Меню

Интернет-ритейл: Суперрынок для супермаркета

Покупки в Интернете перестали быть экзотикой. В Екатеринбурге в онлайн-магазины ходят около 80% интернет-пользователей — больше, чем в Москве и Петербурге.

С российскими ритейлерами в Сети конкурируют иностранные, прежде всего, онлайн-магазины Китая. Их первый удар ощутила «Почта России».

«Деловой квартал» № 38 (896) от 21 октября 2013 г., стр. 22-24

Интернет-торговля — один из самых динамичных сегментов бизнеса в России. По данным исследовательского агентства Data Insight, объем рынка за десять лет вырос в 1 000 раз — до 390-405 млрд руб. в 2012 г. Прогноз на 2013 г. — 480-500 млрд руб. Мониторинг ВЦИОМ динамику подтверждает: если с сентября по декабрь 2011 г. один житель России в среднем потратил на интернет-покупки 3,4 тыс. руб., то за этот же срок в 2012 г. почти в два раза больше — 6,5 тыс. руб.

В исследовании агентства Gemius говорится, что суммарный охват российской аудитории онлайн-магазинов достиг 2/3 от общего числа пользователей Интернета — или 40 млн человек. Екатеринбург — лидер по охвату: здесь услугами интернет-магазинов пользуется 81,6% аудитории Сети. На втором месте — Санкт-Петербург (73,9%), Москва — на третьем (72,1%). В комитете по товарному рынку администрации Екатеринбурга отмечают, что планку в 1 тыс. собственных интернет-магазинов город преодолел еще в 2012 г. Причем в 2011 г. их число не превышало 500. Всего в России, по расчетам Александра Алехина, IT-директора OZON.ru, работает порядка 30 тыс. онлайн-магазинов.

Курс на укрупнение

Первый екатеринбургский интернет-магазин появился в 1995 г. История не сохранила его названия, как и десятков других, появлявшихся и бесследно исчезавших в конце 1990-х — начале 2000-х гг. Срок жизни первых продающих сайтов составлял от нескольких месяцев до года. Низкий уровень проникновения Интернета не позволял набрать критическую массу покупателей и закрепиться на рынке.

Ситуация изменилась в 2008-2009 гг. Борис Лепинских, генеральный директор E96.RU, полагает, что решающую роль сыграл кризис: доходы сократились, люди стали искать, где купить дешевле. Дешевле оказалось в Интернете. С г-ном Лепинских согласен Станислав Беглов, генеральный директор LOGO.RU и NORD24.RU: «Желание сэкономить побороло недоверие, а затем покупки в Интернете вошли в привычку. Конечно, и надежность интернет-магазинов повысилась. Но это не стало главным фактором спада недоверия. Просто привычное вызывает меньше отторжения, чем новое». По словам г-на Беглова, пиком электронной коммерции в Екатеринбурге стали 2010-2011 гг., когда рынок рос на 20-25% в год. «Москва и Петербург достигли пика в 2008-2009 гг., города-миллионники — двумя годами позже. Сегодня бум интернет-торговли добрался до городов с населением 100-500 тыс. человек», — подчеркивает он.

Юрий Занин, директор по развитию агрегатора предложений фирм и интернет-магазинов ELL.ru, отмечает тренд: рынок интернет-торговли монополизируют крупные игроки. «В свое время такой же путь проходила офлайн-торговля — небольшие магазины вытеснялись сильными местными и федеральными сетями. Так что все закономерно», — говорит он. Борис Лепинских подтверждает: в Екатеринбурге E96.RU конкурирует с интернет-проектами как местных («НОРД», «Кардинал»), так и федеральных сетей («М.Видео», «Эльдорадо», «Связной», «Евросеть»), плюс — с магазинами pure online, т. е. не привязанными к традиционной рознице (Enter.ru, E5.ru). Станислав Беглов добавляет: «Если раньше считалось, что целевые аудитории традиционных и онлайн-ритейлеров мало пересекаются, то сегодня офлайн и онлайн борются за одного покупателя. По сути, оба этих канала сливаются в один, и в перспективе никто не будет их разделять».

