Меню

Игра на выбывание

Беспроигрышное начало В 1991 г. компания «Эркас» — один из родоначальников игорного бизнеса в современной России — установила на свердловском вокзале первый в области автомат. В то время фирму воз

В екатеринбургском игорном бизнесе ужесточается конкуренция. Дальновидные московские и местные сети перешли от тактики «снимания сливок» с растущего рынка к выработке маркетинговых стратегий. В залах повышают качество услуг, привлекают клиентов подарками и призами. Некоторые бизнесмены начали охоту за новыми посетителями, разместив свои заведения при крупных торгово-развлекательных центрах.

Беспроигрышное начало

В 1991 г. компания «Эркас» — один из родоначальников игорного бизнеса в современной России — установила на свердловском вокзале первый в области автомат. В то время фирму возглавлял бизнесмен Владимир Петров. В 1996 г., объединив несколько предприятий, он создал собственную компанию «Диада», которая производила игровое оборудование и сама же его эксплуатировала.

По словам Владимира Петрова, до 1996-
1997 гг. на свердловском игорном рынке присутствовало не более 10 операторов. Половина из них работали в сегменте казино. Бум начался после того, как в 1998 г. появился Федеральный закон «О налоге на игорный бизнес». Он не только установил общие вопросы правового регулирования игорного бизнеса, но, что самое главное, существенно снизил налоговый пресс. Игорный бизнес стал облагаться единым налогом на вмененный доход — чуть больше 2 тыс. руб. в месяц с каждого автомата. В течение двух лет налоговые ставки увеличивались. Однако это не помешало «ромашкам» и «столбикам» оккупировать вокзалы, магазины, остановки, ларьки, бары, а позже — и супермаркеты.

Особенно интенсивный рост рынка начался в 2001-2002 гг. Налоговые поступления от игорного бизнеса в консолидированный бюджет области возросли более чем в два раза — с 794 тыс. руб. в 2001 г. до почти 2 млн руб. в 2002 г.

Спустя какое-то время в Екатеринбург и область пожаловали федеральные операторы с уже готовыми стратегиями для захвата значительной доли среднеуральского игорного рынка: украинская «Игра-сервис», московские сети «Джек-пот» и «Вулкан». Как говорит гендиректор компании «Русский остров» Владимир Козлов, в тот момент приход федеральных сетей никак не повлиял на доходность местных операторов, поскольку количество азартных екатеринбуржцев с каждым годом только росло.

В Уральской ассоциации развития игорного бизнеса (УАРИБ) говорят, что сейчас число участников городского рынка перевалило за семьдесят. В «Джекпоте» объем местного рынка оценили в $8 млн. Специалисты УАРИБ утверждают, что потенциальная емкость рынка много больше — $300 млн. Наиболее активно развивается сегмент игровых залов. Как сообщила исполнительный директор УАРИБ Ирина Чендева, среди российских городов Екатеринбург делит третье место с Самарой по уровню насыщения игровыми автоматами. Группа компаний «Уникум» подсчитала, что на 1000 жителей УрФО приходится 0,95 автомата с денежным выигрышем. Самый высокий показатель в Москве: там на 1000 человек — 2,18 автомата. Меньше всего игровых аппаратов в Дальневосточном федеральном округе — 0,58 на 1000 жителей.

Активно развивается в Екатеринбурге и сегмент казино. По оценкам управляющего казино Villa Peurbana Сергея Константинова, за последний год в городе открылось 5 крупных заведений: Все они довольно высокого качества. Рынок казино у нас близок к насыщению, об этом свидетельствует возросшая конкуренция.

Всего количество игровых автоматов, игровых столов и букмекерских контор в Свердловской области увеличилось за год почти в четыре раза — с 2,1 тыс. в 2003 г. до 8,2 тыс. в 2004 г.)1 Владимир Козлов: Только возле моего дома от одной трамвайной остановки до другой стоит четыре зала игровых автоматов. В наш регион пришло много новых операторов — «Большой Куш», «Бумеранг» и другие.

В тесноте и в обиде

С увеличением числа операторов и заведений особенно болезненным для бизнесменов стал выбор расположения игрового зала — хороших проходных мест почти не осталось. В 2003 г. на залы екатеринбургского филиала «Джекпота», по оценкам маркетологов компании, приходилось 7% от всего товарооборота городского рынка. За прошлый год «Джекпот» планировал довести долю филиала до 15%. На деле оказалось иначе. Виктор Севастьянов, директор екатеринбургского филиала компании: Сейчас у нас два зала, четыре мы закрыли. Проблема не в инвестициях, а в помещениях. Нужно учесть требования СЭС, пожарных, администрации и пр. 90% залов, имеющихся на рынке, им не отвечают. Мы не можем открыть зал в жилом доме, хотя другие почему-то могут.

