Меню

«Их бизнес подобен слепому лосю, бегущему через горящий лес». Почему не растет компания?

Иллюстрация: pixabay.com

Рост бизнеса может остановиться по многим причинам, более и менее критичным. Не внедрили учет? Все рухнет с вероятностью 70%. Ругаетесь с партнером? Вас можно спасти.

Дмитрий Волошин, основатель проекта «OTUS. Онлайн-образование», на своей странице в Facebook рассуждает о ситуации, когда бизнес не растет. Почему так происходит? Есть несколько серьезных причин:

— Почему бизнес не растет? За последний год я провел около 50 скрининговых обследований бизнесов в области образования. Занимаясь менторингом, как и любым другим делом, хочется быть максимально полезным. Разумеется, я подхожу не для всех компаний, поэтому стараюсь тщательно изучать потенциальных партнеров. Основной запрос на менторинг — рост бизнеса, поэтому я всегда изучаю причины и строю гипотезы, почему бизнес не растет или растет не так, как хочется основателю.

Топ-7 причин медленного роста бизнеса (в скобках — частота проявления):

1. Конфликт фаундеров (10%). Часто бывает конструкция a'la «тяни-толкай». Сильный, доминантный первый фаундер и спокойный, флегматичный второй основатель — хорошая комбинация. А вот две альфы — чревато. Семейная пара — вообще атомная бомба. Конфликты фаундеров длятся годами и обычно не имеют исхода.

2. Фокус фаундера на продукте (30%). Вроде бы ничего ужасного нет, скажете вы? Ан не так, не так. Увлечение разработкой чего-то, будь то курс, методика или платформа отвлекает и от продаж, и от организации работы компании в целом. Последнее, как правило, становится фатальным, компания задыхается от отсутствия базовых, гигиенических бизнес-процессов. Сложно, но лечится.

Читайте также: «Такая компания, такой масштаб? Не тратьте время, заработать можно и проще»

3. Фаундер-миссионер (10%). Ему мало просто зарабатывать деньги, делать счастливыми клиентов и сотрудников. У него есть видение! Как правило — совершенно, невообразимо прекрасное.

Я его называю «про все хорошее». В угоду этой миссии принимаются решения, противоречащие здравому смыслу. Бесперспективняк.

4. Фаундер не внедрил учет (70%). Владелец бизнеса должен отвечать на вопрос о выручке и затратах в любой момент времени. Сколько ты заработал к 16 декабря? А потратил? А на что потратил? А каков был план по выручке и затратам? А какая динамика месяц к месяцу и год к году? А где план-факторный анализ? Ну и так далее.

Если этого нет — бизнес подобен слепому лосю, бегущему через горящий лес. Вполне лечится, прогноз — позитивный.

5. Увлечение фаундера PR (50%). Не хватает, не хватает ему внимания. Это же как наркотик, хочется еще и еще. Вместо того, чтобы продавать или заниматься продуктом, фаундер — частый гость на всех возможных мероприятиях. Проблема даже не в том, что фаундер не занимается бизнесом, но в том, что он себя с ним не отождествляет. Это очень хорошо заметно, когда для основателя бизнес — инструмент PR. Демотивирует команду и расстраивает клиентов.

6. Фаундер делает презентации (40%). Ничего нет плохого в презентациях, питчингах и вот этом всем. Плохо — когда кроме этого ничего нет. Компания не ориентирована на зарабатывание и не имеет амбиции начать жить на свои. Вся стратегия строится вокруг привлечения раундов и получения хорошей оценки. Часто сочетается с пунктами 3 и 5.

7. Фаундер уставший (20%). Бывает и так, что уже нет сил. Обычно, если два-три года бизнес не растет, то накопленное разочарование делает свое дело. Внешне все прилично, но если поговорить с командой, то выясняется, что фаундер и работает редко, и отвечает нерегулярно, и вообще где-то пропадает.