Одно из следствий пандемии — предприятия разных отраслей кардинально пересматривают штат. Нужно ли искать новую работу в этот непростой период и как это делать правильно — рассказывают эксперты.
Новые социальные и экономические условия сказываются на рынке труда. Исследование Центра стратегических разработок показало, что 49% российских компаний уже перевели работников на неполный рабочий день с уменьшением заработка, более 20% сократили зарплаты, не меняя объем работы, еще каждое пятое предприятие перевело работников на «удаленку», понизив вознаграждение. Почти 30% компаний заставили сотрудников взять отпуск за свой счет, 16% — начали увольнения.
У кого наибольшие шансы удержаться на своем месте, что делать тому, кто попал под сокращение, как искать работу в сложившихся условиях — своим мнением с DK.RU поделились профессионалы кадрового рынка из Ассоциации рекрутинговых агентств Урала.
Справка
«Миссия Ассоциации — формирование цивилизованного рынка рекрутинговых услуг. Компании, которые, по сути, выступают конкурентами, сегодня ведут совместную деятельность: проводят конференции, мастер-классы, тренинги, профессиональные конкурсы, исследуют рынок труда и тем самым повышают свою экспертность», — так описывает деятельность АРАУ ее президент, исполнительный директор IBC Human Resources Ксения Проценко.
Что происходит с рынком труда прямо сейчас
По данным АРАУ, на начало апреля 2020 г. общее количество вакансий, размещенных на официальных сайтах и работных порталах России, превышало 500 000. При этом с середины марта, когда президент объявил первую нерабочую неделю, и до настоящего времени количество объявлений о работе не снизилось. Однако кадровики считают, что около 40% этих вакансий не актуальны. В КА «Кадровые технологии» говорят о том, что около 77% вакансий, по которым они вели поиск, были приостановлены или вовсе сняты. В других компаниях указывают на изменение темпов поиска.
Процессы идут, просто они замедлились в силу неопределенности: как компания будет развиваться, как будут себя чувствовать клиенты. Все находятся сейчас в ожидании, действия зависят от того, насколько долго затянется самоизоляция, насколько глубоким будет экономический кризис и как это повлияет на бизнесы, — считает директор компании «Апрайт-рекрутинг» Наталья Воронова. И добавляет: — Выигрывает тот, кто продолжает действовать: будь то компания или отдельный специалист на рынке труда.
Кадровики отмечают, что первыми новые условия почувствуют на себе, конечно, представители малого и среднего бизнеса.
Отмечу, что и сегодня в некоторых областях есть спрос на специалистов. Так, на подъеме фармацевтическая отрасль и производство медицинского оборудования. Увеличивается в текущем году и спрос на IT-кадры: программистов 1С, JAVA, PYTHON, архитекторов, аналитиков, тим-лидов и руководителей проектов. Новых руководителей также ищут сельхозпредприятия, пищевое производство и некоторые промышленные компании.
О наличии спроса на ряд специалистов говорят и другие члены АРАУ.
Отрасли, связанные с производством медицинских, защитных материалов и оборудования, захлёбываются от заказов и остро нуждаются в сотрудниках разных категорий. Они ищут и нанимают швей, технологов, руководителей и специалистов швейных производств, технологического оборудования, разработчиков. Активно работают строительные предприятия, занятые возведением больниц и госпиталей, стационарных и мобильных. В нашей Челябинской области сельхозпредприятия выйдут на посевные работы по плану, на крупном федеральном работном сайте больше всего вакансий представлено в сельскохозяйственной отрасли, в сегментах квалифицированных рабочих и IT-специалистов.
При этом кадровики отмечают, что запросы и компаний-работодателей, и соискателей начинают меняться.
Что будет дальше
Однозначно ответить на этот вопрос сегодня вряд ли возможно — сценарии могут быть разными. Однако некоторые прогнозы профессионалы кадрового рынка могут сделать даже в такой неравновесной ситуации.