Чтобы зал привлекал как можно больше посетителей и, соответственно, приносил больший доход, он должен располагаться на первом этаже, иметь отдельный вход и парковку. Желательно, чтобы помещение было предназначено только для зала игровых автоматов. Иначе предпринимателю нужно создавать условия для круглосуточной работы точки — делать вентиляцию, устанавливать санузел. Виктор Севастьянов: Доходность залов — вещь предсказуемая. На 60-70% все зависит от того, где они размещаются. Но бывают и неприятные моменты. На ул. 8 Марта у нас был хороший зал, расположен удобно, а этажом ниже — компьютерный клуб, неорганизованность, детвора. И зал не приносил тех денег, что ему полагались.

Фора для клиента

Выживая в условиях усиливающейся конкуренции, операторы идут на все большие уступки своим клиентам: к примеру, снижают размер минимальных ставок. Еще недавно во всех залах игровых автоматов ставки начинались с 2-10 руб. Сегодня же в «Джекпоте» можно сыграть, поставив на кон всего 50 коп. В «Вулкане» пошли по пути расширения диапазона ставок, которые, по словам директора сети в Екатеринбурге Вадима Мухаметова, могут варьироваться от 50 коп. до 1020 руб.

Ублажать клиента маркетологи игровых сетей стараются не только понижением ставок. Игрок не вернется к автомату, выиграть на котором невозможно. Большинство начинают повышать pay back — процент отдачи автомата, несмотря на то что вместе с ним падает и рентабельность. В основном pay back колеблется от 90 до 99%, хотя законодательством закреплена минимальная планка в 75%. Владимир Петров: Программы с таким низким процентом делали лет десять назад. В новых программах процент возврата — не менее 85. Можно, конечно, поставить проценты, прописанные законом, но игрок это почувствует и уйдет из зала. Как полагает Владимир Козлов, понижают процент временные организации: В принципе мы можем позволить купить себе несертифицированную подделку, сделать процент отдачи 70 и какое-то время зарабатывать очень неплохие деньги, но к нам перестанут ходить, и мы останемся ни с чем.

В уступках клиенту значатся также всевозможные розыгрыши и «халява». В некоторых залах сети «Русский остров» клиентов угощают чаем, кофе, минералкой и сигаретами. Для VIP-клиентов припасен бесплатный коньяк. В казино Villa Peurbana практикуется система серебряных и золотых карт постоянным клиентам для бесплатного пользования баром и даже рестораном.

Целевая ставка на аудиторию

Еще одной приметой взросления игрового рынка эксперты называют усиливающуюся сегментацию — бизнесмены начинают все чаще употреблять в своей речи такой термин, как «позиционирование». Они хотят знать того потенциального геймера, за содержимое карманов которого борются. Компания «Диада» за время своего существования столкнулась со всеми типами игроков. Когда мы только начинали, игровые залы «Диады» располагались в неотапливаемых помещениях, посетителями могли быть даже социально незащищенные слои, хотя детей мы никогда не допускали до игры, — вспоминает Владимир Петров. Теперь в большинстве залов г-н Петров установил возрастное ограничение до 21 года, объяснив это тем, что заведения «Диады» должны посещать люди со средним или высоким достатком, а не те, кто, возможно, проигрывает свои последние деньги. Правда, порой описание целевой аудитории выглядит спорным. Виктор Севастьянов, к примеру, определяет клиента «Джекпота» так: Прохожий, безболезненно расстающийся с 500 руб. или 20 тыс. руб.

Изменения в позиционировании претерпевают и казино. Одно время эти заведения считались развлечением для миллионеров. Сегодня профессионализм крупье и минимальные ставки позволяют провести вечер за игровым столом типичным представителям среднего класса. Утверждение, что клиент казино — человек, обладающий большими денежными средствами, давно не соответствует действительности. Конечно, основная часть посетителей — люди с определенным достатком, но вовсе не столь сногсшибательным, как кажется, — утверждает Сергей Константинов. Людей с высоким уровнем жизни — считанные единицы. И не каждый из них готов рискнуть по-крупному. Г-н Константинов считает, что строить свою политику в расчете на одного-двух человек, пусть даже с очень большими доходами, нерентабельно для заведения.

