Говоря хоть о каких-то плюсах кризиса, екатеринбургские предприниматели чаще всего называют возможность за умеренную цену купить интересный бизнес или проглотить конкурента. Экономический спад долж
Распродажи готового бизнеса, которую должен был спровоцировать кризис, не случилось. Продавцы завышают стоимость компаний, пытаясь подтасовать отчеты о прибыли. А под видом покупателей нередко скрываются конкуренты: ничего приобретать они не собираются, их цель — убрать коллегу по рынку, разузнав его слабые стороны.
Работающий технологичный бизнес по-прежнему стоит дорого, рассказывают брокеры. А близкие к смерти, но дешевые компании никому не нужны — лишних денег на их воскрешение нет. Потому объектами активной продажи становятся только мелкие фирмы. По словам Ильи Симкина, председателя НП «Уральская Палата Готового Бизнеса», чаще всего покупают предприятия стоимостью до 600 тыс. руб.: солярии, салоны красоты, кафе, продуктовые магазины, парикмахерские и т. п. «А хит сезона — маленькие точки, торгующие разливным живым пивом, — продолжает список Александр Калугин, руководитель Центра готового бизнеса «ДелоПрофит» консалтинговой группы «Ардашев и Партнеры». — Стоит такая точка около 250 тыс. руб. Пока лето было теплым, пиво шло влет. Фирмы-продавцы приносили своим хозяевам быстрые деньги. И в неделю мы заключали одну-две сделки по покупке этих магазинчиков».
Спросом пользуются предприятия, работающие на арендованных площадях, уточняет г-н Симкин. Недвижимость в собственности сильно повышает стоимость компании. А цена для покупателя сейчас на первом месте, утверждают брокеры. Например, автомойку, арендующую площади, продают за 3-3,5 млн руб., конкретизирует г-н Калугин. Если же помещение в собственности, цена возрастает до 15-25 млн руб. Это увеличивает сроки окупаемости, а ждать потенциальные покупатели не хотят. Их интересуют компании, отбивающие вложения максимум за год.
Мелкие фирмы притягивают покупателя не только низкой ценой. Принцип их работы понятен, следовательно, легко просчитать окупаемость. А приобретая многомерный бизнес, почти наверняка можно нарваться на подтасовку фактов. Примета времени: продавец прячет статистику и приписывает лишние активы, пытаясь продать не приносящую дивидендов, а то и вовсе убыточную фирму.
Чтобы продать бизнес дороже, завышают его доходность
В компанию «Легальный бизнес» пришли топ-менеджеры одной екатеринбургской фирмы. Предложили продать свой бизнес. «Сразу соглашаться мы не стали, — рассказывает Борис Карнаухов, управляющий партнер «Легального бизнеса». — Прежде хотели пообщаться с самим владельцем, которого в числе делегации не было». Посетители предъявили доверенность на продажу компании. Но в «Легальном бизнесе» им все равно отказали. Лишь согласились разместить на своем сайте объявление, что фирма ищет нового собственника. «Буквально через неделю мне позвонили из милиции, — продолжает г-н Карнаухов. — Очень интересовались тем, кто и при каких обстоятельствах пытался через нас эту компанию продать». Оказалось, что сам собственник о продаже фирмы понятия не имел. О том, что его компания выставлена на продажу, он узнал случайно — на сайте «Легального бизнеса». Его подчиненные решили оформить сделку без согласования с боссом и подделали доверенность. «Скорее всего, довести дело до конца и передать кому-то чужие активы они бы не смогли. Но если бы собственник так и оставался в неведении, возможно, им бы удалось найти покупателя и получить от него деньги фактически ни за что», — заключает Борис Карнаухов.
Однако откровенное мошенничество, как в этом случае, встречается все-таки нечасто, успокаивают брокеры. Как правило, продавец хитрит по мелочам, завышая доходность компании. «Один обратившийся к нам продавец указал в строке «прибыль» просто нереально большую по нынешним временам сумму, — приводит пример из практики Илья Симкин. — Стали проверять. Пришли к выводу, что, как ни крути, не может его бизнес столько приносить. Обратились за разъяснениями «Так это я доход за 2006 г. указал», — сообщил он». Другой потенциальный клиент НП «Уральская Палата Готового Бизнеса» вместо текущей прибыли указал прогнозируемую. И как оказалось, сейчас, вопреки первоначальным заявлениям продавца, компания работает в минус.
