Инновационные компании жалуются, что их разработки не находят спроса. Причину они видят в консерватизме промышленных предприятий, не доверяющих новым техническим решениям.
Инновационные компании жалуются, что их разработки не находят спроса. Причину они видят в консерватизме промышленных предприятий, не доверяющих новым техническим решениям. Отчасти это правда. Мало кто поверит директору екатеринбургской фирмы, уверяющему, что его продукция лучше, чем у мировых лидеров отрасли. Я бы, например, поостерегся. Неудивительно, что заказчики Уралмашзавода тоже проявляют осмотрительность, выбирая технологии, проверенные временем. Если речь идет об электрическом оборудовании, они предпочитают продукцию российской «Электросилы» или западных компаний АВВ и «Дженерал электрик». Никому не хочется, чтобы экскаватор, привод которого работает от десяти двигателей, вышел из строя в карьере. Всем нужны референции. Но это не значит, что новаторы и производственники не могут найти общего языка.
Год назад на Уралмашзавод обратилась компания из Санкт-Петербурга. Ее руководители предложили поставить роботизированный комплекс для сварки направляющих буровой установки. Подобных предложений у нас было три, в том числе от одной итальянской фирмы. Но питерцы убедили, что заключить контракт нужно с ними. Процесс был непростой. Сначала мы долго согласовывали техническое задание, потом — заключали договор и устраняли ценовые разногласия. Если не считать полугодового опоздания с поставкой сварочного комплекса, наше сотрудничество складывается удачно. Для настойчивых инноваторов преград нет. Просто многие из них забывают, что изобретение приживается, если помогает заказчику решать конкретную техническую проблему или приносит экономический эффект.
Оба эти варианта объединились в проекте инерционной дробилки, которую наш завод изготавливает по совместному проекту с питерской фирмой «Механобр-инжиниринг». Это принципиально новая конструкция, позволяющая выпускать кубовидный щебень для нужд железной дороги. С проектом дробилки мы выиграли конкурс Министерства науки и образования РФ, и теперь 50% затрат на изготовление двух машин финансирует государство. Заказчик, которого мы нашли, поначалу сомневался, стоит ли вкладывать деньги в новое незнакомое оборудование. Решающим аргументом с нашей стороны стала дешевизна — за 50% стоимости он согласился, с одной стороны, рискнуть, а с другой — крупно выиграть на ожидаемой эффективности.
На мой взгляд, чтобы разработки были востребованы, инжиниринговым компаниям надо ориентироваться на потребности отраслей. Изучать узкие места. Вникать в частности. Если представитель фирмы просто приедет на площадку, где работает техника, и спросит у механика, какие у него есть претензии, наверняка получит массу информации. Когда проблема понятна, считайте, полдела уже сделано, потому что заказчик, испытывающий технические трудности, более восприимчив к предложениям со стороны. Если же оборудование работает без сбоев, продвинуть разработку сложнее.
Недавно одна компания из Челябинска предложила нам сменить подшипник на шагающем экскаваторе. Но типоразмерный ряд у них другой — чтобы установить предложенный подшипник, придется менять диаметр шейки вала. Конструктора это не устраивает — при новых размерах ему придется пересчитывать весь редуктор. И тут возникает вопрос, стоит ли овчинка выделки. Если редуктор работает исправно и подшипники меняются раз в 20 лет, смысла в этой затее, наверное, немного.
Иной раз мы бы и рады принять предложения местных фирм, но выясняется, что их возможности ограниченны. На выставке «ИННОПРОМ-2011» прошлым летом нам приглянулись промышленные манипуляторы. Компания, которая их делает, использует ноу-хау, давно работает на рынке и заслуживает доверия. Если бы она предложила Уралмашзаводу манипулятор, способный поднимать конструкции в 10 т, я бы сам приехал договариваться. Но компания остановилась на двух тоннах, а такие грузы у нас поднимают с помощью кран-балки.
В общем, польза от инновации должна быть очевидной. Сейчас мы купили в Америке весьма полезный прибор — лазерный трекер, позволяющий измерять деталь в трех плоскостях. В перспективе он дает возможность размечать деталь под механическую обработку, если она спроектирована в системе 3D. Это важно, потому что разметчики в большом дефиците. Стоит такой трекер 5 млн руб., приставка к нему — еще 5 млн, но в этом случае денег не жалко. Прибор нас устраивает — если бы российские конструкторы предложили нечто подобное, мы бы с ними быстро поладили.
Вывод: по большому счету, заказчику и инноватору мешают договориться ножницы между запросами предприятия и возможностями частных фирм. Промышленные гиганты готовы идти навстречу инжиниринговым компаниям, но тем нравится быть обиженными. А это неконструктивно.
Олег Данченко
Колонка написана специально для «Делового квартала»