Что касается востребованных вакансий, по-прежнему стабильным будет спрос на рабочий и обслуживающий персонал, даже сохранится дефицит на таких сотрудников. В этом плане хорошие перспективы у тех компаний, которые вкладываются в обучение на рабочем месте, в наставничество — так они могут «самовоспроизвести» дефицитные кадры. Думаю, что появится значительная дифференциация зарплат у высококвалифицированных и менее квалифицированных рабочих. А вот у продавцов, кассиров, строительных рабочих, механиков, монтажников, электриков, наладчиков роста зарплат не будет, но работодатели станут удерживать индивидуальными надбавками и доплатами особо ценных. Спрос по этим профессиям также сохранится.
Представители АРАУ уверены, что на первом месте у работодателей будут менеджеры по продажам.
Но только те, кто умеет продавать в условиях низкого спроса, — подчеркивает Татьяна Полякова.
Помимо перечисленных специальностей, вырастет спрос и на кандидитов, умеющих прекрасно ориентироваться в интернете и соцсетях.
В период ограниченных перемещений и сокращения затрат многие бизнесы срочно развивают продажи через интернет, онлайн-сервисы. Значит, будет спрос на интернет-маркетологов, контент-продюсеров, SEO-специалистов. Еще больше вырастет спрос на айтишников всех мастей, — уверены в КА «Кадровые технологии». — Советуем пробовать себя в этих направлениях, активно самообучаться, накапливать практические кейсы.
Эксперты говорят и о том, что в ближайшее время работодатели вынуждены будут изменить привычные схемы найма новых сотрудников. В первую очередь это касается удаленных способов собеседования.
Если для рекрутеров кадровых агентств проводить собеседования в удалённом формате является вариантом нормы и не искажает результаты оценки кандидата, то руководителям предприятий-работодателей еще предстоит освоить такой формат. Наниматели лишились возможности «вживую» оценить соискателя, понять его соответствие ценностям компании. Через экран, видя только лицо, можно оценить профессиональные компетенции, а вот понять личностную составляющую удаётся не всегда. Этому придется учиться, хотя, несомненно, некоторые руководители будут по-прежнему назначать очные встречи, — полагает Наталья Воронова из «Апрайт».
Как сегодня искать работу
Как бы ни развивалась дальнейшая ситуация с самоизоляцией, рекрутеры уверены в одном: тот, кто действительно намерен найти работу, обязательно ее найдет. Причем, считают эксперты, сегодня как раз тот момент, когда можно максимально выгодно «продать» себя работодателю.
Мое мнение: каждый может и должен сейчас действовать в рамках своих SMART-задач, учитывая условия окружающей среды. Прямо сейчас и соискатели, и компании могут работать на отложенный результат в будущем, и этот результат может быть лучше запланированного в разы, — уверена Лариса Богданова.
Она дает соискателям такие советы:
- Инициировать план действий по поиску работы не только по стандартным работным порталам. Создавать нетворкинг в социальных сетях, знакомиться с представителями работодателей в Facebook — это главная задача соискателя.
Я рекомендую создать Employer Wish List (желаемый список работодателей) и отправлять свое резюме в данные компании людям, принимающим решения о найме, и в отделы персонала. Эта опция абсолютно доступна, все контакты есть на сайтах либо в соцсетях, — подчеркивает вице-президент АРАУ.
- Структурировать воронку откликов на актуальные вакансии: проводить активную рассылку резюме напрямую работодателям, анализировать результат, сколько приглашений на собеседование получено при отправке 100 резюме.
- Составить «продающее» резюме с описанием фактических достижений, современной фотографией и индивидуальным сопроводительным письмом для каждой вакансии. «Помните, что ваше сопроводительное письмо — это как трейлер к фильму, оно должно побуждать работодателя к встрече с вами», — уверена рекрутер.
- Подготовиться к прохождению собеседования качественно. Это значит уметь рассказать о себе, о провалах, победах, конфликтах и результатах искренне, но деловым языком.
Свои рекомендации о том, как действовать в нынешних условиях тем, кто ищет работу, подготовили и другие члены Ассоциации.