Доверять любой официальной отчетности продаваемой компании нельзя — развивает логику коллег Владимир Ардашев, управляющий партнер консалтинговой группы «Ардашев и партнеры»: «Большинство компаний непрозрачны, с двойной бухгалтерией, серыми налоговыми схемами, скрытыми долгами, проблемными активами, рисками привлечения к административной и налоговой ответственности. Почти все работают в режиме ручного управления, т. е. их успех зависит от конкретных лиц (хозяева, чиновники, деловые связи и т. д.)».
Доходность нужно проверять самостоятельно, ориентируясь не на бумаги, а на факты, рассуждают брокеры. «Мы сопровождали сделку по продаже кафе, — приводит пример г-н Симкин. — Документам, которые предоставил продавец, потенциальный покупатель не поверил. Чтобы оценить прибыль, он сам несколько недель провел в этом кафе — считал посетителей. Помножив их число на средний чек заведения, удостоверился в правдивости продавца и только после этого согласился обсуждать детали сделки».
Почти так же проверяют финансовую состоятельность любого другого бизнеса, продолжает эксперт. Но в каждом случае — своя специфика. «Простая математика. Например, чтобы понять, сколько зарабатывает промышленное предприятие, мы взяли отчетность о закупках сырья. Высчитали, сколько деталей из этого произвели. После чего пошли на склад. Посчитали, сколько единиц продукции там лежит — читай не продано». Вычли это число из общего количества произведенного товара, сумму помножили на стоимость детали И вот вам вполне достоверный доход конкретно взятого производства», — резюмирует Илья Симкин.
Эмпирическим путем приходится проверять все существенные показатели работы бизнеса, добавляет г-н Карнаухов. Договоры аренды брокеры проверяют, обзванивая владельцев площадей, клиентскую базу пробивают посредством общения с постоянными посетителями-покупателями, о долгах узнают из судебных сводок или из откровенных разговоров с контрагентами выставленной на продажу компании. Проверка тянется месяцами. Но иначе никак. Выяснив реальное положение дел, можно начинать торговаться, рассуждает Борис Карнаухов: «После того как потенциальный покупатель сам проверит все риски, он может посчитать, сколько в продаваемый бизнес нужно вложить, чтобы тот заработал. Сумму дополнительных вложений вычитаем из первоначально объявленной цены — получаем адекватную стоимость».
Конкуренты представляются покупателями
Работать по заказу потенциального покупателя бизнеса приходится не часто, признаются брокеры. Предложение превышает спрос, поэтому, как правило, они встают на сторону продавца. А все нюансы выясняют, чтобы не брать на себя ответственность за продажу мертвой компании в красивой упаковке прибыльного бизнеса.
Серьезно настроенных инвесторов, готовых тратить миллионы на приобретение компаний, — единицы. И если таковые обращаются к брокерам, то много вопросов не задают, рассказывает г-н Карнаухов. По его словам, добросовестный покупатель редко пытается разобраться во всех деталях выставленного на продажу бизнеса: «Когда один бизнес поглощает другой, его может интересовать не доходность выставленной на продажу компании, а конкретный актив: недвижимость, техника, бренд и т. п. А что с этим делать и где искать клиентов, он знает сам — разбираться в технологиях работы и изучать клиентскую базу особого смысла не видит».
Зато, отмечают брокеры, желающих убить чужую фирму множество и они задают немало вопросов. Борис Карнаухов: «Как только компанию выставляют на продажу, тут же образуется целая очередь из ее конкурентов, стремящихся вызнать как можно больше подробностей». «Звонят часто. Покупать не собираются, но пытаются выведать данные о прибыли, штате, заполучить клиентскую базу Очень обижаются и сердятся, когда мы отказываемся все рассказывать на стадии предварительных переговоров», — дополняет г-н Симкин.
