«Программист сыпал терминами: «микроразметка», «адаптивная верстка», они звучали дорого, масштабно. Но больше всего я повелся на слова о том, что прежний сайт будет требовать новых вливаний».
Иван Зубарев, глава аварийно-сантехнической службы «Труба Дело»:
— Года три назад я открыл интернет-магазин сантехники. Все началось с того, что некоторые клиенты моей компании заказывали материалы отдельно, без работы, причем довольно регулярно, и в месяц получалось порядка 50 тыс. руб. дополнительного дохода. Плюс к тому времени я чувствовал, что заниматься основным бизнесом мне становилось скучновато, душа искала чего-то нового — в дополнение. Я вообще считаю, что хорошо заниматься одним и тем же делом человек способен 3-4 года, дальше — рутина. Нужно или задачи менять, или сферу деятельности, или создавать дополнительный проект. В результате в моем случае напросилось решение попробовать сферу интернет-торговли.
Мы стали создавать проект как отдельный бизнес, объявили тендер для разработчиков сайтов. Я искал компанию среди лучших игроков, и только тех, у кого были хорошие кейсы. В итоге мы наняли фирму, одним из проектов у которой был интернет-магазин для ТС «Монетка». А я знал, как тщательно руководство сети подходило к выбору исполнителя, да и сам сайт мне понравился. И для меня это стало решающим фактором.
Начали сотрудничать, все шло гладко. Я заплатил 300 тыс. руб. за сайт, взял менеджера по продажам, вложился в продвижение и сразу столкнулся с проблемой: на сайте не работало многое из того, что должно было. Хитрости составления техзаданий — кто с ними раньше не сталкивался, тот, как я, будет платить за доработки… Мне они встали еще в 230 тыс. руб.
Только мы запустились, пошли клиенты и первая прибыль, как снова накопилась критическая масса доработок для сайта, еще тысяч на 100-120. Один мой сотрудник не выдержал: «Давайте наймем левого программиста, он сделает дешевле».
Нашли такого специалиста, он ранее сделал несколько проектов для «Труба-Дело», быстро и качественно. В частности, я благодарен ему за полное обновление интерфейса сайта компании — покупателям стало намного удобнее ориентироваться, у нас выросла конверсия. Программист сказал, что готов выполнить все доработки за 50 тыс. руб. Но вскоре, еще ничего не сделав, приходит и говорит: «Ваш сайт морально устарел, и будет требовать еще много правок. Давайте я сделаю новый. Всего за 100 тысяч. На нем будет все то же и еще лучше. А этот – в топку». Специалист сыпал терминами: «микроразметка», «адаптивная верстка», они звучали дорого, масштабно. Но больше всего я повелся на слова о том, что прежний сайт будет требовать новых вливаний. И согласился.
С того момента мы прекратили всю работу по прежнему сайту — покупку ссылок, написание текстов. Просто — раз и все! К тому же подпортили отношения с разработчиками. Нам же пообещали новый сайт, зачем тратиться? Забросить действующий сайт было моей ужасной ошибкой. Тонкий ручеек прибыли, который тек из интернет-магазина, пересох.
Тем временем «два месяца» работы по новому сайту перешли в три, три — в четыре. А потом — бах! — крымский кризис, и этот парень-программист приходит к нам рыдать и каяться: «Я попал. У меня все подрядчики — с западной Украины. Обозвали москалями, все удалили, посжигали. Все пропало, все!». А помимо нашего проекта у него было еще несколько заваленных, и, как следствие, он был всем должен.
Силу моего гнева в отношении этого человека не описать. Это же он, он меня искусил загубить рабочую машину! Он за обещанное время не сделал ничего, завалил проект, который уже работал. И он еще жалуется, что попал на деньги!
Когда же пыл угас, я взял ответственность на себя.
Но программист обладал исключительным даром убеждения, он пообещал сделать сайт своими силами, и попросил еще немного времени, которое обернулось в несколько месяцев пыток — исполнитель выдавал в месяц по «несколько крошек», а я в надежде на светлое будущее держал и содержал команду. Товар тем временем пылится на складе. Когда мы поняли, что новый сайт нам не светит, обернулись на старый — а он заказов давно не приносит, безнадежно просел по CEO, да и руки уже опустились.
Вывод: я совершил вторую серьезную ошибку — не закрыв проект, когда наступил кризис.
Многие опытные бизнесмены в один голос твердят: если не прет — не надо. Настойчивость полезна, но нужен и трезвый взгляд на вещи. Сейчас я понимаю, что у меня изначально должна была быть система координат:
четкое понимание, сколько я готов инвестировать в проект, что буду делать, если спустя определенное мною время он не выстрелит. Условно: если магазин будет работать в минус 5-6 месяцев, буду ли я вкладывать в него еще, или закрою, чтобы не потерять еще больше. У меня такого плана не было, и я стал вынимать деньги из «Трубы-Дело», вкидывать их в сайт. По сути — реанимировать мертвеца. Так продолжалось еще полгода, но когда расходы на сайт и его продвижение превысили 1,5 млн руб., я понял — пора сворачиваться.
Тут друзья стали советовать: «Зачем просто закрывать? Давай еще денег немного ввалим, упакуем и продадим как готовый бизнес!». И я снова чуть не повелся. Понимаю, что это стало бы третьей ошибкой. Наверное, уйди я в проект с головой, мне бы удалось его раскачать. Но тогда просели бы другие направления. Нанять кого-то для подготовки бизнеса к продаже означало потерять еще полмиллиона, без гарантий их «отбить». Я тогда твердо сказал: «Нет, все, закрываем!». И даже это оказалось непросто. На разные формальности ушло еще полгода, но поток денег, уходящих в никуда, мы остановили. Общий убыток за время существования проекта составил более 2 млн руб.
Что я понял за это время? Что если начал работать с профессионалами, не стоит менять их на «левого» спеца, пусть и куда более интересного с точки зрения финансов.
Убежден: если бы мы продолжили сотрудничество с разработчиками, выигравшими тендер изначально, проект был бы жив до сих пор и приносил прибыль.
Я понял, что интернет-торговлей должен заниматься человек не с гуманитарным складом ума. Нужно бойко ориентироваться в цифрах, аналитике, разных программистских тонкостям, иначе молодой предприниматель просто не справится. Здесь не пройдет такая схема, мол, найму хороших спецов, и они все сделают. Нет, нужно погружаться в тему с головой — только после этого ты сможешь управлять таким бизнесом.
И главное: я понял, что чемодан без ручки обходится дорого. Чем дальше его несешь — тем жальче бросить. Но в этот момент нужно себя ущипнуть и задать вопрос: «Какая от этого польза?». Если никакой — бросай и беги. Я занес этот чемодан слишком далеко.