«Обратите внимание: на Вайнера после 23.00 нет людей — остается какая-то непонятная публика. Зачем там круглосуточная «Гипербола»?». Интервью директора ТРЦ «Гринвич» и «Пассаж» на DK.RU.
Алексей Мальцев, генеральный директор компании R.Management, в своей недавней колонке на DK.RU предсказывал закат эпохи торговых центров. По его мнению, интернет-магазины вытеснят офлайн-торговлю: чтобы выжить, ТЦ придется усилить сегмент развлечений или превратиться в склады. «Мы являемся свидетелями заката целой индустрии: торговые центры, которые когда-то росли как грибы после дождя, становятся ненужными. И отказываться от них начнут быстрее, чем мы этого ожидаем. Так что время пустых моллов не за горами», — резюмировал он. Колонка вызвала массу дискуссий, в которые включились и представители екатеринбургских торговых центров. С одним из них — Дмитрием Сарапульцевым, директором ТРЦ «Гринвич» и «Пассаж» — DK.RU записал развернутое интервью.
Вы не согласны с позицией г-на Мальцева?
— Интернет не убьет розничный ритейл, это все неправда. Ведь что такое интернет-покупка? Это некое рациональное действие, которое эмоционально не окрашено. А посещение торгового центра — это определенная смена обстановки, новые эмоции, смена впечатлений. От покупки в интернете удовольствие длится три секунды: пролистал ленту, кликнул мышкой, оплатил картой. А как покупать обувь без примерки? Даже на телевизор человеку сначала хочется посмотреть, прежде чем купить. Все равно останутся демо-залы, потому что людям хочется потрогать, посмотреть товар.
Между походом в торговый центр и покупкой в интернете такая же разница, как между спектаклем и пьесой. В принципе, можно и пьесу прочитать, но таких же эмоций, как от театра, ты не получишь.
Что происходит с посещаемостью ваших торговых центров? Согласно последнием социологическим исследованиям, покупательская способность населения падает, а вслед за ней и трафик в ТЦ.
— В «Гринвиче» в месяц проходит 1,5 млн человек. Где снижение трафика, не знаю.
Потом я читаю новости: «ритейлеры уменьшают площади». А у меня магазины увеличивают площади. Вот был магазин Mango на 423 кв. м, а в новой очереди «Гринвича» будет 850 кв. м. Befree увеличится в два раза, Love Republic и Zarina тоже берут площадки в два раза больше. «Л'Этуаль» забрала два этажа на 1,5 тыс. кв. м. Турецкий бренд Koton открывает двухэтажный магазин на 2 тыс. кв. м. Кто уменьшается? При этом старые площади быстро находят новых арендаторов. Активность арендаторов говорит о том, что покупательская способность на хорошем уровне.
Все площади пятой очереди «Гринвича» заполняются, тем более, что скоро сезон. То, что у нас пятая очередь в баннерах, это не значит, что она пустая. Там почти все сдано, просто они все осенью запустятся. Ведь как устроен фэшн-ритейл? У них два сезона: осень и весна. А лето время подписания договоров, на прошлой неделе подписали 16!
Есть успешные и правильные проекты, а есть те, которые будут страдать в первую очередь. Кто себя плохо чувствовал, вымерли еще в 2015 году или просто ушли из России. Сейчас в России представлено много турецких брендов. Да, европейские марки заняли выжидательную позицию, но мы не боимся остаться с пустыми площадями.
Ротация и в докризисные годы в «Гринвиче» была высокая. В 2011 году поменялось порядка 36 магазинов. В этом году поменялось только 5-6. Остались те, кто могут работать. В старых очередях менее 1% вакантных площадей. Новую, пятую, очередь еще сдаем, не готов сказать проценты.
А как дела обстоят с «Пассажем»? Есть ощущение, что посещаемость там не такая высокая, как хотелось бы.
