Меню

Иномарки и ВАЗ делят рынок почти пополам

эксперты Елена Аюпова директор по развитию автоцентра «Краснолесье» Евгения Корякина маркетолог компании «Оками Моторс» Михаил Прибавкин старший продавец-консультант отдела продаж Mitsubishi Motors

За 9 месяцев 2005 г. в России продано около 400 тыс. иномарок. Большинство дилеров увеличили свои продажи в 1,5-2 раза. Екатеринбург от общероссийских тенденций не отстает. Но, несмотря на активное получение компаниями дилерства новых марок и строительство салонов, рынок иностранных авто Екатеринбурга по-прежнему далек от насыщения.

эксперты

Елена Аюпова

директор по развитию автоцентра «Краснолесье»

Евгения Корякина

маркетолог компании «Оками Моторс»

Михаил Прибавкин

старший продавец-консультант отдела продаж Mitsubishi Motors компании «Автоленд север»

Игорь Соколов

старший менеджер отдела продаж компании «Автобан»

Евгений Теребенин

директор по продажам компании «Автоленд»

Алексей Харинцев

руководитель отдела продаж Ford компании «Автоленд»

Павел Шестопалов

директор «Тойота Центр Екатеринбург Север»

вопросы

Как изменился рейтинг продаж иномарок в России в 2005 г.

Какие новые автоцентры открылись в 2005 г. и какие планируется построить в следующем

Почему усиливается контроль производителей над своими дилерами

Чем российский автомобильный рынок привлекателен для иностранных компаний

ксперты, как и в конце 2004 г., констатируют рост авторынка практически в 2 раза. Производителям все так же не хватает мощностей, чтобы справиться с потоком заказов, в результате очереди за некоторыми моделями растягиваются на срок от нескольких месяцев до года. А спрос на автосервисы, способные своевременно обслужить автопарк Екатеринбурга, значительно превышает предложение.

Продажи азиатских марок растут, а европейцы и американцы теряют позиции

По итогам 9 месяцев 2005 г. самыми популярными на российском рынке стали автомобили корейского производителя Hyundai Motor — с января по сентябрь отечественные дилеры марки реализовали 68745 машин. Вырвавшись на первое место в III квартале 2004 г., в этом году компания еще больше увеличила отрыв от своего основного конкурента — Toyota Motor. Продажи японцев в текущем году увеличились на 50% и достигли показателя
45418 автомобилей. «Но это вовсе не говорит об ослаблении позиций Toyota», — уверен директор «Тойота Центр Екатеринбург Север» Павел Шестопалов. По его мнению, при сравнении корейских и японских авто следует учитывать их цену. «Если Hyundai стоит в среднем $15 тыс., то Toyota обходится в $30 тыс. Понятно, что российские покупатели чаще берут Hyundai», — пояснил г-н Шестопалов.

Упорная борьба сейчас разворачивается за последнее место на пьедестале почета российского авторынка. Пока тройку лидеров замыкает «УзДэуАвто» — реализовав 39733 машины, компания шагнула на ступеньку вверх по сравнению с прошлым годом. Но если в начале года специализированные СМИ писали о сенсационном взлете корейских узбеков, то сейчас ситуация изменилась. Концерн Mitsubishi, который в 2004 г. занимал пятую строчку рейтинга, за 9 месяцев 2005 г. продал 39064 автомобиля — всего на 669 меньше, чем «УзДэу­Авто». Хотя год назад по результатам трех кварталов разница составляла 5444 автомобиля. Михаил Прибавкин, старший продавец-консультант отдела продаж Mitsubishi Motors компании «Автоленд север»: «Флагман модельного ряда автомобилей Mitsubishi Motors — Lancer — в этом году получил звание лучшего в своем сегменте (гольф-класс). Так что можно спрогнозировать выход Mitsubishi Motors на 3-е место по уровню продаж». Прогноз выглядит еще более правдоподобно, если учесть, что темпы роста Mitsubishi Motors выше, чем в узбекской компании: за 9 месяцев текущего года концерн увеличил продажи на 86%, тогда как у «УзДэуАвто» прирост только 50%.

Из прошлогодней тройки лидеров выпали автомобили американского концерна Ford Motor Co, которые теперь занимают 5-е место рейтинга продаж в России. Результаты за 9 месяцев 2005 г. — 37253 автомобиля, на 40% больше прошлогоднего показателя. Алексей Харинцев, руководитель отдела продаж Ford компании «Автоленд», утверждает, что производство автомобилей Ford до сих пор не успевает за спросом покупателей. Не помогло даже то, что завод ввел третью смену. «Клиенты, обладающие необходимой суммой, не всегда хотят стоять в очереди год и более и делают выбор в пользу других марок», — сетует г-н Харинцев.