Меняются и каналы взаимодействия покупателя и продавца. Если на заре электронной коммерции «Почта России» была единственным инструментом отправки покупок, а собственные пункты выдачи мог позволить себе только OZON.ru, то к 2010-м гг. на смену пришла курьерская доставка. «Завоз на дом и оплата наличными — самый распространенный вариант, — отмечает г-н Беглов. — Таков российский менталитет: мы готовы платить только после того, как нам доставят товар, и готовы немного переплатить за его транспортировку». Г-н Занин добавляет, что «Почтой России» отправляются в основном одежда и детские товары. Пункты выдачи пользуются спросом у покупателей компьютеров, гаджетов и аксессуаров. Но в продовольственном ритейле они не прижились, продолжает Дмитрий Углов, генеральный директор Da-Mart.ru (работает в альянсе с ГК «Кировский»): «Изначально мы рассчитывали на самовывоз — выдачу заказов организовали в «Кировском» на ул. Маневровой. Покупателям это оказалось не очень нужно».

Относительно новый сервис — автоматизированные почтовые станции или постоматы. Летом 2012 г. «Почта России» установила их в крупнейших екатеринбургских ТРЦ — «КомсоМОЛЛ», «КИТ», «Европа» и т. д. Чтобы воспользоваться услугой, при покупке товара через интернет-магазин необходимо выбрать способ отправки «Почта России — через постомат». На телефон покупателя отправляется SMS с пин-кодом, который нужно ввести в автомат. Оповещения о доставке посылки также приходят с помощью SMS. Такой вид отправки имеет ограничения по габаритам и весу (не более 10 кг). Кроме того, в постомате посылка пролежит всего три дня, и если ее не забрали — отправляется в отделение «Почты России». Чуть позже сеть постоматов в Екатеринбурге открыла компания PickPoint (специализируется на доставке посылок и работает с 450 интернет-магазинами, среди которых Nokia, Quelle, Faberlic, «СИТИ Обувь» и др.).

Интернет-магазины: удар по почте

Постоматы «Почты России» — это реакция на рост популярности иностранных интернет-магазинов, и как следствие — на взрывной рост числа международных посылок. За счет постоматов ФГУП планировало разгрузить почтовые отделения. Впрочем, проблема оказалась глубже. В апреле 2013 г. «Почта России» объявила о коллапсе. В официальном сообщении она пояснила: каждую иностранную посылку должен досмотреть таможенник, но этих рук не хватило. На таможне застряло около 500 т посылок из-за рубежа. Значительный объем международной корреспонденции из Москвы был переброшен на обработку в регионы. Проблему решили спустя сутки, но ценой незапланированных трат из кармана ФГУПа.

Число международных посылок, которые поступают в Екатеринбург, растет с каждым годом, констатирует Анна Первушина, руководитель группы по связям с общественностью свердловского управления Федеральной почтовой связи (филиал ФГУП «Почта России»). «По итогам 2012 г. объем зарубежной корреспонденции увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2011 г. В основном за счет дистанционной торговли. И, думаю, динамика сохранится», — говорит она. По ее словам, посылки из-за рубежа поступают в Екатеринбург через Москву — так выстроена логистическая цепочка. Отсюда — задержки с доставкой. Автоматизированный сортировочный центр (АСЦ), который взял бы на себя эту функцию, планируют построить только к 2015 г. «Чтобы закрывать сегодняшние потребности, в России нужно создать 35 АСЦ, но пока их всего два — в Подмосковье и Петербурге. В ближайших планах «Почты России» — запустить центры в Ростовской области, Новосибирске и Минеральных Водах. К 2015 г. планируется открыть шестой — в екатеринбургском аэропорту Кольцово», — отмечает г-жа Первушина.