— Вы знаете, в «Пассаже» площади в пять раз меньше, чем в «Гринвиче». При этом посещаемость там порядка 600 тыс. человек в месяц. Продажи там тоже нормально идут. Скоро откроется Philipp Plein Sport (бренд роскошной экипировки для занятий спортом — прим.ред.). Мы не торопимся заполнять ТРЦ, хотим соблюдать концепцию доступного люкса. Другое дело, что премиальный формат там приживается с большим трудом, время не то. Вплыли мы в самый кризис с люксом.
За счет чего удается удерживать покупателей?
— Мы делаем все, чтобы людям было удобно. Огромная парковка на 3 тыс. машиномест, улицу Вайнера благоустроили, сделали подземный переход. Не зря же мы вкладываемся в свет, в инфраструктуру. Сейчас весь «Гринвич» на светодиоды переводим. Эти вещи кажутся неочевидными, но это очень важно. Чтобы человек шел в торговый центр как на праздник, нужно создавать условия.
Понятно, что если ты поставил где-то на окраине «бетонную коробку» и забыл про нее, и лампочки даже все перегорели, то никто в такой торговый центр не пойдет.
Возвращаясь к колонке Алексея Мальцева: он также говорил о том, что торговые центры будут работать по концепции «хлеба и зрелищ». Речь идет и о развлекательной составляющей, и о росте доли общепита в ТРЦ.
— Увеличение доли общепита, безусловно, тенденция. Это удивительно, конечно, что в кризис люди стали больше тратить на посещение кафе и ресторанов. Причем это отличительная черта именно Екатеринбурга, больше нигде на Урале ее нет. В Тюмени в кризис весь общепит свалился, а у нас растет.
Под рестораны и фудкорт в новой очереди «Гринвича» мы отдаем 11 тыс. кв. м, уже подписали договор с шестью ресторанами. В «Пассаже» тоже общепит себя хорошо чувствует, открыли веранды, полная посадка.
В июне в «Гринвиче» закрылась гастрономия «Стокманн». Теперь останется только «Гипербола». Насколько хорошо у нее идут дела?
— Гипермаркеты — это не то место, где ты быстро зашел, что-то купил и вышел. Это место покупок выходного дня, например. Одного продуктового магазина в «Гринвиче» достаточно.
В «Пассаже» у «Гиперболы» тоже все нормально. Многие спрашивали, почему до 23.00 работаем. Но, если вы обратите внимание, то на Вайнера после одиннадцати уже нет людей, остается какая-то непонятная публика. Человек, который работает допоздна, он и до «Гринвича» доедет.
Вообще продуктовый ритейл — бизнес сложный, низкорентабельный. Огромные затраты на логистику, плюс сеть «Гипербола» маленькая, всего два магазина, поэтому цены от поставщика мы получаем выше, чем крупные федеральные ритейлеры. Но все равно лучше иметь своего оператора, чем привлекать кого-то. Это знаете, как с армией: лучше свою кормить, чем чужую.
Ранее вы планровали развивать магазины формата «у дома» под брендом «Гипербола». Сохранились ли планы?
— Нет, магазины формата «у дома» развивать не планируем. Идея появилась спонтанно, потом посчитали экономику — и отказались.
Что можете сказать о конкурентах среди екатеринбургских ТЦ?
— В общем-то все себя хорошо чувствуют. Понятно, что если у тебя арендаторы стоят, что называется «за тарелку супа», то конечно прибыли не будет. Берешь деньги, отдаешь за коммунальные услуги, платишь налоги, которые сильно выросли для ТРЦ. Что остается? Процент банку заплатить, а тело когда гасить? А все потому, что низкий трафик, низкие продажи, неправильное место, не тот набор магазинов, неправильный формат.
Мне недавно рассказывали, что по социологическим опросам у «Карнавала» самая высокая узнаваемость и посещаемость в Екатеринбурге. Фантастика какая-то, поздравить коллег хочется! Это значит, что они в правильном направлении двигаются. МЕГА прекрасно себя чувствует. Все ТРЦ с правильной концепцией и дальше будут наращивать прибыль, остальным придется уйти с рынка.