Меню

IT-проект, разработанный по инициативе Куйвашева, презентовали в Тюмени

Электронную информационную систему «Открытое ЖКХ», разработанную по заказу правительства Свердловской области, презентовали на профильном форуме. Региону прочат светлое будущее.

Всероссийский форум «Электронное правительство — современный механизм управления регионом» (ИНФОТЕХ-2013) прошел в начале сентября в Тюмени. Как сообщили «ДК» в департаменте информатизации Тюменской области, который выступил организатором, мероприятие проводится в шестой раз:

«За это время форум стал заметной площадкой обмена опытом федеральных и региональных IT-проектов для распространения наиболее успешных практик по развитию систем электронного правительства в органах государственной власти и местного самоуправления».

Свердловскую область на форуме представляли компании «Биллинг Онлайн», которая занимается разработкой облачных сервисов для начисления платы за ЖКУ, и «ПРОТЭК», известная своими проектами по созданию Единой дежурно-диспетчерской системы ЖКХ Екатеринбурга (действует в городе уже десять лет) и систем управления энергетической эффективностью и энергетической безопасностью города (запущена около четырех лет назад).

Докладчики отметили, что в ситуации, когда ЖКХ вызывает столько вопросов и недовольства населения, а управляющие компании и ресурсоснабжающие организации перекладывают друг на друга ответственность, тарифы при этом продолжают расти, сохраняется аварийность, недостаточны инвестиции и ремонты, единственный путь — сделать всю систему взаимоотношений в ЖКХ прозрачной и понятной для тех, кто принимает решения, то есть для органов власти.

«Необходимо собрать достоверную первичную информацию — об объемах поставок электричества, тепла и воды, о зданиях-потребителях, об объектах коммунальной инфраструктуры (например, котельных). Качественная база данных и возможности для анализа информации уже позволяют выявить потенциал экономии и навести порядок в сфере ЖКХ. Такая система выгодна не только областному правительству. Муниципалитеты получают мощный и гибкий инструмент электронной паспортизации всего коммунального хозяйства, серьезное подспорье в разработке схем теплоснабжения, обосновании тарифов и правомерности решений в сфере ЖКХ», — отмечалось в докладе.

В рамках выступления был описан и функционал системы управления энергетической эффективностью в бюджетной сфере, внедренной в более чем 1,5 тыс. организаций Екатеринбурга. Так, управляющие компании онлайн контролируют энергопотоки и их оплату — как с поставщиками ресурсов, так и с конечными потребителями. Упрощаются процессы отчетности и раскрытия информации, претензионная работа становится эффективнее. Учреждения социальной сферы систематизируют данные энергообследований, формируют программы энергосбережения и отслеживают реализацию и эффект мероприятий, одним нажатием формируют отчеты. Крупные потребители, например, промышленность, офисные здания, торговые объекты, получают инструмент экономико-энергетического анализа — важное подспорье для энергоменеджмента. При этом все стороны — поставщики, потребители, управляющие, контролирующие и регулирующие органы — могут отслеживать соблюдение договорных параметров в части качества, количества поставляемых ресурсов, их оплаты.

В Екатеринбурге благодаря использованию электронной системы удалось снизить ущерб от пожаров на 15%, сократить сроки устранения аварий на коммунальных сетях до 30%, на 20% снизить сроки аварийных ограничений снабжения потребителями водой, электричеством и теплом, на 15% снизить затраты на капремонт сетей, на 5-7% сократить потребление энергоресурсов бюджетными учреждениями.

Опыт создания и внедрения системы управления энергетической эффективностью и энергетической безопасностью, Единой дежурно-диспетчерской системы ЖКХ Екатеринбурга стал основой для еще более масштабного проекта — информационно-аналитической системы «Открытое ЖКХ». Как сообщал «ДК», осенью 2012 г. губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев объявил о создании в регионе специализированного портала для рынка ЖКХ, который сводил бы воедино сведения о работе управляющих компаний и ТСЖ (данные о финансовой деятельности, о долгах за топливно-энергетические ресурсы, о наличии предписаний Госжилинспекции и т.д.).

«Плюс портал станет инструментом получения обратной связи: здесь будут публиковаться также жалобы и предложения жильцов. Мы сможем анализировать информацию и принимать решения — в том числе о субсидировании тех или иных территорий. Поддержим тех, кто работает открыто и честно», — отмечал ранее Евгений Куйвашев.

В тендере на разработку регионального сегмента информационной системы ЖКХ Свердловской области победила компания «ПРОТЭК». Результатами разработчики также поделись на форуме:

«Это новый подход, соединяющий в себе не только ноу-хау в программном обеспечении, но и информационное и правовое обеспечение. Предлагается масса профессиональных и сопутствующих сервисов, таких как стандартизированная аналитика и отчетность, планирование ремонтов и мониторинг выполнения обязательств, подготовка к зиме, личный кабинет абонента, и так далее, всего более 50 стандартизованных сервисов, направленных на исполнение требований законодательства и управления издержками».

Собравшиеся на форуме в Тюмени IT-специалисты, не понаслышке знающие о других подобных проектах — в Казани, Москве и других городах — высоко оценили опыт Екатеринбурга и Свердловской области.

«Внедрение подобной системы делает ситуацию в сфере ЖКХ города, а в скором будущем и области — не просто прозрачной, но управляемой», — этим тезисом представители компании «ПРОТЭК» закончили свое выступление на форуме.

Напомним, ранее профсообщество отнеслось к инициативе губернатора со скепсисом. Так, Дмитрий Сень, генеральный директор УК «Территория» (обслуживает в Екатеринбурге более 80 ТСЖ и домов прямого управления), в комментарии «ДК» назвал саму идею самодеятельностью региональных властей:

«Управляющие компании и ТСЖ раскрывают информацию так, как это прописано в федеральном законе. У всех есть сайты, за которые мы заплатили и которые поддерживаем. Лично мне непонятно, зачем делать двойную работу, публикуя свои данные на сторонних ресурсах. Решение приняли, не поинтересовавшись мнением рынка. Думаю, идея обречена на провал».

Впрочем, как отмечают наблюдатели, инновации в ЖКХ обречены на критику. Основная причина — недоверие: в любых подобных инициативах властей участники рынка видят, в первую очередь, намерение контролировать финансовые потоки отрасли. Например, подобную участь разделило недавнее намерение екатеринбургской мэрии внедрить в городе электронные паспорта многоквартирных домов и ежемесячно отправлять отчеты чиновникам через систему электронного документооборота городского управления ЖКХ.

«Прозрачность работы — конкурентное преимущество, она не должна быть навязанной сверху. Ведь если компания добровольно и открыто публикует отчеты — что сделано в доме, сколько средств потрачено, — для потребителя это стимул выбрать ее. Но до понимания этого участники рынка должны дорасти. Если же у УК нет желания быть прозрачной, ее не заставить отчитываться постановлением главы. Она нарисует любые цифры, все равно никто их проверять не будет», — отмечал ранее Илья Сотонин, директор по развитию УК «Лига ЖКХ».