Стремительное развитие индустрии развлечений может завершиться после принятия «долгожданного» Федерального закона об игорном бизнесе. Вследствие ужесточения правил игры рынок потеряет свою привлека
Стремительное развитие индустрии развлечений может завершиться после принятия «долгожданного» Федерального закона об игорном бизнесе. Вследствие ужесточения правил игры рынок потеряет свою привлекательность для местных предпринимателей, что облегчит экспансию столичных операторов в регионы.
ЭКСПЕРТЫ
Алексей Галагузов - президент УАРИБ
Владимир Иванов - директор букмекерской конторы «777»
Владислав Комаров - директор представительства «УНИКУМ СПМ»
Владимир Петров - директор компании «Диада»
Виктор Севастьянов - директор екатеринбургского филиала московской игровой системы «Джекпот»
***********************************************************************************************************************************************
Какой сегмент игрового рынка наиболее прибыльный?
Что ждет индустрию развлечений после принятия нового закона?
Кому выгодно повышение стоимости лицензии?
*********************************************************************************************************************************************
Местные компании продолжают сохранять лидирующие позиции
Около трех лет назад в Екатеринбург и Свердловскую область пожаловали столичные и иностранные операторы с уже готовыми стратегиями для захвата значительной доли среднеуральской индустрии развлечений: украинская «Игра-сервис», московские сети «Джекпот» и «Вулкан». К марту 2005 г. число участников городского рынка перевалило за 70. На горизонте появились новые игроки: столичная сеть «Миллионъ», испанская компания «Глобал-слот» и московский концерн «РИО». Как сообщил Алексей Галагузов, президент УАРИБ, за три последних года на Урале количество объектов налогообложения в сфере развлечений увеличилось в 17,5 раза. «Солидные» московские и иностранные сети заходят на рынок, поглощая местные мелкие фирмы, предлагая им либо купить франшизу, либо совместными усилиями развивать бизнес на условиях долевого участия. Владимир Петров, директор компании «Диада»: «Уральские предприятия давно и твердо завоевали основные позиции. Около 70% екатеринбургского игорного рынка занимают местные операторы. Рынок относительно поделен. Крупные отечественные производители предлагают регионам оборудование в лизинг, аренду или совместную эксплуатацию на договорных условиях («Джей-геймс»). Некоторые российские сети («Миллионъ») продают франшизы».
По оценкам г-на Галагузова, ситуация деления рынка на территории Среднего Урала схожа с той, что наблюдается в Пермской губернии. Там, согласно данным на конец 2004 г., более 30% автоматов принадлежало местной компании ООО «Капучино» и в два раза меньше — столичному концерну «РИО». Сегодня крупнейшими екатеринбургскими игроками считаются «Бумеранг», «Клондайк» и «Большой Куш».
Участники рынка отмечают, что приход новых операторов не только сформировал культуру игры, но и позволил сфере досуга стать конкурентоспособной. «В борьбе продолжают выигрывать предприятия с высоким уровнем обслуживания и хорошей наружной рекламой. Кроме того, потребители «клюют» на качественное оборудование и на розыгрыши призов», — говорит Виктор Севастьянов, директор екатеринбургского филиала московской игровой системы «Джекпот».
Игроки избавились от «негативного» сегмента
Еще недавно эксперты делили рынок игорного бизнеса на четыре сегмента: игровые автоматы-одиночки, игорные залы, казино, букмекеры/тотализаторы. За 2005 г. ситуация изменилась: в связи с невозможностью предоставить клиенту надлежащий уровень обслуживания сектор уличных «столбиков» и «ромашек» сократился и из игры «выпали» незащищенные слои населения, дети и пенсионеры. Владимир Петров: «С прошлого года для них азартные игры стали недоступны не с экономической, а с организационной точки зрения». Естественный отбор произошел благодаря не только политике местных властей, но и стремительному развитию сегмента залов игровых автоматов (ЗИА). Постепенно «уличных» операторов вытеснили современные залы с комфортабельными условиями, к которым стремится потребитель.
Сейчас игорный бизнес условно принято делить по типам аудитории. В зависимости от частоты посещения залов игровых автоматов УАРИБ были выявлены три группы клиентов: случайные посетители (приходят редко), малоактивные игроки (бывают 1-2 раза в месяц) и активные (играют каждую неделю). Согласно статистике, около 60% посетителей ЗИА — молодежь от 18 до 29 лет. Почти 30% из числа опрошенных УАРИБ — люди 30-39 лет. Игроки «зрелого возраста» почти отсутствуют — всего от 2 до 10%. Группа до 30 лет, подчеркивают эксперты, в большей степени, чем другая возрастная аудитория, настроена на проведение свободного времени с друзьями в игровых залах. Самые частые клиенты ЗИА из всех опрошенных — люди, имеющие уровень дохода выше прожиточного минимума.
