эксперты Алексей Андриянов директор компании «Крона КС» Юрий Киселев руководитель компании «Айтекс» Владимир Клепинин директор компании «Корус-Сервис» Леонид Кондрич генеральный директор компании «
эксперты
Алексей Андриянов
директор компании «Крона КС»
Юрий Киселев
руководитель компании «Айтекс»
Владимир Клепинин
директор компании «Корус-Сервис»
Леонид Кондрич
генеральный директор компании «Профитроль»
Владимир Кригуль
руководитель отдела информационных систем и технологий департамента системной интеграции ГК «Юнит»
Алексей Максимов
директор по маркетингу компании «Оптивера»
Полина Сергеева
директор компании «ИТ-Сервис»
Покорят ли рынок аффилированные аутсорсеры
Заработают ли на аутсорсинге новые фирмы
Год назад на Уральском ИТ-форуме большое внимание привлек к себе руководитель одной из пермских компьютерных компаний. В разговоре о путях диверсификации бизнеса он упомянул, что его предприятие не боится конкуренции с федералами. Пермяки развивают сервис и ИТ-аутсорсинг. Это та рыночная ниша, из которой их вряд ли кто сможет выбить, да и рост гарантирован — компьютеров становится все больше, а потребность в ремонтах, обслуживании и настройке растет еще быстрее. В 2006 г. такие заявления воспринимались скорее как курьез. По данным CNews Analytics, доля ИТ-аутсорсинга по отношению ко всему российскому рынку ИТ-услуг в 2006 г. достигала всего 7%, а объем рынка в денежном выражении немного превышал 10 млрд руб., из которых основная часть обеспечивалась крупными контрактами, просто не доступными локальному ИТ-бизнесу. Однако сегодня на Урале появляется все больше компаний, сделавших ставку на развитие аутсорсинга, в том числе для малого и среднего бизнеса.
ИТ-аутсорсинг уже не первый год пробивает дорогу на рынок. Практически каждая крупная компания, заходящая в регион, обязательно объявляет, что в перспективе аутсорсинг ей интересен и она так или иначе будет им заниматься. В прошлом году стали появляться контракты на сопровождение если не всей ИТ-инфраструктуры, то по крайней мере ее самых важных частей. Но пока это коснулось только крупнейших компаний. Одними из первых подобные формы договорных отношений с системными интеграторами опробовали такие гиганты, как «Уралсвязьинформ» и «Уралтрансгаз», отдавшие поставщикам на обслуживание центры обработки данных, системы безопасности и т. д.
Первым предприятием на Урале, которое заявило, что ИТ-аутсорсинг — его основное направление, стала компания «Борлас-Аутсорсинг», относящаяся к консалтинговой группе «Борлас» (Москва). К этому моменту у нее уже был опыт подобного партнерства с крупными заводами Урала, такими как Магнитогорский металлургический и «Уралкалий».
Работы по субподряду на аутсорсинговых контрактах вполне могут приносить прибыль и местным игрокам. Например, эту нишу активно осваивает «Новаком».
Малый и средний бизнес до последнего времени оставался за пределами внимания ИТ-компаний. ВЛАДИМИР КРИГУЛЬ, руководитель отдела информационных систем и технологий департамента системной интеграции ГК «Юнит»: «Раньше считалось, что ИТ-компании бессмысленно заниматься аутсорсингом, если у нее на поддержке менее 500 компьютеров. Это просто нерентабельно. Лишь недавно игроки рынка стали понимать, что необязательно это должны быть машины одного предприятия — можно набрать пул из десяти клиентов по 50 компьютеров и получить схожую рентабельность».