Если вы находитесь в критической ситуации и полностью дезориентированы, беритесь за любую работу, главное — действовать. Станьте волонтёром, освойте новую специальность. Сейчас будут востребованы специалисты массовых профессий типа курьера, сотрудника колл-центра, младшего медперсонала. Подбор на такие вакансии зачастую проходит даже без встречи со специалистов по кадрам: отвечаешь на вопросы анкеты, проходишь внутреннюю проверку и приступаешь к работе.
Екатерина Карпенко уверена, что нынешний «коронакризис» — оптимальное время для поиска новой работы.
Многие руководители сейчас думают о том, как усилить свою команду, готовы поменять кадровую политику своих предприятий, кадровый состав, оптимизировать процессы, поэтому именно сейчас то самое время обозначить свою кандидатуру на рынке труда, — говорит она.
Она советует соискателям думать в таком ключе: «Я именно тот, кто нужен сейчас на рынке труда, у меня есть значительный опыт, я мотивирован на успешную работу и именно у меня есть возможность рассмотреть новые варианты успешного сотрудничества».
Директор ТИРС разработала план для тех, кто сегодня оказался на рынке труда.
Первое — проработать резюме.
Сделайте два-три вида резюме на разные должности, которые вы можете занимать по своему опыту. Обратите внимание, что в кризисный период лучше всего работают прикладные должности и функции. Быстрее обратят внимание на резюме руководителя отдела продаж, чем на резюме исполнительного директора, на технолога, чем на технического директора, на главного инженера, чем на директора по строительству.
Например, если у кандидата хороший опыт руководителя, и он рос до него из продаж, можно сделать резюме на руководителя отдела продаж, коммерческого директора и даже на менеджера по продажам: снижение позиции всегда помогает оставаться в рынке труда, зарабатывать и снова подниматься по карьерной лестнице в благоприятный момент.
В резюме обязательно нужно выделить свои ключевые компетенции, например, умение сокращать издержки без потери качества для деятельности предприятия или выводить на рынок новые продукты и услуги, увеличивать продажи в условиях сокращения ресурсов, поставить систему управления персоналом так, чтобы увеличить производительность труда и т. д.
Важно! Добавьте в резюме все свои действующие контактные данные, в том числе Skype, Viber, Wats up, Zoom, разместите свежее деловое фото.
Второе — расскажите о том, что вы ищете работу всем контактам в своей телефонной книжке.
Рассказывая минимум пятидесяти своим знакомых о том, что вы рассматриваете предложения на рынке труда, вы распространяете информацию о себе минимум на сто человек. Мировая статистика найма персонала показывает, что более 70% вакансий закрывается «реферальным способом», то есть по рекомендациям внутренних сотрудников. Помните об этом и обязательно прозвоните свою телефонную книжку.
Не стоит, по мнению Екатерины Карпенко, пренебрегать и государственной поддержкой, которая существует в регионе. «Позвоните по горячим телефонам cлужбы занятости, Министерства социальных отношений, подготовьте свои документы, узнайте, какие внедрены программы социальной поддержки, переподготовки, какие размещены вакансии на предприятиях, обозначьте свою кандидатуру на эти вакансии», — советует она.
Третье — используйте все источники поиска вакансий. Это могут быть и социальные сети, и тематические группы в них, профессиональные объединения и ассоциации, кадровые службы самих компаний. Даже если сейчас в тех компаниях, которые интересны, нет в открытых источниках вакансий, это не значит, что они не рассматривают предложения — часто ведётся и скрытый поиск.
Я знаю историю, когда один молодой человек напечатал тысячу своих резюме и раздавал их в метро. Через неделю он нашёл работу — и не абы какую, а ту, которую всегда хотел. Проявите креативность: запишите о себе видео и разошлите в те компании, в которых вы мечтали работать. Долой сомнения в себе! — советует рекрутер.
Также, по мнению экспертов, сегодня можно соглашаться на непривычные формы трудоустройства: частичная занятость, совмещение, договор гражданско-правового характера, фриланс. Все это даст возможность продержаться и в итоге найти работу мечты.