Меню

Интернет-магазин детских товаров окупится через год

Агентство ROMIR Monitoring провело исследование: выяснилось, что 95% российских пользователей Всемирной сети посещали сайты интернет-магазинов, а 60% совершали там покупки за последний год. Аналити

Агентство ROMIR Monitoring провело исследование: выяснилось, что 95% российских пользователей Всемирной сети посещали сайты интернет-магазинов, а 60% совершали там покупки за последний год. Аналитики прогнозируют дальнейший рост онлайн-торговли, особенно в крупных, но не в столичных городах.
 
В Екатеринбурге действуют 150-200 интернет-магазинов, продающих бытовую и цифровую технику, компьютеры и периферию, мобильные телефоны, книги, детские товары, парфюмерию и т. д. Их количест­во продолжает расти. Эксперты констатируют: спрос остается неудовлетворенным, а электронная торговля Екатеринбурга по интенсивности отстает от московской в четыре-пять раз.

Лучшие покупатели, как отмечает ДМИТРИЙ ГОРБАТЮК, директор компании WebFormat (занимается созданием интернет-магазинов), — активные пользователи в возрасте от 25 до 44 лет, имеющие доступ в Сеть ежедневно, а самые популярные интернет-товары в России — книги, диски, компьютерная и бытовая техника, мобильные телефоны.

У местных магазинов есть преимущества перед коллегами из других городов. ДЖЕННЕТ АРЛЬТ, заместитель директора интернет-магазина детских товаров u-baby.ru: «На доставке клиент экономит деньги и время — заказ привезут в кратчайшие сроки». Выбирая специализацию, стоит учитывать местную специфику. Г-н Горбатюк: «Например, книги плохо продаются в регионах, их заказывают в Москве». Зато, как говорят эксперты, в столице Урала в Сети пользуются спросом детские товары. По данным ACNielsen, в крупных городах россияне тратят на эту продукцию от 3,1 до 4,6 тыс. руб. в месяц на ребенка. А молодые родители по возрасту как раз попадают в категорию наиболее активных онлайн-покупателей. Большинство детских интернет-магазинов в Екатеринбурге появилось за последний год-полтора.

Как выбрать ассортимент?

Детские товары — это средства гигиены, косметика, игрушки, одежда, коляски, автокресла, аксессуары. Достаточно ограничиться несколькими группами — чем больше товарных позиций предлагает магазин, тем сложнее поддерживать склад­ские остатки, обновлять информацию на сайте. В то же время, по словам ДМИТРИЯ ЧИЖОВА, руководителя проекта интернет-магазина детской одежды и обуви Х-kids.ru, покупателям необходим выбор, чтобы сравнивать товар с аналогами. В каждой из групп (например, мягкие игрушки) лучше предлагать не менее десяти позиций разных марок и моделей.

Как считают эксперты, каталог небольшого интернет-магазина должен состоять из четырех-десяти разделов, например: игрушки, автокресла, средства гигиены, детская косметика. В каждом из них — по три-семь групп товаров. Так, игрушки могут делиться на конструкторы, настольные игры, куклы и т. п. Для начала магазину необходимо закупить около 300 товарных позиций, а лучше 500. На указанный ассортимент потребуется от 500 тыс. руб., оценивают бизнесмены.

Молодому интернет-магазину может оказаться не под силу покупать продукцию напрямую у производителей — они накладывают обязательства по минимальным размерам партий (нижняя граница заказа для детской одежды известного бренда может достигать 10-12 тыс. евро). ЮЛИЯ ОРЛОВА, владелец интернет-магазина детской одежды и обуви medvegonok.com, рекомендует на веб-сайте производителя найти список официальных дилеров и связаться с ближайшим. Организация-импортер обычно указана и на этикетке понравившегося товара. Необходимо заключить договор с транспортной компанией, лучше федеральной, чтобы с ее помощью доставлять товары от всех поставщиков. Заявки на одежду и обувь формируют за восемь-десять месяцев до начала сезона. Автокресла, игрушки, средства гигиены, как товары всесезонные, можно заказывать в любое время.