Оскар Хартманн, гендиректор и основатель KupiVIP.ru, подмечает экономическую угрозу, которую несут иностранные интернет-магазины: потеря налогов и пошлин для государства, невозможность развития местных компаний. «Местные ритейлеры, работающие в России, вынуждены платить пошлины на импорт и добавлять к стоимости товаров НДС. Для примера, магазин обуви должен заплатить 20% за ввоз товара и 18% НДС с каждой покупки. Западные онлайн-магазины лишены таких нагрузок из-за лазейки в налогообложении, которая позволяет ввозить товары стоимостью до 1 тыс. евро без налогов. Как результат — те же самые ботинки, но купленные российским потребителем за границей, будут дешевле минимум на 38%. Эта несправедливость представляет огромную долгосрочную угрозу для России», — отмечает г-н Хартманн.

По мнению Всеволода Страха, генерального директора интернет-магазина «Сотмаркет», иностранные интернет-ритейлеры начали настоящую экспансию в Россию лишь в конце 2012 г. Так, крупнейшая в мире аукционная площадка eBay, которая имеет русскоязычный интерфейс с 2010 г., в июне 2012 г. открыла российское представительство, а с апреля 2013 г. запустила рекламу на федеральных телеканалах в городах-миллионниках. Онлайн-магазин iTunes Store (продажа музыкального контента) зашел в Россию в декабре 2012 г., а весной 2013 г. открыл русскоязычную службу поддержки. В январе 2013 г. по¬явилась электронная торговая площадка компании Nintendo, занимающаяся продажами игровых консолей и видеоигр. В апреле о намерении зайти в Рунет заявили британский ритейлер Marks&Spencer и американский Amazon. В начале осени интернет-магазины в России запустили испанские сети Zara и Oysho. В сентябре открытие магазина в Интернете анонсировала британская марка женской одежды Karen Millen. Планы строит и финский Stockmann — об этом на форуме Finnish Business-2013 в Екатеринбурге заявила Маиса Романайнен, вице-президент, директор подразделения торговых центров концерна Stockmann: «Сегодня сегмент покупок через Интернет набирает обороты, и Россия в этом направлении развивается динамичнее, чем Финляндия».

И это только известные бренды. В действительности иностранных интернет-магазинов в России уже несколько сотен. Впереди остальных — Китай. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), три из пяти популярных зарубежных онлайн-магазинов у российских покупателей — это китайские Aliexpress.com, Alibaba.com и Taobao.com, опережающие американские Amazon и eBay. Екатеринбург, кстати, к дальнейшей экспансии китайских ритейлеров подготовился: «Почта России» объявила, что в октябре откроет в городе специальный пункт выдачи посылок из-за рубежа. ФГУП ожидает, что в ноябре-декабре россияне получат из иностранных интернет-магазинов на 20-25% посылок больше, чем в конце 2012 г., причем в основном — из Китая. Китайские власти уже договорились с почтой, таможней и аэропортом Кольцово открыть грузовой рейс Харбин — Екатеринбург. Заказы со всего Китая будут аккумулировать в Харбине и потом перевозить на Урал.

Всеволод Страх полагает, что иностранные интернет-магазины вытеснят российские, если ничего не предпринимать: «Столичные интернет-магазины не хотят возить товар в регионы. Логистика — краеугольный камень онлайн-торговли: легко возить в Петербург, но попробуйте отвезти груз куда-то, где живет 10-20 тыс. человек. У китайцев — сопоставимые сроки доставки, а цены в два-три раза ниже».

К экспансии иностранных интернет-магазинов подготовился и «Яндекс». С ноября поисковик запускает новую схему: если сейчас пользователи выбирают нужный им товар на «Яндекс.Маркете», а потом переходят на сайт магазина, то появится возможность сразу положить понравившийся товар в корзину и оформить заказ. Руководство «Яндекса» рассчитывает брать с магазинов фиксированную комиссию за покупку — 1% от стоимости заказа.