Развалить чужую компанию, прикинувшись покупателем, относительно просто, продолжает он: «Одно только появление потенциального покупателя в офисах фирмы может посеять панику в рядах ее сотрудников и разнести пугающие слухи о грядущих увольнениях и снижении зарплат. И люди начнут уходить». А войдя в доверие к продавцу, можно завладеть клиентской базой конкурента, заключает Илья Симкин.
«Всегда можно использовать метод Остапа Бендера, — рассуждает г-н Ардашев. — Уволенные или даже нынешние сотрудники компании могут рассказать о нечистых делах ее хозяина. Дополнительную информацию можно поискать в госорганах — в той же налоговой, например. Я вас уверяю, грязное белье есть у всех». Нужно просто сложить найденные документальные подтверждения грехов конкурента в одну папочку и уже с ней прийти к нему в офис, объясняет Владимир Ардашев: «За неразглашение этой информации он может согласиться продать бизнес за копейки. А не согласится — папочку можно показать другим заинтересованным лицам и создать конкуренту проблемы, которые могут его уничтожить». Схема абсолютно легальна, подчеркивает г-н Ардашев. Главное — найти каналы доступа к нужным бумагам.
Чтобы недоброжелателей от этих каналов отрезать, продавцы бизнеса жестко ограничивают круг потенциальных покупателей, рассказывает г-н Симкин: «К примеру, у нас был клиент, который требовал пофамильный список возможных кандидатов на роль покупателя. Подозрительных он вычеркивал и запрещал сообщать им что-либо о своем бизнесе».
В итоге рынок практически стоит. По оценкам федеральных аналитиков, в сравнении с прошлым годом общая сумма сделок M&A в России упала более чем на 70%. При этом цена чужого бизнеса не уменьшилась. Напротив, средняя сумма сделки подросла почти на 2%.
Дмитрий Шлыков Бизнес не подешевел
Средняя сумма сделки на российском рынке M&A
$104,7 млн
по итогам 2008 г.
$127,4
к июлю 2009 г.
Источник: www.mergers.ru, www.croc.ru
Чужой бизнес оценили в три миллиарда
Основные показатели российского рынка M&A в июле 2009 г.
$3,073 млрд
сумма завершенных сделок
$439 млн
сумма сделок в стадии оформления
$6,047 млрд
сумма сделок в стадии переговоров
81 сделка
завершена
29 сделок
в стадии оформления
30 сделок
в стадии переговоров
Источник: www.mergers.ru
Говоря хоть о каких-то плюсах кризиса, екатеринбургские предприниматели чаще всего называют возможность за умеренную цену купить интересный бизнес или проглотить конкурента. Экономический спад должен был привести к тому, что на открытом рынке окажется много в принципе состоятельных компаний, собственники которых попали в кредитную вилку. Рынок M&A предвкушал грандиозную распродажу. Но не случилось.
Работающий технологичный бизнес по-прежнему стоит дорого, рассказывают брокеры. А близкие к смерти, но дешевые компании никому не нужны — лишних денег на их воскрешение нет. Потому объектами активной продажи становятся только мелкие фирмы. По словам Ильи Симкина, председателя НП «Уральская Палата Готового Бизнеса», чаще всего покупают предприятия стоимостью до 600 тыс. руб.: солярии, салоны красоты, кафе, продуктовые магазины, парикмахерские и т. п. «А хит сезона — маленькие точки, торгующие разливным живым пивом, — продолжает список Александр Калугин, руководитель Центра готового бизнеса «ДелоПрофит» консалтинговой группы «Ардашев и Партнеры». — Стоит такая точка около 250 тыс. руб. Пока лето было теплым, пиво шло влет. Фирмы-продавцы приносили своим хозяевам быстрые деньги. И в неделю мы заключали одну-две сделки по покупке этих магазинчиков».
Спросом пользуются предприятия, работающие на арендованных площадях, уточняет г-н Симкин. Недвижимость в собственности сильно повышает стоимость компании. А цена для покупателя сейчас на первом месте, утверждают брокеры. Например, автомойку, арендующую площади, продают за 3-3,5 млн руб., конкретизирует г-н Калугин. Если же помещение в собственности, цена возрастает до 15-25 млн руб. Это увеличивает сроки окупаемости, а ждать потенциальные покупатели не хотят. Их интересуют компании, отбивающие вложения максимум за год.