Какой провайдер лучше?

Интернет-магазину нужен домен. Зарегистрировать его можно практически через любого провайдера услуг связи (500-600 руб. единовременно и столько же в год). Желательно придумать не только узнаваемое название, но и логотип — в рекламном агентстве его разработают за 5-10 тыс. руб.

Критерии выбора провайдера, обеспечивающего доступ в Интернет менеджеру и владельцу магазина, — надежность связи, скорость передачи данных и тарифы. Подключение по выделенному каналу стоит от 1 тыс. руб. Безлимитный тариф — от 600 руб. в месяц.

Необходима хостинг-компания, на сервере которой разместится сайт. Ее выбирают по цене, мощности сервера, скорости канала, возможности резервного копирования и т. п. Г-н Чижов рекомендует по­смотреть, насколько быстро и бесперебойно грузятся сайты других клиентов. Некоторые эксперты советуют обратить внимание на географическое расположение сервера — внутригородской трафик обходится потенциальным покупателям в десять раз дешевле внешнего. Интернет-магазину потребуется от 100 Мб до 1 Гб дискового пространства (2-4 тыс. руб. в год).

Что требовать от платформы?

Платформа — это программа, обеспечивающая работу интернет-магазина: оболочка сайта, база данных и модули, позволяющие формировать корзину заказов, резервировать товар, обмениваться информацией с программами учета и т. п. По словам ЛАРИСЫ МАРАКИНОЙ, собственника интернет-магазина метеоклиматической техники meteoburo.com, решающее значение при выборе платформы имеет ее удобство для пользователя. Общее правило — клиент должен найти товар за два-три клика, еще столько же потратить на оформление заказа. Г-н Горбатюк отмечает, что платформа должна быть удобной для администрирования (насколько легко вносить правки в ассортимент и прайс-лист, выкладывать фотографии товаров, какие изменения вправе производить сами сотрудники, а какие — только разработчик и т. п.).

СОВЕТ от магазина koza-dereza.ru:
«Удобно, когда в интернет-магазине есть возможность фильтровать товары по возрасту ребенка, его полу, сумме покупки. Это помогает сориентироваться даже самому неискушенному покупателю».

Компанию-разработчика можно выбрать по понравившемуся сайту (указан внизу страницы). Услуга обойдется в 20-90 тыс. руб. — в зависимости от запросов и дизайна. Можно купить коробочный вариант — их создают, в частности, «1С-Битрикс» или NetCat. Такой продукт заведомо надежен, однако он может не учитывать специфических требований интернет-магазина.

СОВЕТ от магазина u-baby.ru:
«Уделите особое внимание описанию продукции — плохим текстом можно застопорить онлайн-продажи хорошего товара, и, наоборот, удачное описание продвинет даже не самый ходовой».

Коробочный софт стоит от 25 тыс. руб., его оптимизация под конкретные требования — еще 25-70 тыс. руб. Услуги платежной системы, обеспечивающей прохождение электронных платежей (например, Assist или Pay on-line), обходятся в 5% от суммы перечисления.

Г-жа Арльт советует найти разработчика-фрилансера, который не только создаст интернет-магазин, но и будет в последующем осуществлять его техническую поддержку, дорабатывать программные модули. По ее оценке, это стоит 20-70 тыс. руб. единовременно и примерно 2-10 тыс. руб. в год.

Какие площади нужны?

Для хранения товара нужен склад, где есть в наличии 100% заявленного ассортимента. «Клиенты ценят в интернет-торговле оперативность», — поясняет г-жа Орлова. Дмитрий Чижов согласен: «Покупатели редко готовы ждать заказ три-семь дней. Товар надо доставить в течение дня-двух». Исключение — наименее ходовые позиции из широкого (более 600 позиций) ассортимента, и то при условии, что их можно получить от поставщиков за неделю.