Шестое место общероссийского рейтинга продаж занимает концерн Nissan (32905 автомобилей, 74% прироста). На седьмом, уже с большим отставанием, обосновался французский — Renault
(18533 авто, рост 72%).

Продолжает увеличивать продажи в России японская Mazda Motor — с 5151 (показатель за 9 месяцев 2004 г.) до 13382 в этом году. Причем, как и в тройке лидеров, японцы опять соревнуются с корейцами — автоконцерном Kia Motors — и догнать их пока не могут: дилеры Kia реализовали за три квартала на 3576 автомобилей больше, чем дилеры Mazda. Но, учитывая, что рост продаж Mazda составляет 160% против 16% у Kia, у японцев есть возможность до конца года подняться на строчку вверх.

Самым быстрым подъемом за 9 месяцев текущего года отличился Chev­rolet — с 23 строки в рейтинге 2004 г. он переместился на десятую. Эксперты объясняют такой взлет сочетанием высокого качества и относительно низкой цены автомобилей Chevrolet. По словам старшего менеджера отдела продаж автоцентра «Автобан» (официальный дилер ЗАО «Джи Эм-АвтоВАЗ», марок Chevrolet и Opel) Игоря Соколова, с вазовских машин люди чаще всего пересаживаются именно на Chevrolet Niva — автомобиль более высокого качества по сравнительно невысокой цене.

Зато Opel, входящий в тот же автоконцерн, что и Chevrolet (GM), роста не показал — наоборот, его продажи снизились на 2%. В автоцентре «Глазурит» (официальный дилер концерна GM) считают, что это связано с изменением модельного ряда компании: в начале года был период, когда старые машины дилеры уже продали, а новых не поступало в продажу в течение 3-4 месяцев. Продажи в России также снизили Peugeot (–5%), FIAT (–16%), SAAB (–33%) и Alfa Romeo (–59%).

И все же всем вместе взятым дилерам иномарок в России пока не удалось догнать лидера отечественного автопрома — тольяттинский АвтоВАЗ. По оценкам отдела аналитики LADAONLINE, российский производитель реализовал за 9 месяцев 2005 г. не менее 475 тыс. авто. Эксперты не исключают, что, если тенденции сохранятся, к концу года итоги продаж могут впервые оказаться сопоставимыми.

Местные автодилеры расширяют линейки автомобилей

Как говорит Елена Аюпова, директор по развитию автоцентра «Краснолесье», в сложившейся ситуации, когда у дилеров постоянно растут объемы продаж, компании-поставщики используют два варианта развития бизнеса: одни увеличивают план продаж существующим дилерам, другие расширяют дилерскую сеть. В Екатеринбурге принципиально новых игроков, впервые занявшихся продажей автомобилей, в уходящем году так и не появилось. Эксперты объясняют это тем, что автомобильный бизнес малопривлекателен для новичков, так как порог входа в рынок очень высок: на первоначальном этапе нужно вложить не менее $6-7 млн, а окупаться они будут минимум 5 лет.

Поэтому, как и в 2004 г., в уходящем году екатеринбургские дилеры расширялись территориально либо получали дилерство новых марок. Компания «Автосан», дилер Nissan, Renault, Hyundai, Suzuki, Skoda, Seat и Great Wall, которая владела салонами «Автосан», «Авто­франс»,
Hyundai, «Альфа моторс», летом территориально расширилась, открыв еще один салон — Space Motors (Kia, Suzuki). Кроме того, «Автосан» получил дилерство BMW и открыл второй в городе салон по продаже автомобилей этой марки (раньше автомобили баварского завода в Екатеринбурге продавала только компания «Автомир»).

Автосалон «Сити-Моторс» (Mitsubishi) начал работать после реконструкции под новым названием — «Автоленд север», пополнив линейку предлагаемых автомобилей продукцией компании Ford. Евгений Теребенин, директор по продажам «Автоленда»: «В принципе мы вернулись на «историческую родину» — в 1991 г. на проспекте Космонавтов был открыт «Екатеринбург Форд», который потом переехал на улицу Блюхера в новый дилерский центр».

