Компании-импортеры, потерявшие деньги на продовольственном эмбарго для США и стран ЕС, намерены повысить цены на продукты. Екатеринбургские ритейлеры заявили DK.RU, что знают, как с этим бороться.
Свердловские ритейлеры начали переговоры с импортерами о поставках продуктов взамен тех, что запрещены к ввозу из США и стран ЕС. По их словам, поставщики уже предупреждают, что закупочные цены повысятся.
«Такая информация поступает. Удивляться особо нечему — товарный дефицит всегда корректируется ценой, — говорит Александр Комиссаров, генеральный директор дивизиона «Мегамарт» ГК «Дикси». — Сейчас обсуждаем с поставщиками, можно ли этого избежать или минимизировать. Ни одна торговая сеть не заинтересована, чтобы продукты внезапно дорожали».
Как могут развиваться события, показало руководство X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») — оно сообщило в Минпромторг РФ, что поставщики рыбы, овощей и фруктов повышают отпускные цены. По словам представителя холдинга Владимира Русанова, с этим компания не согласна. METRO, «Ашан», «О’Кей» и другие сети тоже заверили, что ищут экономичные варианты.
Тем временем власть начала мониторить цены на продукты питания, запрашивая информацию у торговых сетей. Свердловский премьер Денис Паслер обещал держать ситуацию под контролем. Александр Черкашин, совладелец «Комбината мясной гастрономии», уверен, впрочем, что рост цен неизбежен.
«Мы это уже проходили, когда европейский рынок закрылся из-за африканской чумы и местная свинина за два месяца подорожала на 30%, — говорит он. — Думаю, то же самое будет и сейчас: цены подпрыгнут так, что есть мясо сможет не каждый».
По словам Глеба Гоглева, гендиректора дистрибьюторской компании «Юнилэнд», желание импортеров поднять цены объяснимо. Они стремятся компенсировать убытки от потерь товара, который находился в пути, но не успел пересечь границу РФ. Санкции в адрес ЕС, введенные 8 августа, касаются, в основном, скоропортящихся продуктов, запасы которых в рознице ограничены: обычно торговые сети принимают товар с остаточным сроком годности не менее 70%, при этом транспортное плечо от стран поставщиков не превышает 10-15 дней.
«Называют разные цифры потерь, которые понесут из-за эмбарго европейские производители продуктов питания, но никто не считал, каких сумм лишится государство из-за невыплаченных налогов и таможенных пошлин и каким будет ущерб для российских поставщиков, — рассуждает г-н Гоглев. — При оценке в 12 млрд евро импортеры недосчитаются около 500-600 млн евро от потерь товара, не прошедшего таможенное оформление».
Штраф и логистическую неустойку заплатил, в частности, импортер «Меридиан» (поставляет в магазины Екатеринбурга норвежского лосося).
«Из Норвегии рыба гарантированно доставлялась в Москву автотранспортом, на пятый день после отправки, — говорит Татьяна Тугай, руководитель отдела региональных продаж компании «Меридиан». — С Чили все будет сложнее из-за большего логистического плеча. Если отправлять сырье на корабле, его придется замораживать. Охлажденную рыбу можно везти только самолетом, но это дорого, особенно если учесть, что 35% веса (голова, кости, хвост и шкура) — отходы. В любом случае розничная цена вырастет».
Доля товаров, попавших под санкции, в ассортименте торговых сетей невелика. По данным уральских ритейлеров, в «Ашане» она составляет 1%, в «О’Кей» — 1%, в «Мегамарте» — около 2%. Чтобы найти аналоги, нужно не меньше двух-трех месяцев. Самые уязвимые категории — сыры, охлажденная рыба и овощи-фрукты. «Не знаю, чем можно заменить сыры — практически все они из Европы, — признается Елена Сурина, гендиректор гипермаркета «Гипербола». — Будем рассматривать предложения импортеров, а пока решения нет — торговать отечественными». По словам Марии Курносовой, директора по внешним коммуникациям «Ашан Россия», французские сыры закончились в центральном московском гипермаркете еще в начале минувшей недели. Продукты с собственными торговыми марками, произведенные в ЕС для российских магазинов «Ашан» и METRO, теперь пустят в продажу в других странах.
Александр Попов, гендиректор дистрибьюторской компании «Бест», особых трудностей в замене одних продуктов другими не видит.
«Мы покупаем мясо в Канаде и в Южной Америке, — говорит он. — И заменить канадское мясо аналогами из Бразилии, Парагвая или Уругвая нетрудно. Думаю, при увеличении закупок мы еще сможем рассчитывать на некоторые преференции по цене».
Но большинство ритейлеров сходятся во мнении, что адекватную замену запрещенным продуктам придется поискать. Если транспортное плечо и время доставки увеличатся, скорей всего, прежнюю цену удастся сохранить за счет снижения качества.
«Учитывая возникший страновой риск, я бы не стал рассчитывать, что производители из других стран поступятся маржой, лишь бы попасть на российский рынок», — предупреждает Глеб Гоглев.
При этом в торговых сетях не исключают, что европейские поставщики найдут способ обойти санкции, и рыбу, например, станут поставлять не норвежские, а исландские компании.