«Жесточайшая вертикальная иерархия, видимо, и позволяла Галицкому так быстро масштабировать сеть. Когда условия для взрывообразного роста закончились, пришлось за это платить».
Продажа основателем торговой сети «Магнит» Сергеем Галицким 29,1% акций компании госбанку ВТБ за 128 млрд руб. стала самым громким событием февраля и претендует на звание крупнейшей сделки года. Ее назвали и эмоциональным решением самого Галицкого, и национализацией, и «выбором без выбора». Напротив, совладелец «Модульбанка» Яков Новиков отмечает, что продать бизнес — высшая стадия для предпринимателя, а у Галицкого теперь есть хороший капитал для развития не только юношеского футбола. Например, он мог бы запустить новый проект в ритейле, например, цифровую компанию — розничную торговлю ждет гигантская трансформация.
Иногда нужен пит-стоп. Особенно когда больше 20 лет развиваешь одну компанию. Замыливается взгляд, пропадает мотивация. Пит-стоп помогает посмотреть по сторонам, увидеть новые возможности. Найти мотивацию для рывка. Я искренне верю в то, что отдохнув, Галицкий сделает ещё не один большой бизнес и поменяет не одну отрасль, — написал г-н Новиков в колонке на vc.ru.
Основатель компании Mindbox Иван Боровиков пишет на Facebook, основываясь на опыте личного взаимодействия с сотрудниками компании «Тандер» (головная структура «Магнита»): было ощущение, что тендер по программе лояльности для них — это не о пользе и росте бизнеса, а соблюдении процесса отработки задачи. «Последний раз такой тендер вёл сотрудник в должности технолога, безусловно, очень дисциплинированный, но совершенно не понимающий, о чем речь. Представители маркетинга в свою очередь задачу тоже никак не формулировали и от процесса максимально устранились», — написал предприниматель.
Все это — указания на жесточайшую вертикальную иерархию, практически армейскую. Видимо, это и позволяло Галицкому так быстро масштабировать сеть: в такую структуру можно нанимать персонал любого качества, и он будет как-то работать внутри железобетонных правил с кучей «надсмотрщиков»-администраторов. С другой стороны, такие конструкции очень дорогие и ригидные: административная вертикаль стоит дорого и серьезно сопротивляется любым изменениям. Когда условия для взрывообразного роста закончились, пришлось за это платить, — отметил он.
«История «Магнита» — отличная иллюстрация рисков ставки на жесткое вертикальное управление для взрывной экспансии. За это придётся дорого платить: разворот огромной компании (и себя) в пользу децентрализации и гибкости может оказаться непосильно сложным», — резюмирует г-н Боровиков.