В 2016-м прошли выборы в Госдуму. В компанию к депутатам, которые и в прежние года успели запомниться своими неоднозначными предложениями, пришли новички и тут же начали выдвигать смелые предложения.
DK.RU решил вспомнить, какие громкие законопроекты 2016 года так и остались законопроектами, но при этом вызвали бурную реакцию общественности.
Январь и ЛГБТ
Январь 2016 года начался с инициативы о запрете людям нетрадиционной сексуальной ориентации публично демонстрировать свои отношения. Как заявлял один из соавторов законопроекта, депутат от КПРФ Иван Никитчук, законодатели с защитой прав человека уже «дошли до абсурда». По его мнению, представителей ЛГБТ за публичную демонстрацию своих чувств, например, поцелуи и объятия, необходимо штрафовать, а то и арестовывать.
В Госдуме законопроект отклонили на ближайшем слушании.
Февраль: пираты и зеркала
Февраль 2016 года выдался богатым на законопроекты, касающиеся контроля за интернетом. Вопросами регуляции интернета в принципе занимались почти весь 2016 год, но в какую сторону планирует двигаться власть по отношению к интернет-пользователям стало понятно уже на первых этапах.
4 февраля Роскомнадзор заявил, что подготавливает законопроект, который позволит блокировать пиратские сайты вместе с «зеркалами». Как пояснили в ведомстве, это необходимо потому, что суд, вынося решение о блокировке пиратского сайта, не может автоматически заблокировать и новый адрес, а требует для этого новый иск.
Позднее экспертная комиссия раскритиковала подготовленный законопроект, а затем ему дало отрицательную оценку и Минэкономразвития. В ведомстве отметили, что документ получил более 170 замечаний, из которых авторы учли только два.
Март: запрет на оскорбления президента
16 марта депутат ЛДПР Роман Худяков заявил, что готовит законопроект, повышающий ответственность за оскорбление президента.
Худяков, ранее предлагавший отменить мораторий на смертную казнь, предложил ужесточить наказание за оскорбления в адрес президента по аналогии с соответствующей статьёй в СССР. Тогда подобное преступление каралось лишением свободы на срок до трёх лет, а с использованием СМИ — до шести лет. О дальнейшей судьбе законопроекта ничего не известно. Не исключено, что дело не пошло дальше заявлений.
Апрель: запрет на оскорбление негласных символов
25 апреля депутаты Ленинградской области пообещали внести в Госдуму законопроект о неофициальных символах России, которые, по их мнению, подвергаются «опорочиванию».
К таким символам инициаторы отнесли собор Василия Блаженного, Московский Кремль, Царь-пушку, автомат Калашникова и другие знаковые для страны артефакты.
Законодатели предложили запретить рисовать на них карикатуры и прочим образом дискредитировать.
«В последнее время, особенно в интернете, злопыхатели и ненавистники нашей страны глумятся над нашими неофициальными символами, злонамеренно искажая и опорочивая их. Помимо флага, герба, гимна Россия известна и другими символами, отражающими нашу историю, которая не ограничивается последними 20 годами. Эти символы не в меньшей степени представляют нашу страну. Шутники выпускают туалетную бумагу с изображением Кремля, изображают пьяного советского бойца. Это недопустимо, и мы должны наказывать за такие действия», - говорил Владимир Петров, депутат Заксобрания Ленобласти, автор законопроекта.
Май: бизнес для родни депутатов
Май 2016 года выдался небогатым на отклонённые законопроекты. Одним из них стал законопроект, запрещающий жёнам народных избранников заниматься бизнесом, в первом же чтении Госдума отклонила большинством голосов. Автором законопроекта выступил зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вадим Соловьёв от партии КПРФ.
Депутат предлагал запретить близким родственникам парламентариев вести коммерческую деятельность, а самих чиновников лишать полномочий в случае нарушения.
Похожий законопроект выдвигался и от ЛДПР. Либерал-демократы предложили запретить заниматься бизнесом непосредственно жёнам и совершеннолетним детям депутатов. Но их инициатива Госдумой также не была поддержана.
Июнь: «бэби-боксы» и отмена 282 статьи
В начале месяца депутат Госдумы Елена Мизулина внесла один из наиболее нашумевших законопроектов 2016 года о запрете «бэби-боксов». Будущий сенатор предложила ввести штрафы до 5 миллионов рублей для организаций, которые организовывают на своей территории кабинки, в которых роженицы могут оставить нежелательного ребёнка для того, чтобы он попал в руки социальных служб, а не был выброшен на мусорный бак или закопан в лесу.
Законопроект Мизулиной в октябре 2016 года был раскритикован правительством. Эксперты заявили, что он нуждается в существенной доработке, в основном из-за того, что депутат предложила ввести непомерные штрафы для организаций, размещающих «бэби-боксы». Этими организациями, как оказалось, в основном являются бюджетные учреждения вроде больниц и роддомов, для которых предложенный штраф сопоставим с месячным доходом.
Июль: интерес к сексу в рекламе
Громкий законопроект июля предложил представитель «Справедливой России» Олег Михеев и касался он намёков на секс в рекламе.
Документ предлагал законодательно запретит «эксплуатировать в рекламе интерес к сексу или сексуальным функциям, формировать легкомысленное или неуважительное отношение к сексуальным функциям или к реализации сексуальных функций».
По мнению депутата, «выставляя секс на общее обозрение» рекламные компании играют на мужских комплексах, формируют ложные ценности у молодёжи и подвергают опасности женщин.
Август: санкционные продукты для бедных и равноправие для вейперов
Громкие августовские законопроекты касались насущных человеческих дел, а именно пропитания и курения.