Первыми на перспективность обслуживания малого и среднего бизнеса обратили внимание сервисные подразделения крупных компьютерных компаний. Они давно оказывали услуги по ремонту компьютеров, теперь им осталось только добавить консалтинг и постоянную техподдержку компьютерного парка. По этому пути идет «Корус-Сервис». Не так давно услуги по аутсорсингу появились и в прайсе «Тетроникс ВТ». ВЛАДИМИР КЛЕПИНИН, директор компании «Корус-Сервис», раскрывает еще одну причину повышенного внимания сервисных центров к аутсорсингу: «Существенно снизилось число обращений с платными ремонтами — срок гарантии на технику растет, да и сами компьютеры уже так долго не используются: машины быстро устаревают. Так что компании почти перестали ремонтировать технику за свой счет — большая часть услуг оказывается по гарантии, а средний чек за ремонт не превышает $15-20. Зарабатывать на этом стало сложно. Доходность комплексного аутсорсинга гораздо выше, спрос на него растет, и вполне логично, что мы этим направлением активно занимаемся».
Кроме специализированных сервисных компаний, по сходному сценарию развиваются сервисные отделы некоторых системных интеграторов. Хотя чаще всего они берут на поддержку только ту ИТ-инфраструктуру, которую создавали сами. Поддерживать чужую дорого и опасно — слишком сложно просчитать все риски в незнакомой системе. АЛЕКСЕЙ АНДРИЯНОВ, директор компании «Крона КС»: «Мы неоднократно рассматривали предложения взять инфраструктуру той или иной компании на аутсорсинг, но клиента довольно сложно убедить платить адекватные деньги за такую работу. Сегодня он готов обсуждать цену, и это уже большой прогресс. Еще одна серьезная проблема — пиратский софт. Не весь, конечно, но нередко ПО на предприятии легально не на 100%. А теперь представьте: заказчик просит восстановить приложение с пиратского дистрибутива. Совершать противоправные действия? Конечно же, нет».
Движение заказчиков к цивилизованному обслуживанию своих ИТ-систем иллюстрирует еще одна тенденция. АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВ, директор по маркетингу компании «Оптивера», отмечает рост спроса на аудит ИТ-систем: «Думаю, это первый шаг к полноценному аутсорсингу. Компании начинают всерьез задумываться над совершенствованием своей ИТ-инфраструктуры и оптимизацией расходов на нее. Чаще всего после этого руководители приходят к идее обратиться за помощью к аутсорсеру. В перспективе аутсорсинг будет интересным бизнесом для системных и сетевых интеграторов».
ИТ-подразделения крупных компаний не просто сопоставимы по штатной численности с солидными игроками рынка информационных технологий, а существенно превосходят их. Например, в информационно-вычислительном центре Свердловской железной дороги трудится около 1 тыс. сотрудников, а штат системного интегратора «Корус» не превышает 200 человек, хотя это одна из крупнейших компаний Уральского региона.
Превращение ИТ-подразделений в самостоятельные структуры — закономерный процесс, идущий во многих компаниях. Г-н Кригуль: «Как только на предприятии начинают задумываться об эффективности работы ИТ-службы, то почти сразу встает вопрос о ее выделении в самостоятельный бизнес». Это делает взаимодействие с айтишниками понятным и прозрачным — за конкретные деньги конкретные услуги. Однако если в Москве подобных примеров обособления уже довольно много, то Екатеринбург находится только в начале пути. Первыми свое ИТ-подразделение сформировал Уралмашзавод, вслед за ним — компания «Атомстройкомплекс». Опыт оказался удачным. Компании стали автономными, но на внешний рынок они почти не посягают. ПОЛИНА СЕРГЕЕВА, директор компании «ИТ-Сервис» («дочка» «Атомстройкомплекса»): «За последний год мы смогли увеличить оборот ровно в два раза, развив, кроме главного направления технической поддержки, разработку и управление проектами. Преимущественно идет работа на основного заказчика: внедряются информационные системы, требующие больших человеческих и временных усилий. Внешние клиенты у нас есть. Около десяти организаций. Это 5% от оборота в месяц. Специально мы не рекламируемся, они сами нас находят».
В условиях дефицита кадров и активного роста бизнеса материнских компаний кэптивным аутсорсерам не до завоевания открытого рынка. Но со временем, отстроив бизнес-процессы, они неминуемо будут все сильнее интересоваться открытым рынком. Наработанные технологии поддержки большого числа пользователей и разнородных систем помогут им в конкурентной борьбе.