Чтобы повысить прибыльность, казино двинулись даже в сторону широкоформатных торговых и развлекательных центров, за малоинтересной им ранее клиентурой — боулерами и прочими «азартофилами». В казино, разместившемся в составе крупного торгового или развлекательного центра, клиент проведет больше времени и потратит больше денег, временно переключаясь на другие виды отдыха. Примеры тому — «Империал» в отеле «Екатеринбург-Центральный», «Наутилус» в боулинг-центре «Луна 2004» и казино в ТЦ «Антей».

С точки зрения Сергея Константинова, казино в развлекательном центре — это палка о двух концах. С одной стороны, постоянно есть клиенты из посетителей РЦ. Особенно стабильна и плодо­творна в этом плане ночь с пятницы на субботу. С другой стороны, большинство посетителей в таких казино — случайные гости, потому что аудитория подобных центров в основном молодежная. К примеру, зашел молодой человек с девушкой с танцпола, сделал ставку на красное и черное 100-200 руб., выиграл. Ура! Два-три «дринка» бесплатных получил и убежал обратно танцевать, — говорит г-н Константинов. — В таких казино будет определенный приток народу, но не будет постоянных посетителей. Заведению такие «чайки» малоинтересны. Отдельно стоящие казино четко ориентированы на клиентов, которые идут на риск целенаправленно, с определенным запасом денежных средств.

Персональные проблемы

Для привлечения потребителей, как и для того чтобы остаться на рынке, компаниям пришлось озаботиться кадрами. Возраст персонала клубов и казино колеблется от 21 года до 27 лет. Молодежь работает в развлекательной индустрии в основном до окончания вуза. В ноябре 2004 г. в Екатеринбурге открылось негосударственное образовательное учреждение — Академия индустрии развлечений — первый и пока единственный на Урале вуз, выпускающий специалистов подобного профиля. Многие участники игорного рынка сотрудничают с ним. Хотя качеством обучения довольны не все. Академия проводит семинары и курсы, но все это пока в начальной стадии, — считает Владимир Петров. — Нет утвержденного перечня специальностей, квалифицированных характеристик и должностных инструкций.

Компаниям приходится самостоятельно «лепить» себе специалистов. В екатеринбургский филиал «Джекпота» кураторов по работе с персоналом высылает головное предприятие. Опытные московские тренеры составляют брошюры, прописывают функционал и проводят занятия — как с новичками, так и с опытными работниками. Александр Савинков, начальник управления по эксплуатации сети игровых залов «Клондайк», также на академию не полагается: У нас есть менеджер по персоналу, который отбирает людей по психологическим особенностям личности. Есть инженерно-техническая служба — она преподает. Мы сами в состоянии обучить наших сотрудников.

Парадоксально, но компании стараются не привлекать людей, ранее работавших в игорном бизнесе. Среди «игровиков» бытует мнение: если человек ушел с прежнего рабочего места, значит, у работодателя были причины расстаться с ним. На сайте УАРИБ существует черный список таких «героев», доступный только для членов ассоциации.

В тепличных условиях

Несмотря на усилившуюся конкуренцию, представитель комитета бытового обслуживания мэрии Олег Земцов уверен, что сегодня Екатеринбург — объект интереса федеральных игровых сетей. После того как крупные московские операторы насытили столицу и Санкт-Петербург своими заведениями, у них проснулся большой интерес к регионам. И в первую очередь к Среднему Уралу.

Основная причина внимательного отношения федералов, по мнению г-на Земцова, — быстрый экономический рост уральской столицы. Уже сейчас средняя зарплата горожанина составляет 7,5 тыс. руб. — это значимый фактор инвестиционной привлекательности. Кроме того, почти беспрепятственному завоеванию этой отрасли сильными столичными операторами способствуют приемлемые налоговые условия. С 1 января 2005 г. в Свердловской области за каждый игровой автомат необходимо платить 3750 руб. в месяц, игровые столы и букмекерские конторы обходятся в 60 тыс. руб. Если сравнить с Санкт-Петербургом, где за игровой автомат платят 7500 руб./мес., а за игровой стол, кассы букмекерской конторы и тотализатора — по 125 тыс. руб./мес., налоги в Свердловской области достаточно приемлемы. Именно потому, что свердловчан придавили несильно, рынок развивается такими темпами, уверяет директор компании «Бонус» Игорь Катаев. С ним согласен и Владимир Петров: В регионах, где поднимали максимальную планку налога, отчислений становилось меньше. Бизнес регистрировался в других областях.