Мелкие фирмы притягивают покупателя не только низкой ценой. Принцип их работы понятен, следовательно, легко просчитать окупаемость. А приобретая многомерный бизнес, почти наверняка можно нарваться на подтасовку фактов. Примета времени: продавец прячет статистику и приписывает лишние активы, пытаясь продать не приносящую дивидендов, а то и вовсе убыточную фирму.
Чтобы продать бизнес дороже, завышают его доходность
В компанию «Легальный бизнес» пришли топ-менеджеры одной екатеринбургской фирмы. Предложили продать свой бизнес. «Сразу соглашаться мы не стали, — рассказывает Борис Карнаухов, управляющий партнер «Легального бизнеса». — Прежде хотели пообщаться с самим владельцем, которого в числе делегации не было». Посетители предъявили доверенность на продажу компании. Но в «Легальном бизнесе» им все равно отказали. Лишь согласились разместить на своем сайте объявление, что фирма ищет нового собственника. «Буквально через неделю мне позвонили из милиции, — продолжает г-н Карнаухов. — Очень интересовались тем, кто и при каких обстоятельствах пытался через нас эту компанию продать». Оказалось, что сам собственник о продаже фирмы понятия не имел. О том, что его компания выставлена на продажу, он узнал случайно — на сайте «Легального бизнеса». Его подчиненные решили оформить сделку без согласования с боссом и подделали доверенность. «Скорее всего, довести дело до конца и передать кому-то чужие активы они бы не смогли. Но если бы собственник так и оставался в неведении, возможно, им бы удалось найти покупателя и получить от него деньги фактически ни за что», — заключает Борис Карнаухов.
Однако откровенное мошенничество, как в этом случае, встречается все-таки нечасто, успокаивают брокеры. Как правило, продавец хитрит по мелочам, завышая доходность компании. «Один обратившийся к нам продавец указал в строке «прибыль» просто нереально большую по нынешним временам сумму, — приводит пример из практики Илья Симкин. — Стали проверять. Пришли к выводу, что, как ни крути, не может его бизнес столько приносить. Обратились за разъяснениями «Так это я доход за 2006 г. указал», — сообщил он». Другой потенциальный клиент НП «Уральская Палата Готового Бизнеса» вместо текущей прибыли указал прогнозируемую. И как оказалось, сейчас, вопреки первоначальным заявлениям продавца, компания работает в минус.
Доверять любой официальной отчетности продаваемой компании нельзя — развивает логику коллег Владимир Ардашев, управляющий партнер консалтинговой группы «Ардашев и партнеры»: «Большинство компаний непрозрачны, с двойной бухгалтерией, серыми налоговыми схемами, скрытыми долгами, проблемными активами, рисками привлечения к административной и налоговой ответственности. Почти все работают в режиме ручного управления, т. е. их успех зависит от конкретных лиц (хозяева, чиновники, деловые связи и т. д.)».
Доходность нужно проверять самостоятельно, ориентируясь не на бумаги, а на факты, рассуждают брокеры. «Мы сопровождали сделку по продаже кафе, — приводит пример г-н Симкин. — Документам, которые предоставил продавец, потенциальный покупатель не поверил. Чтобы оценить прибыль, он сам несколько недель провел в этом кафе — считал посетителей. Помножив их число на средний чек заведения, удостоверился в правдивости продавца и только после этого согласился обсуждать детали сделки».
Почти так же проверяют финансовую состоятельность любого другого бизнеса, продолжает эксперт. Но в каждом случае — своя специфика. «Простая математика. Например, чтобы понять, сколько зарабатывает промышленное предприятие, мы взяли отчетность о закупках сырья. Высчитали, сколько деталей из этого произвели. После чего пошли на склад. Посчитали, сколько единиц продукции там лежит — читай не продано». Вычли это число из общего количества произведенного товара, сумму помножили на стоимость детали И вот вам вполне достоверный доход конкретно взятого производства», — резюмирует Илья Симкин.
