«Оператор больше не хочет быть просто «трубой», уверяют участники рынка. Клиенты ждут от них не только услуг связи, но и комплексных решений, которые приведут бизнес в цифровое «завтра».
О том, что рынок традиционных телеком-услуг переживает стагнацию, его участники говорят уже не первый год. Операторы, провайдеры и ИТ-компании в борьбе за клиента все больше дифференцируют портфель своих b2b-услуг. О том, какие сервисы и технологии сегодня интересны потребителям и как они позволяют вывести любой бизнес на новый уровень и в целом улучшить качество жизни, на площадке DK.RU рассказали участники круглого стола «Телеком/ИТ для бизнеса: от электронного документооборота до умного города».
От «голоса» до банка
Сегодня для того чтобы оставаться «на плаву» и развиваться, операторы и ИТ-компании занимаются телемедициной, защитой данных, развитием сервисов на основе «больших данных» и финансовыми технологиями.
Директор департамента по работе с корпоративными клиентами филиала ПАО «МТС» в Свердловской области Вячеслав Тюшняков отмечает, что в компании видят в качестве фундамента для роста диверсификацию бизнеса. В портфолио МТС — больше 20 различных цифровых направлений, и совокупная выручка от них сейчас составляет порядка 30%.
При этом операторы не только расширяют перечень услуг, но и делают их все более доступными.
Виктор Югай, руководитель по развитию корпоративного бизнеса «МегаФона» на Урале:
— Если раньше такие услуги как «Виртуальная АТС», номер формата «8-800», таргетированная смс-рассылка были интересны только крупному бизнесу, то сегодня эти сервисы стали более востребованными среди малых и средних компаний. Прирост по дополнительным услугам в этом сегменте у нас составляет более 30% за год. В тарифной политике основной тренд — персонализация, возможность «настроить под себя». На основе технологии анализа больших данных мы запустили именно такой тариф-конструктор «Управляй!», в котором можно индивидуально настроить соотношение «минуты-гигабайты», оставаясь в рамках выбранной абонентской платы. В зависимости от тарифа мы предоставляем безлимит на мессенджеры, карты, почту, соцсети или облачные хранилища. Мы также ввели кэшбэк и первыми на корпоративном рынке возвращаем на лицевой счет клиента 7% от ежемесячных мобильных затрат.
Клиенты телеком-компаний становятся все более подкованными и прекрасно осознают, что им нужно. Они не склонны тратить лишние деньги:
Дмитрий Парфенов, директор Convex:
— Наши абоненты стали более грамотными. Они, например, прямо заявляют: нужен интернет-канал определённой ширины, для того, чтобы без проблем заливать ролики на YouTube. Среди наших клиентов довольно много компаний, которые не могут позволить или не хотят делать существенные инвестиции в средства связи, поэтому очень востребована услуга предоставления в аренду оборудования для офисов — роутеры, телефоны, видеокамеры.
Руководитель департамента продуктов «Урал» Tele2 Юрий Смирных:
— Последние три года главный драйвер роста телеком-сферы — передача данных. Эта тенденция характерна не только для массового рынка, но и для рынка корпоративного. Всё больше клиентов внедряет автоматизацию бизнес-процессов, и здесь на помощь приходят M2M-технологии, с каждым кварталом этот тренд укрепляется. Логистические компании или, например, бизнесмены, у кого в штате работают сотрудники, часто совершающие поездки, хотят точно знать, где в данную минуту находится сотрудник или груз, потому что всё это — гарантия безопасности и непрерывности бизнес-процессов. Кроме того, M2M SIM-карты устанавливаются в банкоматах, терминалах оплаты услуг, GPS-оборудовании, устройствах, необходимых для ЖКХ.
Увеличивающийся трафик данных и связанный с ним рост количества устройств, задействованных в этом процессе, приводят и к росту киберпреступлений. Причем о защите своих клиентов стоит подумать не только ИТ-компаниям, которые специализируются на этом, но и провайдерам, и операторам сотовой связи.
Виталий Фёдоров, менеджер по сопровождению корпоративных продаж «Лаборатории Касперского»:
— За первое полугодие 2018 г. наши аналитики выявили втрое больше вредоносных объектов, атаковавших интернет вещей, чем в 2017 г., а в 2017-м таких атак было в десять раз больше, чем в 2016-м. Растет количество целевых атак на финансовые организации, объекты промышленной автоматизации. Мы со своей стороны предлагаем продукты для защиты наших клиентов, и постепенно к этому процессу подключаются операторы. Например, уже довольно давно многие провайдеры включают в спектр услуг защиту от DDoS-атак, также некоторые операторы предоставляют сервисы по схеме SaaS, в том числе подписку на антивирусную защиту.
Заработать и сэкономить
Сегодня, уверяют участники круглого стола, игроки телеком рынка, все больше интегрируются в различные отрасли. Оператор не хочет быть просто «трубой» для передачи данных, а клиенту оператора уже недостаточно просто отдельных сервисов, им нужно комплексное телеком-решение их производственных и бизнес-задач.