Год назад сегмент игровых залов считался самым прибыльным. Теперь, уверен Владимир Петров, он по вложениям стал дороже, чем казино: «Той прибыльности, которая была раньше, уже нет, помещения пустуют. В 2005 г. желающих заняться игорным бизнесом из других сфер уже не наблюдалось». Как полагает Виктор Севастьянов, этот сегмент требует значительных усилий: «Поскольку казино — вещь дорогостоящая, предприниматели переходят в формат игровых залов. Однако при кажущейся привлекательности раскрутка залов — это действительно труд, причем тяжелый. Выживет тот, кто будет вкладывать деньги в хорошую технику и привлечение клиентов». Владимиру Иванову пришлось продать автоматы, поскольку ощутимой прибыли они не приносили, а работали на зарплату оператора, аренду и налоги. Владислав Комаров, директор представительства «УНИКУМ СПМ», считает, что сети ЗИА будут рентабельны только в том случае, если они содержат не менее 5-6 залов и расположены в высокопроходимом месте.
«Аудитория казино — бизнесмены, предприниматели и посетители с доходом средним и выше среднего», — сообщает г-н Комаров. Однако, по его мнению, «качество клиентуры» зависит от уровня казино и аудиторией этого сегмента могут быть как миллионеры, так и типичные представители третьего класса.
Клиентов букмекерских контор и тотализаторов делят на два типа: это любители спорта и желающие улучшить свое материальное положение. Владимир Иванов: «Нарисовать портрет нашего посетителя очень сложно. Букмекерские игры, скорее, хобби. В основном к нам приходят любители спорта — люди, которым не нужен выигрыш: им важнее приятно провести время, подумать и пообщаться с такими же игроками». Г-н Иванов считает игру на ставки самым «разумным» сегментом: «Европейцы уже отошли от автоматов, потому что такая игра не зависит от мыслительных способностей. Как бы человек ни размышлял, автомат все равно свое возьмет. В букмекерстве же людям необходимо думать, разбираться в спорте. Здесь другой подход к игре».
Участники рынка до сих пор не сошлись во мнении, принадлежит ли к игорному бизнесу сегмент билетных лотерей. В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности функции игорных заведений распределяются между эксплуатацией игровых автоматов, работой игровых залов, услугами игорных домов (казино), деятельностью тотализаторов, проведением лотерей, включая продажу лотерейных билетов. Хотя по налоговому законодательству лотерея к игорному бизнесу не относится и объектом налогообложения не считается. Между тем многие операторы «приплюсовывают» лотерейный сегмент к игорному бизнесу. «Мой родственник выиграл в лотерею 5 тыс. руб. и вот уже 3 месяца не может их получить. Для организаторов лотерея — самая прибыльная вещь. Это 100%! Если в тотализаторе вам выдают документ, в котором указывается, сколько вы поставили и сколько можете получить, то в лотерее — скрытая информация. Мы видим только объявление о том, что можем выиграть машину, но сколько денег принято — неизвестно», — рассказывает Владимир Иванов.
Владислав Комаров убежден, что в будущем выживут лишь «игровые супермаркеты»: «Сегмент слот-казино был и будет самым рентабельным. Столы, рулетки и игровые автоматы, размещенные в одном помещении, позволяют привлекать клиентуру с разным достатком. Игровые столы притягивают своих посетителей, игровые автоматы — своих, хотя и находятся в одном и том же заведении. Соответственно в общем доход растет».
Правовая неразбериха держит весь рынок в подвешенном состоянии
Ситуация с законом об игорном бизнесе продолжает быть притчей во языцех. Федеральный закон «О деятельности игорных заведений» принимают уже три года. «Старый закон отменили, новый еще не приняли. Поэтому мы живем по Налоговому кодексу, а налоговики что хотят, то творят. В первом чтении нового законопроекта предлагалось и лицензирование отдать налоговой службе. Но они этим заниматься не стали, и сейчас лицензии вообще не выдаются», — возмущается Владимир Иванов.
До 2002 г. игорный бизнес лицензировали региональные власти, но затем этот процесс перешел на федеральный уровень, а полномочия достались Госкомспорту. В конце 2004 г. Госкомспорт был преобразован в Агентство по физической культуре, спорту и туризму и лишился права выдачи лицензий на игорный бизнес. С тех пор лицензирующего органа не было.
В июле 2005 г. в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» были внесены изменения. В соответствии с принятыми поправкам разделено лицензирование деятельности по производству и реализации игорного оборудования и лицензирование деятельности казино и игровых залов. В середине 2005 г., как подчеркивают эксперты, сложилась печальная ситуация с производственным лицензированием. «Закон был принят, но лицензии так и не выдали, поскольку не был определен лицензирующий орган. В итоге все производство страны встало, — вспоминает Владимир Петров. — Деятельность по выдаче лицензий передали налоговой службе только в конце года. Предприятия полгода не работали».
17 ноября 2005 г. кабинет министров одобрил проект постановления правительства РФ «О внесении изменений в положение о Федеральной налоговой службе», согласно которому полномочиями по лицензированию игорного бизнеса наделяется это ведомство.