Эмпирическим путем приходится проверять все существенные показатели работы бизнеса, добавляет г-н Карнаухов. Договоры аренды брокеры проверяют, обзванивая владельцев площадей, клиентскую базу пробивают посредством общения с постоянными посетителями-покупателями, о долгах узнают из судебных сводок или из откровенных разговоров с контрагентами выставленной на продажу компании. Проверка тянется месяцами. Но иначе никак. Выяснив реальное положение дел, можно начинать торговаться, рассуждает Борис Карнаухов: «После того как потенциальный покупатель сам проверит все риски, он может посчитать, сколько в продаваемый бизнес нужно вложить, чтобы тот заработал. Сумму дополнительных вложений вычитаем из первоначально объявленной цены — получаем адекватную стоимость».
Конкуренты представляются покупателями
Работать по заказу потенциального покупателя бизнеса приходится не часто, признаются брокеры. Предложение превышает спрос, поэтому, как правило, они встают на сторону продавца. А все нюансы выясняют, чтобы не брать на себя ответственность за продажу мертвой компании в красивой упаковке прибыльного бизнеса.
Серьезно настроенных инвесторов, готовых тратить миллионы на приобретение компаний, — единицы. И если таковые обращаются к брокерам, то много вопросов не задают, рассказывает г-н Карнаухов. По его словам, добросовестный покупатель редко пытается разобраться во всех деталях выставленного на продажу бизнеса: «Когда один бизнес поглощает другой, его может интересовать не доходность выставленной на продажу компании, а конкретный актив: недвижимость, техника, бренд и т. п. А что с этим делать и где искать клиентов, он знает сам — разбираться в технологиях работы и изучать клиентскую базу особого смысла не видит».
Зато, отмечают брокеры, желающих убить чужую фирму множество и они задают немало вопросов. Борис Карнаухов: «Как только компанию выставляют на продажу, тут же образуется целая очередь из ее конкурентов, стремящихся вызнать как можно больше подробностей». «Звонят часто. Покупать не собираются, но пытаются выведать данные о прибыли, штате, заполучить клиентскую базу Очень обижаются и сердятся, когда мы отказываемся все рассказывать на стадии предварительных переговоров», — дополняет г-н Симкин.
Развалить чужую компанию, прикинувшись покупателем, относительно просто, продолжает он: «Одно только появление потенциального покупателя в офисах фирмы может посеять панику в рядах ее сотрудников и разнести пугающие слухи о грядущих увольнениях и снижении зарплат. И люди начнут уходить». А войдя в доверие к продавцу, можно завладеть клиентской базой конкурента, заключает Илья Симкин.
«Всегда можно использовать метод Остапа Бендера, — рассуждает г-н Ардашев. — Уволенные или даже нынешние сотрудники компании могут рассказать о нечистых делах ее хозяина. Дополнительную информацию можно поискать в госорганах — в той же налоговой, например. Я вас уверяю, грязное белье есть у всех». Нужно просто сложить найденные документальные подтверждения грехов конкурента в одну папочку и уже с ней прийти к нему в офис, объясняет Владимир Ардашев: «За неразглашение этой информации он может согласиться продать бизнес за копейки. А не согласится — папочку можно показать другим заинтересованным лицам и создать конкуренту проблемы, которые могут его уничтожить». Схема абсолютно легальна, подчеркивает г-н Ардашев. Главное — найти каналы доступа к нужным бумагам.
Чтобы недоброжелателей от этих каналов отрезать, продавцы бизнеса жестко ограничивают круг потенциальных покупателей, рассказывает г-н Симкин: «К примеру, у нас был клиент, который требовал пофамильный список возможных кандидатов на роль покупателя. Подозрительных он вычеркивал и запрещал сообщать им что-либо о своем бизнесе».
Дмитрий Шлыков Бизнес не подешевел
Средняя сумма сделки на российском рынке M&A
$104,7 млн
по итогам 2008 г.
$127,4
к июлю 2009 г.
Источник: www.mergers.ru, www.croc.ru
Чужой бизнес оценили в три миллиарда
Основные показатели российского рынка M&A в июле 2009 г.
$3,073 млрд
сумма завершенных сделок
$439 млн
сумма сделок в стадии оформления
$6,047 млрд
сумма сделок в стадии переговоров
81 сделка
завершена
29 сделок
в стадии оформления
30 сделок
в стадии переговоров
Источник: www.mergers.ru