Меню

Импортный алкоголь может стать дефицитом в России уже к сентябрю

Уже в ближайшее время могут остановиться поставки иностранного алкоголя в Россию. Это связано с тем, что акцизные марки старого образца в большом дефиците, a новые еще не напечатаны.

Новые же акцизы не печатают потому, что до сих пор не проведен конкурс на выбор подрядчика. «Коммерсант» пишет, что сложности с маркировкой заграничного алкоголя могут сорвать поставщикам высокий сезон в конце года, когда происходит до половины годовых продаж. A это, в свою очередь, снизит поступления в бюджет. Импортеры оценивают ситуацию как критическую и готовят обращение к первому вице-премьеру Игорю Шувалову.

Федеральный чиновник рассказал изданию, что сейчас завершается выдача импортерам алкоголя акцизных марок старого образца, а по ряду номенклатурных позиций она уже прекращена в связи с отсутствием запасов на складе Центральной акцизной таможни. Участники рынка эту информацию подтвердили. Марки нового же образца не выдают. В Федеральной таможенной службе (ФТС), отвечающей за выдачу марок на импортный алкоголь, на запрос журналистов не ответили.

Союз импортеров алкогольной продукции (СИАП) сообщает, что проблемы с получением акцизных марок уже привели к приостановке или резкому снижению ввоза алкоголя отдельными компаниями. СИАП называет сложившуюся ситуацию критической и готовит в связи с этим обращение к первому вице-премьеру Игорю Шувалову.

Как рассказал председатель правления организации Валерий Филатов, дело в том, что после реорганизации ФГУП «Гознак» в акционерное общество, завершившейся в мае 2016 года, а также в связи с изменением требований к маркировке алкогольной продукции, ФТС по закону о контрактной системе в сфере госзакупок должна была провести тендер на выбор подрядчика для производства акцизных марок нового образца. Но на данный момент конкурс даже не объявлен.

«Проведение тендера, разработка, заказ, производство и поставка акцизных марок могут занять несколько месяцев»,— продолжает господин Филатов, напоминая, что новые марки должны были выдаваться уже с 1 июля.

Представитель компании Bacardi сообщил, что у его компании уже возникли сложности с получением марок, в том числе и старого образца. О проблеме знает и президент Simple Group Максим Каширин. По его словам, компания успела запастись марками, стоками и пока не испытывает сложностей, но если марки не появятся до сентября, то последствия будут очень болезненными.

Еще один участник рынка прогнозирует, что часть ходового импортного алкоголя может закончиться уже к концу июля, и если не решить проблему до конца следующего месяца, импортеры рискуют пропустить высокий сезон в октябре-декабре.

«Последние три месяца года обычно приносят около 50% продаж»,— отмечает он.

Собеседник пояснил, что между получением марок и прибытием продукции в страну проходит около трех месяцев, которые необходимы на размещение заказа, выпуск и доставку напитков, то есть чтобы успеть хотя бы к ноябрю, получить марки необходимо не позже начала августа.

В 2015 году правительство уже продлевало сроки реализации алкоголя, маркированного акцизами старого образца, тогда их продлили до 1 сентября 2016 года. Для бюджета сложившаяся сейчас ситуация означает уменьшение поступлений налогов и таможенных сборов от импорта и реализации алкогольной продукции, признает источник в правительстве. В СИАП считают, что для оперативного разрешения сложившейся ситуации правительство могло бы продлить выдачу акцизных марок старого образца и разрешить на переходный период заключать контракт с «Гознаком» без конкурса, так как он является фактически безальтернативным производителем.

Ритейлеры проблем с поступлением товара пока не ощутили.

«Поставки осуществляются в соответствии с графиком»,— заявили в пресс-службе X5 Retail Group.

«Запасы продукции позволят обеспечить представленность алкогольного ассортимента на полках в том числе на период, пока партнеры будут получать марку с усиленной защитой, которая была разработана в апреле текущего года»,— говорят в ГК «Дикси».

Директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз говорит, что наиболее зависимыми от импорта являются средний ценовой сегмент и выше. По его данным, рынки виски, рома, джина и абсента зависят от заграничных поставок почти на 100%, вермута — на 35%, вина — на 20%, коньяка — на 15%.

Напомним, ранее сообщалось, что в прошедшем году из-за падения курса рубля и спада покупательской способности объемы ввозимого алкоголя стали снижаться: поставки виски упали на 22,3%, рома — на 35%, текилы — на 23,1%, тихих вин — на 32,6%, игристых — на 33,7%.