Екатеринбуржец подал в суд на Google, посчитав, что компания нарушает его право на неприкосновенность частной жизни. ИТ-юристы и предприниматели сомневаются, что иск будет иметь перспективы.
Житель Екатеринбурга подал иск в Замоскворецкий районный суд Москвы против Google с требованием запретить компании читать его личные электронные письма, пишут «Известия». Истец — завкафедры европейского права Гуманитарного университета Антон Бурков полагает, что корпорация нарушает его право на неприкосновенность частной жизни: сканирует переписку, анализирует интерес пользователей и на их основе предоставляют контекстную рекламу.
По его словам, после того как в его письме появилось упоминание Европейского суда по правам человека в Страсбурге, в интернете появилась контекстная реклама различных турагентств, дешевых авиабилетов и юристов. Иск рассмотрят 16 февраля 2015 г. Г-н Бурков намерен также взыскать с ответчика 50 тыс. руб. Заявление подано с целью создать прецедент и защитить российских пользователей от возможных нарушений, заявил он.
В Google изданию пояснили, что поисковик анализирует контент пользователей, однако все данные защищены от несанкционированного доступа. Доступ сотрудников компании, подрядчикам и агентам к данным ограничен, а системы шифрования и пароля защищают пользователей от попыток их раскрытия и изменения.
Эксперты, опрошенные DK.RU, скептически отнеслись к перспективам судебного иска. В частности, так считает Роман Фадеев, управляющий партнер юридической компании Legal Jazz, руководитель практики «Право и ИТ».
«Во-первых, отношения между пользователями и сервисом регулируются пользовательским соглашением. Конечно, обычно его никто не читает, но, уверяю вас, там подробно написано, какие данные и каким образом Google может собирать. Соответственно, если вы пользуетесь сервисом, то с этими правилами согласны. Во-вторых, это не означает, что абстрактный сервис, в данном случае Google, не мог нарушить какой-нибудь закон. Но относится ли это нарушение закона к нарушению прав какого-либо — судить нельзя, из той информации, которая есть. В-третьих, разные способы «троллинга» больших популярных сервисов давно известны, и в других странах, в частности, в Европе такие прецеденты были. Как правило, речь идет о судебных исках. Исходя из той информации, которая известна, я не вижу особых перспектив у этого дела», — сказал г-н Фадеев.
Впрочем, нельзя сказать, что в России много практики по подобным вопросам, и как суд решит в конкретном деле с вероятностью 100% утверждать нельзя, отмечает он.
Алексей Костарев, один из основателей компании Giftoman, говорит, что о пользователях в интернете и так известно очень многое, и вряд ли из иска к Google будет какая-то практическая польза.
«О нас и так очень много известно: что нам нравится, что мы кликаем, какие фотографии мы загружаем. Наверно, по-другому жить уже нельзя. Конечно, теоретически можно уехать жить в деревню и отключить все средства коммуникаций — это тоже нормальный выбор. Но если ты живешь в обществе, в городе, то подобная реакция лично у меня вызывает улыбку, без каких-либо осуждений. Наша почта тоже читается и таргетируется по словам и времени. Думаю, это шаг для привлечения внимания. Он правилен, чтобы заострить на этом внимание общества, чтобы мы задумывались об этом, но практических выводов я отсюда не вижу», — сказал г-н Костарев.