Член Совета Федерации Антон Беляков внёс законопроект, согласно которому уничтожающиеся в России санкционные продукты стоило бы раздавать бедным.
По мнению сенатора, в России снижаются реальные доходы населения, а количество бедных растёт. При этом более половины доходов россияне тратят на еду. Беляков заявил, что уничтожение санкционных продуктов не может быть оправданным «в свете сложившейся в России сложной социально-экономической ситуации».
Видимо, в Госдуме решили что социально-экономическая ситуация не настолько плохая, чтобы раздавать санкционку бедным, поэтому сыры, яблоки, гуси и хамон по-прежнему достаются бульдозерам.
Другой законопроект, так или иначе касающийся потребления, предложил депутат от ЛДПР Максим Шингаркин. Разработанный им документ предполагал приравнять электронные сигареты к обычным, применив к ним все соответствующие запреты, запрет рекламы на ТВ, парение и его демонстрация в общественных местах, запрет на изображение в фильмах, ограничение продажи несовершеннолетними так далее.
В правительстве данное предложение отклонили, сославшись на то, что в законопроекте не было чётко прописано, что именно следует считать электронной сигаретой, и поэтому под запрет попадали даже медицинские ингаляторы. Кроме того, в правительстве заявили, что вред от электронных сигарет с безникотиновой жидкостью пока не доказан. Несмотря на то, что идею Шингаркина в декабре поддержал Минздрав, парить пока можно где угодно. Законом не запрещено.
Сентябрь и ранние браки
Предвыборный сентябрь отметился одним законопроектом, который был предложен Министерством юстиции. В нём Минюст предложил ввести обязательное разрешение от родителей на бракосочетание для молодожёнов, чей возраст составляет 16 лет.
По действующему законодательству, с 16 лет в России можно жениться без согласия родителей, а в некоторых регионах страны при наличии уважительных причин бракосочетаться вообще можно с 14 лет.
Но в Минюсте посчитали это досадным упущением. Заручаться таким разрешением, по мнению авторов законопроекта, необходимо, а изменения в гражданский кодекс «будут способствовать укреплению традиционных ценностей, формированию уважения к родителям и в конечном итоге повышению роли института семьи».
Законопроект пока не принят: желающие до сих пор могут с 16 лет вступить в крепкие и долговечные семейные отношения.
Октябрь: старые лица и новые инициативы
Сразу после выборов в Госдуму Виталий Милонов заявил, что готовит законопроекты, которые уничтожат коллекторов, разорят публичные дома и вернут в Россию пионерское движение.
«Коллекторов будем уничтожать, микрофинансовые организации убирать, за объявления о проститутках выключать телефонные номера, вернём пионерскую организацию — в общем, пока это маленькие базовые инициативки», - говорил он.
К концу октября с очередным громким и, можно сказать, эмоциональным законопроектом выступила уже сенатор Елена Мизулина. Она предложила запретить правительству отвергать законопроекты, если они не касаются бюджета и налогов.
Такое заявление Мизулина сделала на следующий день после того, как кабмин отверг её законопроект о декриминализации семейных побоев.
Ноябрь: холодная горячая вода и новая российская идеология
Ноябрь 2016 года стал самым богатым на громкие законопроекты месяцем. Причём большинство инициатив оказались на редкость дискуссионными.
Начался месяц с предложения Роспотребнадзора, который заявил о подготовке законодательного снижения температуры горячей воды в жилых домах. Ведомство пояснило, что таким образом хочет помочь людям платить меньше за воду. Однако со мнением авторов документа не согласились как многие читатели, так и ряд экспертов, включая самих депутатов.
Как выяснилось после проверки инициативы экспертами, снижение температуры горячей воды не только не снизит расходы, но наоборот, повысит стоимость оплаты. Кроме того, вода, холоднее ниже указанной в действующих нормативах температуры, способствует размножению вредных бактерий.
Впоследствии и Роспотребнадзор и другие ведомства то подтверждали то опровергали понижение температуры горячей воды. Точку поставил премьер-министр России Дмитрий Медведев, приказав прекратить дискуссии на эту тему, а температуру воды оставить такой как есть. Так что вода в кранах официально холоднее не станет.
Следующей громкой новостью стала инициатива сенатора от Крыма Ольги Ковитиди создать в России некую новую идеологию.
Как сообщили СМИ, Ковитиди якобы разработала законопроект, который предлагает ввести в стране новую идеологию, поскольку она необходима для духовного возрождения и сохранения памяти о важных исторических событиях.
Вскоре Ковитиди заявила, что её просто не так поняли, и она предложила законопроект не об идеологии, а о новом государственном празднике под названием «День верности присяге», а об идеологии говорила в контексте данного праздника.
Декабрь и депутатская недвижимость за рубежом
Законопроекты декабря, Госдумой так или иначе одобрялись. Среди них и законопроект, позволяющий действующим и бывшим военным принимать участия в боевых действиях за рубежом, и документ, разрешающий городам самостоятельно вводить платный въезд для автомобилей, а также организовывать платные парковки в жилых дворах.
А вот от идеи запретить депутатам владеть недвижимостью за рубежом в Госдуме отказались. Автором законопроекта стал уже известный депутат от КПРФ Валерий Рашкин. При этом документ был внесён ещё 16 октября 2014 года: более двух лет он пролежал в профильном комитете по безопасности и противодействию коррупции.
21 декабря Госдума закрыла осеннюю сессию, пояснив, что осенью вместо законотворческой деятельности пришлось по большей части заниматься организационными вопросами. Но в 2017 году парламент пообещал перейти ко второму этапу работы, а именно к повышению качества принимаемых законов.