Виктор Югай:
— Мы стараемся помочь нашему клиенту оптимизировать бизнес-процессы таким образом, чтобы он или сокращал основные затраты, или повышал выручку. Например, мы первые среди операторов запустили услугу «Цифровой подбор линейного персонала» — официантов, кассиров, консультантов call-центра. Мы осуществляем массовый подбор персонала с помощью анализа больших данных по предоставленному клиентом «портрету» в максимально короткие сроки — от трех дней. Эту услугу мы «отрабатывали» на себе, успешно укомплектовав штат в центрах обслуживания клиентов на 98%, а до этого порядка 20-30% позиций оставались незанятыми.
Его поддерживает директор B2B направления «Ростелекома» Александра Лещева, которая уверяет, что бизнес любого масштаба — и крупный, и малый, сегодня ожидает от телеком-операторов комплексных решений, связанных не только с передачей данных и связью.
Александра Лещева, директор B2B направления «Ростелекома»:
— Например, условная фабрика ставит задачу: я хочу поменьше платить за электроэнергию, рассчитывать зарплату сотрудникам с учетом времени, которое они пробыли на рабочем месте и отслеживать перемещение работников на производстве.
Сегодня услуги оператора — это не только связь и видеонаблюдение, это комплексные решения, интегрированные во все бизнес-процессы компании.
Этот тренд получит свое развитие и будет актуален в ближайшем будущем, уверяют в МТС.
Вячеслав Тюшняков, директор департамента по работе с корпоративными клиентами филиала ПАО «МТС» в Свердловской области:
— Мы прогнозируем дальнейший рост спроса на «облачные» услуги, системную интеграцию, которые позволяют сократить издержки, автоматизировать процессы, оперативно реагировать на меняющуюся обстановку. В нашей компании был создан центр инноваций, он объединил экспертизу всей группы МТС. Мы приобрели системного интегратора «Энвижн груп», благодаря чему смогли предложить клиентам комплексные услуги в сфере ИТ, связи и системной интеграции. Один из драйверов развития — #CloudМТС облачный провайдер для бизнеса. Федеральная сеть дата-центров МТС насчитывает 10 ЦОД, которые расположены в крупных российских городах: три центра в Москве, два в Нижнем Новгороде, по одному в Самаре, Новосибирске, Владивостоке и Краснодаре.
Представитель Convex дополнил, что для потребителей проводного интернета, особенно для предприятий, имеющих распределенные сети офисов, актуальным становится объединение своих офисов в единую информационную сеть.
Дмитрий Парфенов:
— Если предприятие стремится выстроить качественное взаимодействие с клиентами, ему нужна облачная телефония, виртуальная АТС. Предприятия с клиентскими зонами ожидания — основные потребители услуг цифрового телевидения и предоставления доступа в интернет для клиентов с обеспечением персонификации. Многие руководители осознали важность удаленного контроля за бизнесом и обеспечения безопасности своих сотрудников, они заказывают для своих предприятий подключение облачного видеонаблюдения. Те руководители предприятий, которые заинтересованы в оптимизации расходов на поддержание ИТ-инфраструктуры предприятия, заказывают услугу по абонентскому ИТ-обслуживанию.
Подумайте о защите
Сегодня, как отмечают участники круглого стола, большинство клиентов, к сожалению, предпочитает экономить на услугах безопасности, и в результате с киберугрозами приходится ежедневно сталкиваться и профильным компаниям, и телеком-операторам.
Виталий Федоров:
— Сегодня самая острая проблема — целевые атаки. Сложность в том, что их могут проводить с помощью абсолютно легитимных инструментов — приложений, операционной системы.
Ровно год назад такой атаке подверглось бюро кредитных историй Equifax, в результате произошла глобальная утечка данных о кредитных картах. Компании подали исков больше чем на сотню миллионов долларов, что превысило даже ее капитализацию.
По словам Александры Лещевой, «Ростелекому» приходится едва ли не ежесекундно сталкиваться с атаками на их клиентов. В компании организован центр по борьбе с такими угрозами, его услугами пользуются как сам «Ростелеком», так и его клиенты.
Свою стратегию защиты от киберугроз разработали и в «Мегафоне».
Виктор Югай:
— Наша задача — защитить клиента от корневого взлома, от хакерских атак: попытки воздействия на биллинговую систему, сервер облачной АТС. Мы предоставляем выделенные каналы передачи данных, оснащенные системой защиты противодействия сетевым DDoS-атакам. Это позволяет круглосуточно мониторить трафик и в случае обнаружения угрозы автоматически запускать механизмы противодействия. Клиенту не нужно самому покупать дорогое оборудование и ПО, мы берем эту работу на себя, обеспечив полноценное функционирование ресурсов заказчика. И, безусловно, мы разделяем позицию многих ИТ-компаний по поводу беззаботности пользователей: к сожалению, не все предприятия уделяют должное внимание вопросам безопасности.
В Tele2 соглашаются, что сегодня вопросы безопасности требуют особого внимания.