Кроме подразделений системных интеграторов и кэптивных компаний, на рынок ИТ-аутсорсинга начинают активно выходить фирмы, для которых аутсорсинг — не развитие старого бизнеса, а совершенно новое дело. По оценкам ЛЕОНИДА КОНДРИЧА, генерального директора компании «Профитроль», сейчас в Екатеринбурге не более 20% малых и средних фирм прибегают к услугам внешних исполнителей. Хотя ЮРИЙ КИСЕЛЕВ, руководитель компании «Айтекс», отмечает, что спрос в сегменте малого и среднего бизнеса только начинает возникать: «Как такового сформировавшегося рынка пока нет. Далеко не все готовы платить деньги. Часто небольшие фирмы в принципе не видят необходимости в профессиональных услугах. Систему им настраивают знакомые, за пиво».
Уральские айтишники стараются ориентироваться на заказчиков с компьютерным парком от 20 до 200 ПК. Именно этот сегмент компания «Профитроль», сервисные подразделения компаний «Ю-Ти-Ай» и «Айтекс» рассматривают как приоритетный. Более крупные предприятия прохладно относятся к аутсорсингу, предпочитая развивать внутренние отделы информационных технологий.
Г-н Кондрич указывает, что на руку новому направлению играет уже сформировавшаяся практика передачи на аутсорсинг таких услуг, как клининг, юридическое и бухгалтерское сопровождение бизнеса. Следующий шаг — за ИТ. Как прогнозирует «Профитроль», в ближайшие два-три года рынок вырастет втрое, а число малых и средних предприятий, использующих услуги внешних компаний, достигнет 60-70% от общего числа. Потому что держать собственных айтишников становится все дороже и дороже. Зарплаты в этом секторе растут как минимум на 150% в год. Кадровый голод на рынке только ужесточается, и нередко у заказчиков просто нет иного выбора, кроме как прибегнуть к услугам специализированных компаний.
Одна из самых востребованных услуг на рынке — подмена системного администратора (например, на время отпуска). К аутсорсерам также обращаются, если боятся злоупотреблений со стороны собственного системщика. Приглашенные специалисты разрабатывают процедуры удаленного перехвата администраторских полномочий, чтобы сотрудник (по заказу конкурента либо просто разозлившись на руководство) не смог утащить пароли или порушить базу данных.
Но подмена и контроль функций внутренней ИТ-службы — только первый этап развития. Леонид Кондрич: «Простое абонентское обслуживание ничего радикально не меняет на предприятии, разве что руководство получает немного больше уверенности в работоспособности своей ИТ-инфраструктуры. Фактически это базовый уровень — простая реакция на инциденты, поломки и т. д. Но рынок движется к тому, чтобы передавать на аутсорсинг не набор железок, а функцию. И внешняя компания будет отвечать не просто за работающий сервер, а за функционирующую ИТ-систему предприятия. Заказчика не должно волновать, как именно будет достигнут результат». Такие взаимоотношения с клиентом проще всего наладить компании, для которой аутсорсинг — основной бизнес. Тогда она сможет решать проблемы заказчика, руководствуясь только его интересами, а не необходимостью продвигать сопутствующие товары или дополнительные услуги.
детали
Виды аутсорсинга
Internal delivery — внутреннее подразделение оказывает услуги в рамках организации.
Multisourсing — заключаются отдельные контракты на аутсорсинг выбранных процессов.
Insourcing — для оказания услуг выделяется специальная структура с автономным управленческим учетом.
Совместное предприятие (JV) — образуется отдельная сервисная организация совместно с внешними поставщиками услуг.
Полный аутсорсинг (Full outsourcing) — единственный контракт с одним поставщиком услуг.
Оптимальный консорциум (Best-of-breed consortium) — генеральный подрядчик и консорциум поставщиков услуг.
Генеральный подрядчик (Prime contractor) — организация предоставляет возможность объединять множество внешних поставщиков и управлять ими, чтобы получить унифицированное или глобальное решение/услугу для клиента.
Источник: компания Naumen.