Подойдут как специальные складские, так и непрофильные, даже неотапливаемые помещения. Желательно, чтобы подъезды к зданию были свободны от пробок, добавляет г-н Чижов, а пропускной режим обеспечивал круглосуточный доступ. Для одежды, обуви, игрушек достаточно 15-20 кв. м, для колясок или автокресел — 20-30 кв. м. Склад оборудуют стеллажами (от 10 тыс. руб.) и ставят на сигнализацию (около 1 тыс. руб. в месяц).

Рабочее место менеджера, принимающе­го и обрабатывающего заказы, может находиться как дома (предлагает Юлия Орлова), так и в помещении склада (по мнению Дмитрия Чижова и Дженнет Арльт).

Какое оборудование купить?

Минимальный набор оборудования — компьютер с доступом в Интернет для администрирования сайта и переписки с заказчиками (12 тыс. руб.), телефон и контрольно-кассовая машина (от 15 тыс. руб., еще около 4 тыс. руб. в год — на обслуживание и расходные материалы).

Телефон используют мобильный (от 1 тыс. руб. за трубку и от 500 руб. в месяц за услуги связи), можно обзавестись и городским номером (тариф «Уралсвязьинформа» — 5,3 тыс. руб. за установку и около 600 руб. в месяц за безлимитку).

Интернет-магазину может понадобиться сканер (от 1,5 тыс. руб.) и цифровой фотоаппарат (от 3 тыс. руб.) — не всегда удается найти готовые электронные изображения товаров для размещения на сайте.

Сколько работников нанять?

Работой с поставщиками, первичным заполнением сайта и даже приемом заказов вначале занимается владелец. Позже понадобятся менеджер и курьер.

Менеджер консультирует клиентов по телефону, электронной почте и ICQ, обрабатывает заявки, формирует и передает курьеру заказ, администрирует сайт. Г-н Чижов советует поручить этому сотруднику и мониторинг родительских форумов — профессионально отвечать на вопросы их посетителей. Заработная плата такого специалиста — 10-15 тыс. руб. в месяц, график работы — по шесть-восемь часов в будни и иногда полдня в субботу.

Для доставки можно заключить договор с транспортной или курьерской компанией. По словам экспертов, это довольно дорого — около 500 руб. за один адрес. Второй вариант — взять в штат курьера. Г-жа Арльт подчеркивает, что он станет единственным реальным представителем интернет-магазина, которого видит покупатель. Г-жа Орлова обращает внимание, что курьер должен выполнять функции менеджера по продажам — уметь общаться и быть в состоянии грамотно проконсультировать клиента.

СОВЕТ от магазина Х-kids.ru:
«Курьера стоит снабдить не только заказанным товаром, но и парой сопутствующих. К автокреслу можно предложить дугу с игрушками, к подгузникам — детскую косметику».

При загрузке в один-три заказа в день курьеру платят в среднем по 200 руб. за каждый адрес. При стабильном потоке заказов (примерно десять в день) его можно перевести на оклад в 12-15 тыс. руб. в месяц.

Как привлекать покупателей?

Рекламу размещают на интернет-ресурсах: родительских форумах, сайтах дет­ских школ развития, курсов для беременных. Разработка баннера в среднем стоит 1 тыс. руб., размещение — от 2 до 14 тыс. руб. в неделю. Дженнет Арльт напоминает о городских справочниках и специализированных выставках: «Участие в последней выставке «Мать и дитя» позволило нам не только привлечь новых клиентов, но и окупить затраты (около 30 тыс. руб.) на месте — за счет продажи товаров на стенде». В момент открытия необходимо провести массированную рекламную кампанию, разместив баннеры сразу на нескольких сайтах. По мнению Светланы Кирия, руководителя магазина игрушек koza-dereza.ru, затраты могут составить 30-50 тыс. руб., затем на рекламу достаточно тратить по 3 тыс. руб. в месяц. Г-жа Арльт называет суммы выше: до 150 тыс. руб. перед открытием и по 5 тыс. руб. в месяц впоследствии.