Юрий Смирных:
— Стремясь к высокому качеству обслуживания абонентов, оператор Tele2 особое внимание уделяет вопросам информационной безопасности и защите персональных данных. Сотрудники контактного центра Tele2 ежегодно принимают и обрабатывают тысячи жалоб на разные виды мошенничества. Каждое обращение клиента проходит проверку — по ее результатам устраняется возможность совершения подобных преступлений в будущем. Сервисы компании хорошо контролируются и надежно защищены, для реализации специальных проектов Tele2 привлекает сертифицированных внешних экспертов.
По словам директора Convex Дмитрия Парфенова, большинство клиентов сталкивается с подобными угрозами из-за желания сэкономить на услугах связи. Например, несколько компаний готовы вскладчину оплачивать единую точку доступа в интернет, в результате в случае атаки на одну компанию под угрозу попадают все остальные.
Участники круглого стола советуют своим клиентам не экономить на собственной безопасности, повышать осведомленность своих сотрудников, да и просто элементарно вовремя проводить все необходимые обновления приложений и операционных систем.
Будущее наступает сегодня
Бигдата, облака, умные технологии — многим эти понятия до сих пор кажутся словами из фантастических фильмов. Однако, как рассказывают представители телеком-отрасли, это фантастическое будущее уже наступило. Этими технологиями и продуктами, сделанными на их основе, мы сегодня пользуемся практически ежедневно.
Телеком-операторы и ИТ-компании принимают активное участие и в проектах, которые принято называть «умные города» (а сейчас уже — и «умные регионы»). Речь идет о технологиях, которые позволяют контролировать и оптимизировать процессы «жизнедеятельности» города, делать его более комфортным и безопасным.
Ряд таких проектов реализует «Мегафон» — например, это сервис, который компания организовала в Челябинске: там установлены «умные» дорожные знаки.
Виктор Югай:
— Наше решение на основе IoT-технологии позволяет в режиме онлайн отслеживать состояние дорожных знаков, в которые установлены датчики. Информация с них передается на сервер, что позволяет быстро среагировать, если знак, например, упал из-за ветра или аварии. Это помогает сократить число ДТП. В Магнитогорске и Сыктывкаре «умные камеры» помогают городским службам следить за общественным порядком и даже умеют распознавать лица в темноте. В Тюмени уже работает более 130 умных светофоров, благодаря чему уменьшилось число заторов и аварийных ситуаций на дорогах. Умные решения активно внедряет и бизнес. Например, наши SIM-карты установили в кабинах БелАзов на одном из крупнейших в России Светлинском горно-обогатительном карьере. С их помощью специалисты мониторят местонахождение, скорость, расстояние и расход топлива машин-гигантов. В Полевском на заводе труб ППУ наши IoT-технологии помогают контролировать местоположение экспедиторов, доставку грузов.
Юрий Смирных:
— Что касается работы Tele2, то при планировании строительства салонов мы используем как внутренние данные (о перемещении абонентов, трафик существующих салонов), так и внешние открытые базы данных объектов, размещенных вокруг потенциально интересных локаций. Определив востребованные для открытия салонов места, мы построили модель, которая позволяет предсказывать объемы продаж и обслуживания в салонах. Такой подход позволяет приоритезировать строительство там, где мы более всего нужны абонентам и, как следствие, получить максимальную отдачу. По аналогии планируется техническое развитие сети.
Как уверяет эксперт МТС, новые технологии позволяют не только делать жизнь горожан более удобной, а развитие бизнесов более предсказуемым, но и экономить ресурсы и деньги.
Вячеслав Тюшняков:
— Например, недавний проект МТС с Екатеринбургским МУП ТТУ позволил энергетикам оперативно контролировать работу оборудования энергохозяйства предприятия, проводить анализ потребления электроэнергии, прогнозировать и предупреждать возможные энергопотери. А датчики и контроллеры в одном из крупнейших агрохозяйств Урала минимизируют потери овощей во время зимнего хранения и снижают расход тепловой и электроэнергии за счет сокращения числа посещений хранилищ.
Convex же активно сотрудничает с представителями строительного рынка, которые уже на этапе строительства внедряют умные технологии для ЖКХ, тем самым повышая качество возводимого ими жилья, делая его более привлекательным для покупателей. Будущий собственник покупает жилье в доме, в котором уже проложены сети для интернета, цифрового телевидения и телефонии, уже смонтированы системы видеонаблюдения и «умный» домофон. Все квартиры подключают к сетям до окончания отделочных работ в квартире.
Александра Лещева:
— Сейчас можно говорить уже не об умном городе, а об умном регионе. Мы презентовали такой проект на ИННОПРОМе в этом году. В перечень «умных» систем входят система учета энергоресурсов, интеллектуальное видеонаблюдение, которое позволяет строить тепловые карты, вести учет количества посетителей, осуществлять распознавание лиц и многое другое.
Игроки телеком рынка готовы предложить много разработок, правда, пока их применение во многом ограничено финансовыми возможностями муниципалитетов и регионов. Но как бы то ни было, новые технологии начали входить в жизнь горожан.