В августе открылся автосалон «Автобан» (Chevrolet, Opel). По словам Игоря Соколова, в 2004 г. компания занималась только продукцией «General Motors —АвтоВАЗ» — продавала Chevrolet Niva, производимые в Тольятти. В этом же году «Автобан» получил дилерство «Джи Эм-СНГ» — головного предприятия в Москве (ЗАО «Джи Эм-АвтоВАЗ» подчиняется «Джи Эм-СНГ»), расширив линейку моделей. С новым дилерством добавились
Chevrolet южнокорейской сборки и Opel.

Весной начал работу принадлежащий УралФрансАвто салон Peugeot, также на проспекте Космонавтов. На тех площадях, где ранее была представлена продукция французского концерна, компания «Урал­ФрансАвто» разместила салон «Авантайм», торгующий автомобилями Citroen.

Открытие автоцентра «Краснолесье» показало, как игроки стараются отпозиционироваться друг от друга. «Автоцентр», который, по словам Елены Аюповой, настолько часто путали с «Автолендом», что сотрудники устали отвечать на вопросы «А кто из вас чьим филиалом является?», придумал необычный для Екатеринбурга бренд — «Краснолесье». Компания потратила на перепозиционирование $100 тыс. и воплотила концепцию PAG-центра .

Холдинг «Оками Моторс» получил официальное дилерство Porsche и построил «Porsche Центр Екатеринбург». Евгения Корякина, маркетолог «Оками Моторс», утверждает, что на момент открытия это был третий в России официальный дилер Porsche и первый автоцентр, построенный с соблюдением корпоративного стандарта Porsche AG. Раньше автомобили этой марки продавал пышминский «Премьер-Порше». Сейчас компания строит автоцентр Toyota, а дилерство рассчитывает получить в
2006 г. Расширяться будет и «Тойота Центр Екатеринбург Север» — компания возводит новый автосалон Toyota и автосалон Lexus на улице Металлургов, между площадкой для IKEA и Ледовым дворцом. Открытие запланировано на 2006 г.

Известно, что «Лаки Моторс» в 2006 г. собирается территориально «развести» марки Renault и Nissan, когда закончит строительство автоцентра на улице Бебеля (его площадь должна составить 8000 кв. м).

Общие тенденции авторынка сохраняются

То, что российский автомобильный рынок по-прежнему привлекателен для «иностранцев», Евгения Корякина подтверждает цифрами: у России прирост автопарка составляет 6-7% в год, а в Европе — 1-1,5%. В качестве одной из причин растущего спроса на иномарки дилеры называют улучшение благосостояния потребителей. Немаловажную роль играет и банковская политика — сегодня частные клиенты могут оформить автокредит практически в любом банке.

Все больше иностранных концернов налаживают производство своих автомобилей в России. В 2005 г. ряды существующих предприятий — калининградского «Автотора» (собирает марки BMW и Kia), таганрогского ТагАЗа (Citroen и Hyundai моделей Accent и Sonata) и Ford (Focus) в Ленинградской области — пополнились еще двумя производствами. В апреле концерн Renault открыл в Москве завод «Автофрамос», где собирают модель Logan. В августе в Ижевске началась сборка Kia
Spectra. Планируется, что весной 2006 г. под Санкт-Петербургом концерн Toyota начнет строительство завода, на котором будут выпускать модель Camry. Елена Аюпова уверена, что перенос производства зарубежных авто на территорию России уже сейчас приводит к снижению цен, а в будущем это положительно скажется на росте продаж, в том числе и в Екатеринбурге.

Помимо внешних количественных изменений, игроки отмечают и качественный рост рынка. Во многом это связано с усилением контроля концернов за своими представителями в регионах. В прошлогоднем годовом отчете Павел Шестопалов указывал на возросшую требовательность производителей к дилерам. В этом году требования еще более ужесточились. Большинство производителей обязывают дилеров делать отдельный showroom для каждой марки; намерение получить дилерство другой марки должно быть согласовано с существующим генеральным импортером; в деятельности автоцентра все регламентировано до мелочей. Елена Аюпова объясняет причину такой строгости тем, что унификация узлов и агрегатов сейчас достигла необычайно высокого уровня, машины становятся похожими. А если учесть, что и в рекламной политике компании делают одинаковые шаги (например, Volvo всегда позиционировался как безопасный автомобиль, а теперь и Mercedes пишет «Мы самые безопасные», на это же делает ставку Renault), то контроль конкуренции между брендами становится вынужденной необходимостью. Концерны контролируют дилеров как раз через соблюдение требований. Иначе, отмечает Елена Аюпова, клиентам становится очень трудно ориентироваться в общем потоке информации.

словарь

PAG (Premier Automotive Group) — объединение элитных марок концерна Ford: Jaguar, Land Rover и Volvo.