Сайт нужно оптимизировать под поисковые системы (SEO — Search Еngine Оptimization), чтобы по запросам пользователей поисковики выдавали его на первой странице (5-12 тыс. руб. на месяц).

Большинство интернет-магазинов определяют максимальный порог стоимости заказа, после которого доставка бесплатна (800-1 500 руб.), если выбранный товар дешевле — доставка по городу стоит от 50 до 400 руб. МАРИЯ БУРЗАК, владелец магазина babytender.ru, утверждает, что мера работает: «Покупатели предпочитают дозаказать товар на требуемую сумму и не тратить лишние 50 руб.».

Когда окупятся вложения?

Эксперты полагают, что после открытия магазин игрушек, гигиенических, косметических товаров и автокресел будет получать в первый месяц по одному заказу в день, через полгода — по пять, а через год — по восемь-десять. Средний чек магазина с таким ассортиментом колеблется в районе 1-3 тыс. руб. при наценке 30-40%.

Оборот начинающего магазина может колебаться в диапазоне 80-140 тыс. руб. в месяц. Через год компания выходит на показатели в 400 тыс. руб. и выше.

По разным оценкам, рентабельность бизнеса держится на уровне 20-50%, а срок окупаемости — от одного года до двух лет.

Порог вхождения — сумма, которую необходимо вложить в бизнес, прежде чем он принесет первую прибыль и инвестиции начнут возвращаться. В расчете учтено, что в первые месяцы интернет-магазин работает с убытком, количество заказов возрастает с двух в день на первый месяц работы до десяти через год. Предприятие начинает приносить прибыль с шестого месяца работы при пяти заказах в день.

bonus
Направления для дальнейшего развития
Интернет-магазины расширяют ассортимент — увеличивают выбор в уже представленных группах товаров, вводят новые строки каталога. Дмитрий Чижов предлагает создать новый интернет-магазин в другом сегменте рынка, пользуясь существующей службой доставки и складскими площадями. Мария Бурзак и Юлия Орлова советуют открыть выставочный зал. «Здесь происходит до 20% продаж. Есть такие товары и такие покупатели, которым надо встретиться вживую», — соглашается Дженнет Арльт.

детали
На чужих ошибках

Дмитрий Чижов
руководитель проекта интернет-магазина детской одежды и обуви Х-kids.ru:

«Мы решили не ограничиваться интернет-аудиторией и запустили уличную рекламу. Отдача была нулевой. Все-таки в интернет-магазин заходят не с улицы, а из Сети».

Светлана Кирия
руководитель магазина игрушек koza-dereza.ru:

«Мы увлеклись разработкой архитектуры сайта и составлением детального техзадания. Создание такой платформы по­требовало больше времени. В результате планы открытия срывались, деньги на рекламу испарялись, а товар, закупленный к сезону, легко мог зависнуть на год. Вначале стоит внимательно изучить шаблонные варианты — вероятно, какой-то из них подойдет. Тогда есть шанс получить максимально готовый к работе сайт в кратчайшие сроки».

Дженнет Арльт
заместитель директора интернет-магазина детских товаров u-baby.ru:

«Два года назад мы хотели начать с торговли ходовым повседневным товаром — детским питанием. Согласований и дополнительных требований множест­во, сроки хранения поджимают, а цена довольно невысокая. Продажи оказались минимальными. И мы перешли на игрушки, затем стали расширяться, но к детскому питанию не вернулись».
итоги
Цена входного билета
Расчет для интернет-магазина, где работают владелец, менеджер и водитель-курьер, предлагающего 300 позиций внесезонного товара (автокресла, игрушки, средства гигиены). Через год работы магазин получает по десять заказов в день. Средний чек — 2 тыс. руб. Наценка — 35-40%.