Осознавая привлекательность екатеринбургского игорного рынка, местные учредители начинают высказывать серьезные опасения по поводу возможного прихода одного из преуспевающих в столице операторов, например сети игровых залов «Супер-слот». В сравнении с ней уровень «Джекпота» и «Вулкана» можно оценить как средний класс. Владимир Петров: Это элитная московская фирма, она поднимет планку игорных заведений Екатеринбурга на самый высокий уровень.

Ирина Чендева считает, что в результате конкуренции в игорной индустрии произойдет перераспределение между основными операторами и обозначатся лидеры. За счет увеличения рекламных бюджетов сети станут уделять больше внимания качеству маркетинговой поддержки бизнеса и различным рекламным программам. Конкуренция ощутима уже сегодня — одни проводят розыгрыши 150 тыс. руб., другие — 555 тыс. руб. Дальше борьба будет только обостряться. Выживут при этом не все. Мелкие компании либо объединятся в какие-то сети, либо уйдут, — говорит г-жа Чендева.

Обратная связь:
dk@apress.ru

Годовщина свободного азарта

В этом году российскому игорному бизнесу
исполняется 14 лет: в 1989 г. появилось первое советское казино в Москве в ресторане «Савой». Играли там на валюту, поскольку казино ориентировалось в первую очередь на иностранных туристов и отечественных нуворишей, к тому же курс рубля был неустойчив. Первым казино, в котором стали играть на рубли, был московский «Клуб N», открытый в 1991 г. Его учредителем числилась Ассоциация делового сотрудничества Союза ветеранов Афганистана.

До того азартные игры на деньги были под запретом с 1925 г., когда Совнарком запретил этот бизнес как буржуазный пережиток. Что, впрочем, не мешало зэкам резаться на папиросы в «секу» (упрощенный вариант американского покера), а отдыхающим в курортных гостиницах сражаться в преферанс.

«Ну, друзья мои, боритесь за свой имидж»

Георгий Перский,
заместитель председателя
комитета по бюджету и финансам
областной думы:

— В июне прошлого года Минфин обнародовал правила постановки на учет организаций — плательщиков налога на игорный бизнес. В главу 29 части второй Налогового кодекса РФ были внесены изменения, одно из которых указывало: все объекты налогообложения (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы) должны быть зарегистрированы в налоговом органе по месту установки. Однако на сайте министерства этого приказа нет, как нет его и в самих налоговых органах.

Что происходит сегодня? Предприятия просто не регистрируются по месту деятельности. Ежедневно игорная индустрия приносит колоссальную прибыль. Владельцы сетей имеют возможность изыскивать суммы на лоббирование своих интересов во властных структурах. А наша бюрократическая система им еще и подыгрывает.

Я уже направил депутатский запрос на имя и.о. руководителя УФНС России по Свердловской области Геннадия Мартынова. В нем — просьба предоставить сведения об анализе поступлений налогов, о размещении игровых объектов, о наличии регистрации и лицензии некоторых игровых клубов, об объектах, осуществляющих деятельность не по месту регистрации, о фактах несвоевременной постановки на налоговый учет и пр.

Я считаю, мы вполне можем увеличить налоговые поступления от игорного бизнеса. Необходимо создать институт, который бы мониторил игорный рынок и анализировал направление его развития. Уверен, что, если, к примеру, сейчас провести исследование, сразу бросится в глаза масштабное техническое перевооружение, затеянное операторами за счет населения. Моя задача, как законодателя,­ — привести уровень налога на игорный биз­-
нес в соответствие с доходностью. Однако повышение — вопрос согласительных процедур, а они должны проводиться в виде общественной дискуссии.

Кстати, сейчас в обществе нарастает недовольство этим бизнесом. Все видят, что формируется поколение, для которого основная форма досуга — проигрыш своих, чужих, занятых, родительских и вообще непонятно каким образом добытых денег. УАРИБ могла бы действовать поактивнее. Провели бы опрос жителей крупных городов: что вас не уcтраивает, чем мы можем помочь? Вот и оградили бы себя от обвинений со стороны населения и действий властей. Они ведь видят к себе негативное отношение. Ну, друзья мои, боритесь за свой имидж.