглавлял ее со дня основания. В 2005 году по рейтингу «Эксперт РА» она заняла 107-е место в списке крупнейших росс
В 1996 году создал с двумя партнерами консалтинговую компанию «Активные Формы» и возглавлял ее со дня основания. В 2005 году по рейтингу «Эксперт РА» она заняла 107-е место в списке крупнейших российских компаний данного профиля. Полтора года назад Игорь Трапезников передал оперативное управление фирмой. Несколько месяцев назад, оставаясь на посту президента группы компаний «Активные Формы», стал наемным генеральным директором «Завода ЖБИ и К на Автомагистральной».
Игорь Трапезников
президент группы компаний «Активные Формы»
Я много лет был должен себе, сотрудникам, партнерам, семье – всем. Мы часто становимся заложниками достигнутого. Постоянно доказываем: в бизнесе – что состоялись, в семье – что любим, сотрудникам – что ценим. И вроде уже доказано, а потом что-то происходит, и тебе приходится доказывать заново. Сейчас я чувствую себя свободным от необходимости в чем-либо убеждать окружающих. Я эгоист и получаю от этого удовольствие. И вижу: чем больший я эгоист, тем кайфовей людям, которые со мной рядом. Тут самое главное, как подметила моя коллега Лена Семенова, «не начать бороться за право никому ничего не доказывать».
Слишком долго – занимался одним бизнесом – управленческим консультированием. Десять лет. С одной стороны, очень много от него получил, с другой – очень много ему отдал. И, по-видимому, всегда, когда концентрируешься на одном деле и посвящаешь ему всего себя, рано или поздно возникает вопрос: это все, чего я хочу, все, на что способен?! У меня он возник два года назад. Не знаю, что было толчком, но произошло некоторое переосмысление. В тот момент сошлось несколько обстоятельств: понимание того, что бизнес вырос и его надо выводить на новый уровень, перемены в личной жизни… И, понятно, любой перелом всегда можно связать с каким-то внешним фактом, событием, но они зачастую не отражают сущность происходящего. Внешний толчок только помогает переосмыслить то, чем ты занимаешься. Раз жизнь щелкнула тихонько, второй тихонько. Не понимаешь – на тогда посильнее. Откуда тебя шарахнет – из бизнеса или личной жизни – не важно. В этот момент хреново. Ты сидишь, разобранный по частям, и не знаешь, что делать. Остановиться. Замереть и прислушаться к самому себе: что происходит. Это точка, когда начинается рост чего-то нового. А что это будет – бог его знает.
У меня в какой-то момент появилось ощущение, что созданное мною дело надо менять. И знаю – как, но сил и горячего желания делать это самостоятельно уже нет. Да, можно еще раз лечь на амбразуру, преодолеть очередной кризис, выйти на новый уровень… В то же время на фирме есть человек, который созрел (ты сам его готовил), он вырос в компании и знает ее от и до. Более того, ему уже нужен качественный переход, иначе он просто сделает нам ручкой и уйдет в другое место. И ты вдруг, а это всегда происходит вдруг, понимаешь – сошлось: ты готов отдать и есть человек, которому можно бразды правления передать. И тогда, в 2004 году, я поставил перед акционерами вопрос: господа, надо менять систему управления прямо сейчас. Слава богу, мы сразу нашли понимание.
Сейчас я уверен, что решение о передаче управления было правильным. Через год в компании появились новые направления деятельности: автоматизация бизнеса, реформирование предприятий оборонно-промышленного комплекса, привлечение инвестиций. Мы к этому давно стремились, много обсуждали, говорили, что давно пора… Наконец-то идеи реализуются, это реальные проекты с серьезными компаниями федерального уровня. Необходимые изменения, которые я задумал, внедрял другой человек. Конечно, не совсем так, как это сделал бы я. Но у меня нет ревности. Получаю удовольствие от того, что это произошло. Что освободил себя от огромного груза ежедневных забот, нюансов и переживаний. Сам выход из оперативного управления, а мы с акционерами сейчас занимаемся только стратегическими вопросами, позволяет взглянуть на бизнес с высоты девять тысяч метров.
В нашем бизнесе все строится на отношениях с людьми. Это везде важно, но у нас просто нет ничего другого – только люди. Все те, кого ты принимал, учил, растил. Они живые, со своими особенностями, складом характера, опытом и устоявшимися взглядами – сильные личности, для управления которыми нет стандартных инструментов. И, когда ты находишься внутри «котла», это надо постоянно учитывать – лавировать, отстраиваться, согласовывать интересы... А когда поднимаешься над ним – появляется эмоциональная отстраненность от текущего положения вещей. Не от бизнеса – эмоциональная отстраненность от бизнеса значит, что ты его потерял – а именно от текущих вещей. И это очень помогает. А главное, дает свободу. Не внешнюю – внутреннюю.
Во мне что-то изменилось, и мир стал шире. У нас отличная компания, и я всегда получал колоссальное удовольствие от работы, от людей, с которыми мы вместе шли – создавали, развивали, строили бизнес. Но сейчас появилось нечто новое. Например, когда-то для меня та же постановка целей была приятной, но все-таки работой. Десятки раз мы делали это вместе с клиентами, вырабатывая стратегию. А сейчас я просто получаю удовольствие от постановки и достижения своих собственных целей. Не горжусь тем, что у меня есть цели, не радуюсь их достижению (или огорчаюсь, когда не получается), а просто наслаждаюсь всем тем, чем занимаюсь. У меня, конечно, по-прежнему есть обязательства. И я их выполняю. Но разница в том, что я не чувствую себя зажатым исключительно в рамках этих обязательств. Более того, в моей жизни исчезли многие рамки и границы, которые я сам себе ставил. Если раньше в большей степени я работу привносил в личную жизнь, сейчас наоборот. Мы же все дома и на работе носим немного разные кафтанчики. И чаще всего работа оказывает большее влияние на личную жизнь. Приходишь домой уставший, тебе хочется поговорить, пожаловаться – только дома тебя прикроют тылы и поймут. Но есть табу: личную жизнь на работу не вносить. Это ты дома можешь быть «пупсиком», а на работе галстук надел, на все пуговки застегнулся – сотрудники же смотрят. Так вот. Пусть принимают меня таким, какой есть. Я получаю удовольствие от жизни, потому что это МОЯ ЖИЗНЬ, и бизнес – часть ее. А не жизнь – часть бизнеса. Так свобода потока больше. Я могу свободно перемещаться. Буквально это означает следующее: если бизнес будет мешать моей жизни, то пошел он в баню. Вот и все.