С начала 2014 г. Илья Зибарев возглавляет правление СКБ-банка. Его оргвыводы — о розничном банковском бизнесе, кредитовании компаний и корпоративной политике — укладываются в несколько пунктов.
Илья Зибарев, председатель правления СКБ-банка, — специально для DK.RU:
1. Никакой агрессии в политике СКБ-банка не будет. Только взвешенная стратегия. Изменим продуктовую линейку в соответствии с реалиями рынка. Так, в кредитовании СКБ-банк долгое время занимался преимущественно массовым сегментом. Сегодня этот сегмент в первую очередь коснулась проблема неплатежей — даже если брать показатели просроченной задолженности в среднем по рынку. В сложные времена устойчивы те банки, где основа бизнеса несколько шире. Поэтому мы диверсифицируем розничный блок. Сейчас мы имеем ситуацию, когда основными клиентами СКБ-банка стали люди с зарплатой 20-22 тыс. руб. в месяц. Будем же привлекать тех, кто получает от 25 до 50 тыс., от 50 до 75, от 75 и выше. Есть планы и по развитию private banking. Основа для этого, подразделение персонального обслуживания VIP-клиентов, Elite-Bank, в СКБ-банке имеется.
2. Две ноги устойчивее, чем одна. Поэтому менять будем не только розничный сегмент, но и подходы к кредитованию бизнеса. Здесь мы видим примерно ту же картину, что и в рознице: при всем богатстве выбора компаний, ключевой наш клиент — это ИП. Будем расширять базу. Очень упрощенно говоря, нас интересуют производственные и сервисные предприятия, в том числе, компании, арендующие офисы в бизнес-центрах и ТРЦ Екатеринбурга.
3. Я отдаю себе отчет, что перестройка продуктовой линейки — это всегда сложно. Как и в том, что другой сегмент трудно приучить. Но сделать это важно.
4. Банковский бизнес не ограничен тем, чтобы дать денег на развитие хорошим компаниям. Нужно еще, чтобы эти деньги вернулись, — как бы банально это ни звучало. Обстоятельства бывают разные. Но если начинаются задержки, показателем адекватности заемщика-бизнесмена будет путь его компании, пройденный, чтобы с этими сложностями разобраться. Для банка действует тот же стандарт качества. Правильное понимание бизнеса управленческой командой банка — это грамотная работа с теми, кто не платит.
5. Да, топ-менеджмент СКБ-банка меняется. Лично для меня это возможность применить опыт, накопленный в федеральных структурах (прежде, чем возглавить СКБ-банк, Илья Зибарев возглавлял подразделения в «ДельтаКредите», Городском ипотечном банке, Альфа-Банке и банке «Хоум Кредит» — Прим. ред.). Новые люди, которые приходят на должности зампредов, — тоже выходцы из крупных российских банков, с очень хорошим бэкграундом. Банки разные — и это хорошо. Получается отличный плавильный котел, в котором разные подходы позволят создать что-то качественно новое.
6. В России принято умалчивать о благотворительности, а я убежден, что эта скромность — лишняя. Если финрезультат позволяет сделать помощь нуждающимся распространенным явлением, то делать и рассказывать об этом нужно. На днях СКБ-банк стал партнером благотворительного фонда Константина Хабенского, который, кстати, как и я, родом из Петербурга. Народный артист создал этот фонд для помощи детям, больным онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями мозга, а банк присоединился, поскольку поддерживает идею повседневной благотворительности. Теперь будем интегрировать возможности фонда и розничные продукты, доступные в офисах банка, — от пластиковых карт до страховых полисов. Сделаем так, чтобы клиентам было удобно и нетрудно помочь детям. Иностранные практики по теме есть — нужно ориентироваться на этот опыт. Я сам уже занимался подобными проектами, еще со времен работы в Альфа-Банке. Мы надеемся на длительные отношения с фондом Хабенского и считаем, что нет ничего зазорного в том, чтобы об этом говорить.
7. Деньги — это ответственность. И чем больше денег в твоем распоряжении, тем ответственность выше. И уж точно, банк должен быть социально ответственным институтом в своей стране.