Российско-итальянский форум начался в Москве — представители 600 итальянских фирм два дня обсуждали финансовые и юридические проблемы, а затем разъехались по регионам в поисках партнеров. В Екатери
Российско-итальянский форум начался в Москве — представители 600 итальянских фирм два дня обсуждали финансовые и юридические проблемы, а затем разъехались по регионам в поисках партнеров. В Екатеринбург их прибыло около сотни во главе с министром экономического развития Италии Клаудио Скайола. Участником форума стал министр промышленности и торговли России Виктор Христенко. Соответственно итальянцам предложили встретиться с руководством трех предприятий — Уралмашзавода (УЗТМ), Уральского оптико-механического завода (УОМЗ) и Уралвагонзавода (представительство в Екатеринбурге) — в расчете, что переговоры могут положить начало совместным проектам. В поездке гостей сопровождали представители СМИ, до конца, впрочем, так и не добравшиеся.
На главный вопрос, который интересовал всех, — уместно ли выстраивать стратегические отношения во время кризиса, — г-н Христенко ответил: «У бизнесменов множество оснований сказать: нам не до ваших планов, мы хотим просто выжить. Но я считаю такие настроения пораженческими — любые усилия тщетны и бессмысленны, если мы не понимаем, к чему они приведут нас в будущем». По мнению министра, возможности для сотрудничества с итальянцами обусловливают два обстоятельства. Первое — потребительский спрос в России ориентируется на предложения европейских производителей. Второе — несмотря на кризис, отечественные предприятия намерены покупать оборудование для модернизации производства. Новой сферой сотрудничества становится атомная энергетика, которую Италия намерена развивать.
На УЗТМ журналистов пустили не сразу. Пока итальянцы не завершили обед в Атриум Палас Отеле, автобус с надписью «Пресса» ждал возле заводоуправления. Наконец пресс-секретарь сказал: «Они выехали», и представителей СМИ проводили в сборочный цех № 50. Неподалеку от входа на электротележке стоял плазменный экран, соединенный проводами с компьютером, вокруг которого ходил Алексей Славич-Приступа, директор по маркетингу Уралмашзавода (в прошлом — независимый аналитик фармацевтического рынка, автор книги «Реклама и мерчендайзинг в аптеке»). Вопрос «ДК» о маркетинговой стратегии вызвал у него досаду: «Я не готов вести серьезный разговор. Голова сейчас занята главным образом тем, как все будет, когда откроются двери, и как я буду вести презентацию».
Опасения его были напрасными — роль экскурсовода перехватил генеральный директор Назим Эфендиев. Дождавшись, когда итальянцы, Эдуард Россель и Виктор Христенко наденут защитные каски (Умберто Ваттани, президент Института внешней торговли Италии, предпочел остаться в шляпе, а каску нести в руке) и сгруппируются возле тележки, он сообщил в микрофон, что Уралмашзавод — крупнейший в России, выпускающий оборудование для металлургии, горнорудной промышленности, буровые установки и тяжелые краны, и что в корпорацию «Уралмаш» входят два предприятия — Уралмашзавод в Екатеринбурге (7 тыс. сотрудников) и машиностроительный завод в Орске (6 тыс. работников).
О внутренней конкуренции — случаях, когда руководство корпорации размещает заказы в Орске, а Уралмашзавод остается без работы и сокращает кадры, — г-н Эфендиев не упомянул. На этот вопрос ответил директор по производству Андрей Кузнецов — он как раз объяснял журналистам, что к концу года завод может уволить около тысячи человек.
— Если вы имеете в виду четыре установки, которые отдали в Орск в августе прошлого года, то решение принималось, когда прогнозные объемы работ превышали наши возможности, — объяснил г-н Кузнецов. — Мы могли отказаться от выгодного заказа или отдать его на другую площадку. На мой взгляд, решение было разумным. Кстати, в Орске этот заказ тоже не выполняется, потому что не решен вопрос с финансированием.
Поначалу гости и хозяева толпились на небольшом пятачке, обсуждая общие темы — по-русски и по-итальянски (переводчик работал за двоих). Из-за производственного шума слов было не слышно. Долетали обрывки фраз: «Ситуация с «Мечелом»...», «а теперь не разобраться», «и кто виноват?» Дискуссия захватила всех, включая губернатора, министра и большую часть итальянцев. Клаудио Скайола достал мобильный и начал звонить в Италию. «А пусть выясняют» — сказал вдруг Эдуард Россель, и все успокоились. Улучив момент, когда толпа отхлынула и губернатор остался один, корреспондент «ДК» подошел к нему и спросил: «Эдуард Эргартович, а что там с «Мечелом»?» «Не знаю», — ответил г-н Россель и улыбнулся с некоторой даже грустью.
Тем временем экскурсанты поделились на группы. Пока г-н Христенко давал журналистам комментарии, итальянцы собрались вместе и, ведомые министром Скайола, отправились знакомиться с продукцией. Им предложили осмотреть магнитно-грейферный кран, узлы карьерного экскаватора, набор бурового оборудования и дробилку (почти весь спектр выпускаемой техники). Назим Эфендиев остался с Эдуардом Росселем, чтобы объяснить ему принцип действия подъемно-поворотного стенда для машины непрерывного литья заготовки. Губернатора интересовала емкость ковша, но ответ генерального директора его не впечатлил.
— Это наш главный инженер, — сказал г-н Славич-Приступа и, приглядевшись внимательнее, уточнил: — Или Анатолий Гредин, министр промышленности Свердловской области. Но похож на нашего главного инженера.
Выяснить, кто же был собеседником губернатора, не удалось. Когда Виктор Христенко закончил с комментариями, Назим Эфендиев завел разговор о судьбе Уралмашзавода.
— Мы не просим денег, — уверял он, подразумевая, видимо, субсидии, и делал энергичные взмахи рукой, словно бросая невидимые банкноты в топку. — Нам заказы нужны — пускай металлурги строятся. У нас реально силы есть — этот кран мы сами спроектировали, никто нам не помогал. Мозги-то еще остались
Христенко, как опытный чиновник, ничего заранее не обещал. Вместе с губернатором, нигде больше не задерживаясь, они отправились следом за итальянцами. Обе группы вышли из цеха, погрузились в автомобили и уехали так быстро, что автобус с журналистами их не догнал. На УОМЗ и в представительство Уралвагонзавода пресса не попала.
Результаты переговоров будут известны осенью — к этому сроку приурочен первый отчет координационного совета, созданного по предложению губернатора.