В феврале на базе компании «Деком Компьютерные системы» открылся филиал «Сети компьютерных клиник» — франчайзингового проекта компании Merlion. У уральцев уже было сервисное подразделение по обсл
В феврале на базе компании «Деком Компьютерные системы» открылся филиал «Сети компьютерных клиник» — франчайзингового проекта компании Merlion. У уральцев уже было сервисное подразделение по обслуживанию компьютерной техники, поэтому цена нового бизнеса для них оказалась невелика. Дмитрий Жуков, генеральный директор «ДКС-сервис» («дочка» «Декома» и владелец франшизы): «Фактически нам потребовалось только отремонтировать помещение, купить кассовый аппарат и потратиться на вывеску. Обучение сотрудников Merlion берет на себя». Отдачу рассчитывают получить уже в первые полгода. Тогда же организация начнет выплачивать роялти франчайзеру и процент с каждого гарантийного ремонта. Руководители «Декома» констатируют, что сервисный рынок Екатеринбурга не насыщен и позволит быстро выйти на обороты, оправдывающие франчайзинговые платежи.
«Сеть компьютерных клиник» — уже не первая попытка москвичей обзавестись франчайзи в Екатеринбурге. В 2006-2007 гг. федералы провели в столице Урала несколько партнерских конференций, но не смогли продать ни одной франшизы. При этом в городах области компьютерный франчайзинг развивается достаточно успешно. К примеру, магазины «Позитроника» есть в Нижнем Тагиле и Краснотурьинске, а «Эксперт Компьютерс» (в сети более 130 точек) — в Артемовском, Тавде, Серове и т. д. Компьютерные магазины большого смысла в коалиции с москвичами не видят. Альберт Динмухаметов, замдиректора по развитию компании «Трилайн» (сеть компьютерных магазинов и собственная франчайзинговая программа): «На местном компьютерном рынке произошло сильное расслоение. Крупным игрокам франшиза не нужна, а мелкие не интересны франчайзеру. Средний вариант, очевидно, найти не получается».
Теперь Merlion сделал ставку на развитие сервисного бизнеса. «Наша сеть в отличие от конкурентов будет ориентирована не только на ремонт техники, но и на другие платные услуги — профилактическое обслуживание, удаление вирусов из ПК, восстановление данных и поврежденного ПО. Сегодня на рынке никто такие услуги централизованно не оказывает», — подчеркивает Глеб Семенов, руководитель проекта «Сеть компьютерных клиник». Сейчас по стране действуют 16 таких центров, до конца года их число должно достичь 100.
Системный интегратор «Деком Компьютерные системы» до сих пор специализировался на софтверных решениях и поставках техники корпоративным клиентам. Создание компьютерного сервиса, ориентированного на массовый рынок, должно было не только устранить проблему полной загрузки ремонтных мощностей компании, но и помочь выйти на новый рынок. «По факту через наш сервисный центр и так проходило много техники от частных клиентов. В основном заказчиками становились друзья сотрудников и друзья друзей. Мы чувствуем, что спрос на ремонт и апгрейд компьютерной техники в городе не удовлетворен. Если что-то случается, люди ищут специалиста через знакомых. В Екатеринбурге, да и в стране в целом, нет сильного бренда, на который могли бы ориентироваться потенциальные клиенты», — добавляет г-н Жуков.
Станислав Сиражев, исполнительный директор Ассоциации компаний сферы информационных технологий, считает, что рынок сервисных услуг недостаточно развит, поэтому готов к появлению новых игроков: «Сервис пока не успевает за ростом продаж компьютерной техники — особой конкуренции здесь нет. В этой сфере можно продать франшизу».
Владимир Клепинин, директор компании «Корус-Сервис», указывает, что дисбаланс рынков продажи и обслуживания техники возник неслучайно: «На доходы от гарантийных ремонтов существовать нельзя. Производитель платит за них в среднем $15 (за каждый ремонт по гарантии), и цена эта годами почти не меняется. Их приходится делать себе в убыток. Больше дохода приносят платные ремонты, но и здесь проблемы: гарантия почти везде три года, а за три года техника просто меняется». Дополнительные препятствия для входа на рынок: необходимость авторизации у производителей, вложения в склад запчастей — $20-30 тыс., затраты на постоянное обучение сотрудников (например, у Xerox курс стоит около $3 тыс.).
досье
Компания Merlion
Крупнейший российский дистрибьютор компьютерной техники.
Год основания: 1992.
Финпоказатели: совокупная выручка
в 2006 г. — 37,4 млрд руб.
Штат: более 2 тыс. человек.
Структура: подразделения по дистрибуции, системной интеграции, производству компьютерной техники под брендом iRU.
Сети: «Позитроника» — 160 точек, «Сеть компьютерных клиник» — 16.
Источник: данные компании.