Все еще идут дискуссии по поводу стоимости лицензии на вид деятельности. Три года назад депутаты Госдумы пытались принять закон «О деятельности игорных заведений», предлагая повысить стоимость лицензий с 1 тыс. руб. до 600 млн руб. для федеральных сетей и до 30 млн руб. — для местных. Однако, к счастью операторов, проект остановили в третьем чтении. Местные компании предполагают, что в новом законе стоимость лицензии может быть оценена в пределах от 1 до 30 млн руб.
Несмотря на правовой «застой», налоговые ставки на игорный бизнес повышать не забывают. С 1 января 2006 г. областные власти увеличили налог на игровые автоматы на 60%, теперь он составляет 6250 руб. За один игровой стол, кассу букмекерской конторы и тотализатора придется заплатить на 20% больше — по 72 тыс. руб. Дальнейшее повышение налогового бремени рассматривается операторами как гибель для всей отрасли. Владимир Иванов: «Сначала 10 тыс. руб., потом — 72 тыс. руб., обещают 125 тыс. руб. Это крах бизнеса! Можно сказать, что он работает на 10-20% от оборота. Представьте, сколько люди должны поставить, чтобы предприятию заработать вот эти 125 тыс., и еще плюс зарплата, содержание и прочие расходы». Для многих фирм последнее увеличение оказалось тяжелой ношей. «Для тех, кто честно работает, такие суммы выдержать непросто. У нас все равно автомат отдаст 94% — при любом раскладе. А еще налоговое бремя», — говорит Виктор Севастьянов. Владимир Петров считает, что в Свердловской области ставки все-таки терпимые: «Повышение с 1 января, конечно, серьезно заденет предпринимателей. Но, по крайней мере, это меньше, чем в других регионах, где максимальную налоговую ставку для игровых автоматов подняли до 7,5 тыс. руб».
Как сообщил Алексей Галагузов, налоговые поступления от игорного бизнеса в консолидированный бюджет области за последние 5 лет непрерывно увеличиваются. Если в 2000 г. было отчислено 246 тыс. руб., то в 2004 г. эта цифра составила 236 млн руб., или выросла почти в 1000 раз, а за последние три года — в 300 раз. За первые шесть месяцев 2005 г. налог с игорных заведений принес Екатеринбургу 3,3% налоговых доходов. Поступление средств от налога на игорный бизнес в консолидированный бюджет области на 1 сентября 2005 г. составило 377,950 млн руб. Проектом бюджета на 2006 г. предусмотрено получить 781,476 млн руб.
Первым шагом в борьбе за место под солнцем станет объединение
Сами операторы отмечают, что 2005 г. оказался переломным для игорного рынка. Позитивными изменениями были повышение качества услуг, бурное развитие бизнеса в регионах, появление новых крупных компаний, сфера досуга стала конкурентоспособной. Негатив прошлого года — увеличение налоговых ставок. Сейчас весь рынок находится в ожидании нового закона, который решит дальнейшую судьбу игорной индустрии. Владимир Петров: «При обсуждении нового законопроекта сделаны серьезные заявления. Предлагалось вынести игорный бизнес за городскую черту или вообще закрыть его. Рынок ждет, какой из вариантов закона примут. Если это будет закон, прошедший в первом чтении, то его требования очень серьезны. Стоимость федеральной лицензии в нем оценена в 30 млн руб. Многие предприятия не потянут эту сумму и будут объединяться с более сильными игроками». Г-н Петров считает, что в любом случае новый закон сыграет на руку нескольким крупным московским сетям («Джекпот», «Вулкан», «Мега-слот» и др.), поскольку рынок освободится от мелких игроков. «С принятием закона на рынке будут выживать сильные компании, которые не только получают доход, но еще и вкладывают», — уверен Виктор Севастьянов. С ним согласен и Владимир Иванов: «Рынок возьмут в руки те, кто его развивал и имеет прибыльные сети игровых автоматов. В букмекерстве произойдет то же самое. В 2005 г. немало букмекерских контор просто обанкротились. В перспективе сети должны будут объединиться».
Сегодня предприниматели, имеющие 1-2 зала игровых автоматов, вынуждены уйти с рынка. Сказывается непосильная налоговая нагрузка и высокий уровень конкуренции. В УАРИБ полагают: если в 2006 г. не будут приняты кардинальные меры по отношению к игровому рынку, то он стабилизируется самостоятельно.
Новый закон ограничил рекламу азартных игр
ПРОЦЕСС «ПРИРУЧЕНИЯ» ИГОРНОГО БИЗНЕСА ПРОДОЛЖАЕТСЯ: помимо повышения налоговых ставок и введения лицензирования, федеральные власти создали очередное испытание для игровиков — с 26 января 2006 г. вступил в силу закон, ограничивающий рекламу азартных игр, пари и лотерей. Теперь размещать подобную рекламу можно только в специализированной прессе, в местах, где проводятся азартные игры, за исключением вокзалов, метрополитена и аэропортов, а также на радио и телевидении с 22:00 до 07:00. В самой рекламе запрещено использовать образы несовершеннолетних, дискредитировать лиц, не играющих в азартные игры, создавать впечатление гарантированного выигрыша.
Источник: JustMedia.