Илья Борзенков,вице‑мэр Екатеринбурга по экономике и финансам Чиновник и известный бизнесмен Илья Борзенков хочет вернуть в обиход ортодоксальное слово «ересь», которое есть не что иное, как синон
Илья Борзенков,вице‑мэр Екатеринбурга по экономике и финансам
Чиновник и известный бизнесмен Илья Борзенков хочет вернуть в обиход ортодоксальное слово «ересь», которое есть не что иное, как синоним слова «инновация». За что вице‑мэр уважает Евгения Чичваркина* и почему терпеть не может блогеров и участников форумов, он поделился с «БЖ».
Слову «ересь» крупно не повезло. Слишком уж явно выраженный негативный смысл оно имеет. Впрочем, слово эволюционировало и приобрело более политкорректное значение: «инакомыслие». Для меня ересь есть не что иное, как новаторство – качество в бизнесе необходимое, если не первостепенное.
Ересь – это всегда альтернативная точка зрения, имеющая прикладное значение и способная перевернуть картину мира, а не просто беспредметное умничание. Мне кажется, современный новатор мало отличается от своего товарища из мракобесия Средневековья: и тот, и другой недовольны существующей реальностью и пытаются силой своего ума, интеллекта и способностей изменить окружающий мир. Идея еретика-новатора должна быть не только выстрадана и вымучена, но и реализуема. Человек, который не может обосновать свою идею, которая ему кажется революционной, чаще всего просто дурак, а не еретик. Еретик не отстраненно критикует существующий миропорядок, он пытается стать источником серьезных преобразований. В сущности, любая значимая идея изначально была ересью. Когда-то люди считали, что Земля не вертится, когда-то женщина не могла работать и не имела права голоса, когда-то, наконец, не так давно не было вилки, электричества, телефона, автомобиля, интернета. Ересь всегда имеет общественное значение, именно поэтому в ортодоксальные Средние века еретиков сжигали на кострах – как бы чего не натворили, да «бучи» не устроили, на костер их, да и от греха подальше.
Ересь уместна лишь там, где есть свобода волеизъявления. Государство слишком ценно, слишком значимо и затрагивает интересы огромного количества людей, а потому власть по сути своей должна быть консервативной. Если какая-то новая идея в бизнесе окажется провальной, то все кончится тем, что пара сотен высокообразованных людей окажутся на рынке труда и за пару недель найдут себе новую работу. В государстве революционные идеи приводят к катастрофам – вспомните хотя бы 17-й или 91-й годы. Незаслуженно заплеванное слово «плюрализм» уместно лишь в мирной обстановке. Только представьте себе, что во время битвы на Курской дуге Жуков собирал бы своих генералов в кружок, дотошно интересовался их мнением и принимал бы решение путем голосования. В процессе становления новых общественных формаций, в котором мы, собственно, сейчас и находимся, ереси не может быть места.
В семье ересь невозможна в принципе. Это самый ортодоксальный институт, в котором ничего не меняется тысячелетиями: люди сходятся, женятся, рожают и воспитывают детей. Инакомыслие, на мой взгляд, проявляется в однополых браках, но это вряд ли может претендовать на ересь. Для человека, который воспринимает Заповеди как квинтэссенцию мирового опыта, в этой плоскости вообще не может быть ничего революционного: он знает, тысячи умнейших людей уже испытали все на своей шкуре и сделали из этого верные выводы. Для меня прелесть семейной жизни как раз и заключается в ее предсказуемости, упорядоченности. Если люди перестают выполнять данные друг другу обещания, доверие разрушается, и получается все что угодно, но только не семья. Однако и в семье есть место разумному творчеству – это отношения с детьми. Я всегда старался, чтобы мои дети постоянно находились в атмосфере перемен, иначе они не смогут развиваться. Кроме того, дети, как правило, простят нам намного больше невольных огрехов и ошибок, чем любимые.
А вот в бизнесе, как живой развивающейся субстанции, могут и должны происходить революции. Каждый день собственник или топ‑менеджер компании должен приходить на работу и опровергать то, что он делал раньше. Для бизнесмена плохая память на собственные успехи – несомненное достоинство. Предпринимательство вообще носит в себе инновационный характер и развивается только за счет новых идей. Капитализм, конечно несовершенная система, тем не менее, отклик на идеи дает почти мгновенно. Если ты придумал действительно что-то стоящее – это купят. Книга про Евгения Чичваркина* совершит в российском бизнесе ментальную революцию, почище, чем в свое время Йонас Риддерстрале со своим «Бизнесом в стиле фанк». В чем разница между теми людьми, которые выбирают работу в бизнесе, и теми, кто предпочитает госслужбу? Последние стремятся к работе спокойной, упорядоченной, регламентированной, с 9 до 18, от и до. Бизнесом же, как правило, занимаются люди с «божьей искрой», способные на креатив, творчество, риск.
В своем бизнесе я всегда старался использовать ересь как полезный ресурс. Одна из моих любимых поговорок звучит так: «Каждый суслик – агроном». Из нее следует, что мнения всякого рода «сусликов» при планировании посевов и уборке урожая не спрашивают, даже если это коренным образом затрагивает их интересы. В «Норде» для отсечения «сусликов» от «сельского хозяйства» было введено понятие «эксперта». Это совсем не обязательно начальник, но совершенно точно – сотрудник, мнение которого ценно при разработке или оптимизации конкретного бизнес-процесса. А потому экспертом в принципе может стать каждый сотрудник, который способен на креатив, новаторство и к тому же умеет быстро соображать и внятно излагать свои мысли. Креативность – дар Божий, не всем дано, и перепевание извечных песен в духе: «как же было хорошо и что же с нами будет» за 15 лет поднадоело.
Новаторство вообще у русского человека в крови. Недаром же наш человек блоху подковал, и недаром даже после развала российской науки в 90‑е наши ученые не перестали получать Нобелевские премии, которые еще называют «премиями гениев». А в искусстве, которое держится исключительно на творческой ереси, русские всегда были впереди планеты всей – именно Россия подарила миру такое огромное количество мастеров литературы, поэзии, живописи. Например, Америка, традиционно порождающая массовую культуру всего по нескольким клише, куда менее инновационна. Только вот эта позитивная ересь русского народа имеет и обратную сторону медали тоже: ни в одной стране мира нет такого «бытового графоманства», которое царит в русских форумах и блогах. Люди готовы сутками обсуждать фотографии на сайте А. Лебедева, но мало кто предложит конструктивную идею. Интернет-площадки часто больше напоминают скамеечки у подъезда, оккупированные «новыми старушками», многим из которых нет и 20‑ти. Право же, мне непонятно, зачем люди тратят свою жизнь на то, чтобы делать нечто никому ненужное, через пару дней – даже самим себе. Я сам не веду никакие блоги и не пишу в форумы: меня вполне устраивает, как работают со словом профессиональные журналисты. Если твои мысли нужные и важные – это печатают. Так что, на мой взгляд, дискуссии на страницах газет и журналов важнее и полезнее. Право же, мне непонятно, зачем тратить свое время на то, чтобы делать нечто никому ненужное, порой даже самому себе.