Архитектурный бизнес в Екатеринбурге становится все более популярным. Для быстро строящегося города-миллионника это неизбежно. Примерно сотня мастерских на Среднем Урале готова принять заказ на про
Архитектурный бизнес в Екатеринбурге становится все более популярным. Для быстро строящегося города-миллионника это неизбежно. Примерно сотня мастерских на Среднем Урале готова принять заказ на проектирование здания любой сложности. Бизнес этот развивается в двух направлениях. Зодчие, сделавшие себе имя, относятся к архитектуре как к искусству. Ремесленник может подписаться под любым проектом, обещающим хороший заработок. Алексей Куковякин: Архитектура — плод размышлений человека. Создание образа основано на очень многих факторах: философии, градостроительной ситуации, технологии, стройматериалах. Но в основе все равно — концепция. У нас в фирме даже есть хорошая поговорка: когда в архитектуре отсутствует идея — это панель. Сплошная продажность. Опускаться до такого мы не можем.
Алексей + Таня
«Алкута» родилась в то время, когда о бизнесе в России говорили сквозь зубы. В середине 80-х даже первых разрешенных кооперативов еще не было, а архитектор Куковякин уже задумывался о собственной фирме. Он получил распределение в Кемерово. Архитектуры как полета идеи в те времена почти не было, одно только строительство по типовым проектам. Отдушину Алексей нашел в дизайнерской графике. И чтобы как-то идентифицировать свои работы, придумал знак «Алкута». Непонятная для посторонних «Алкута» расшифровывалось просто: «Алексей Куковякин и Татьяна». Татьяна, жена Алексея, в то время помогала мужу в основном идейно. Это потом она стала соучредителем фирмы.
Поначалу денег было немного. Так, премиальные за победы в разных конкурсах. Но размах получился широкий. Эмблема, созданная Алексеем Куковякиным для мирового чемпионата по хоккею с мячом, выиграла международный конкурс. В бескорыстном творческом полете «Алкута» пребывала еще с десяток лет, пока вернувшийся на Урал архитектор не решился совместить искусство и бизнес.
Работал тогда Куковякин в Первоуральске главным архитектором мастерской Свердловскгражданпроекта. Как специалиста уважаемой организации его все знали, зарплата была достойная, но хотелось вырваться на свободу, заниматься делом, которое греет душу, — архитектурой. Вернувшись из отпуска в 1992 г., Куковякин написал заявление об увольнении и зарегистрировал едва ли не первую на Урале частную архитектурную мастерскую.
Шаг был рискованный. В небольшом Первоуральске архитектурный бизнес в те времена воспринимался как ферма по разведению ананасов. Инвесторов на раскрутку такого дела не нашлось. Пришлось вложиться семьей: первоначальный капитал составили накопления матери, жены и самого Алексея. Но к капиталу можно было причислить наработанные связи и имя. Архитектора Куковякина хорошо знали — слухи в маленьком городке распространяются быстро. Вскоре Алексей услышал о планах руководства Первоуральского новотрубного завода сделать интерьеры административного здания нового цеха, пришел на предприятие и сказал, что может выполнить заказ. Делать уступки первому клиенту Куковякин не стал. Стоимость работ подсчитали, опираясь на сборник расценок Госстроя. Архитектор получил 15% от общей суммы за создание рабочей документации. Все остальное — по жесткой смете. До сих пор в «Алкуте» расчет стоимости архитектурных работ ведется по тем же принципам. Пусть Госстрой давно почил, но иного подхода в нашей стране пока не определено. Алексей Куковякин: Как ни грустно, мировая практика, согласно которой архитектура считается едва ли не самым прибыльным бизнесом, до России еще не дошла. Отечественный заказчик хочет понимать, откуда цифры выплыли. Если не увидит утвержденных кем-то когда-то стандартов, он с тобой и разговаривать не будет. Бесполезно объяснять, что помимо этих расценок есть интеллектуальная составляющая, которая основывается на многолетних знаниях, практике и, наконец, таланте человека. Культуры адекватной оценки интеллектуальной составляющей в нашей стране нет и, вероятно, долго еще не будет.
Всеобщего и мгновенного признания строительство на заводской территории не сулило, но руководитель «Алкуты» до сих пор считает эту работу нестандартной: Если смотреть с сегодняшней позиции, то ничего особенного мы не сделали — банальная отделка. Но тогда для интерьеров административно-бытовых корпусов такие решения не применялись. По необъяснимому стечению обстоятельств, день рождения фирмы —1 июля, когда «Алкута» получила первый заказ, — был впоследствии объявлен Всемирным днем архитектуры.
Рука мастера
Удачное начало не гарантирует жизни без проблем. Уже через два года «Алкута» оказалась на грани закрытия. Приличных заказов в Первоуральске не было, фирма рвалась в Екатеринбург, да все без толку. Жизнь показала, что наездами рынок большого города не покорить, а делать ради куска хлеба сараи, гаражи и склады Куковякин отказывался, полагая, что нельзя опускаться ниже заданной планки. Алексей был уверен: раскрутить архитектурный бизнес можно, лишь сохранив творческое лицо «Алкуты». И они творили. Почти бесплатно, участвуя со своими проектами в различных конкурсах. В мае 1995 г. администрация г. Первоуральска сделала заказ на разработку проекта офисного здания Западного управленческого округа Свердловской области, которое должно было располагаться в Первоуральске. Деньги выделили смешные — 50 тыс. руб., но «Алкута» могла уже попрощаться со своим провинциальным прошлым — фирма вышла на другой уровень.
Постоянное участие как в коммерческих, так и в творческих конкурсах на «архитектуру для имиджа» остается одним из главных принципов Алексея Куковякина и всех сотрудников «Алкуты». Раньше о проводимых архитектурных соревнованиях узнавали случайно. Сейчас в фирме есть система, отслеживающая заказы на творческую мысль.
Караван-сарай
Умение работать с заказчиками — не меньшее искусство, чем создавать проект. Чтобы постичь основу деловых переговоров, Алексей Куковякин прослушал в американском бизнес-центре специальный курс, где усвоил три главных заповеди:
а) если хочешь воевать за проекты — иди в армию, задача архитектора — создавать;
b) компромисс возможен, надо только знать грань, за которую создатель проекта отступать не может;
с) с клиентами необходимо расставаться друзьями, но на идиотов времени лучше не тратить.
Последние, считает Куковякин, встречались на его пути достаточно часто. Особенно во времена первоначального накопления капитала. Приходили в мастерскую пацаны с цепью на шее и объясняли на пальцах, что им нужно. К примеру, в домик размером пять на пять вписать все крутые атрибуты «нормального братана» — от гаража на четыре машины до бильярдной и сауны. Архитектор отвечал, что так не получится, а они грозили спалить мастерскую. «Алкута» вынуждена была нанимать охранников.
Сейчас времена криминальных разборок прошли, красный петух уже не кукарекает над головой, но существует прессинг: время — деньги. Возникло немало заказчиков, для которых скорость выполнения проекта и его мгновенная окупаемость важнее творческих изысков. Нередко архитектор понимает это, когда уже заключил договор и бросить заказ — невозможно.
В начале 2000-х, руководитель «Алкуты» публично отказался от своего проекта. Это была разработка, которую мастерская направляла на Всероссийский конкурс «Зодчество», — торговый центр «Буревестник» в Юго-Западном районе Екатеринбурга. Кардинальный разлад между архитектором и заказчиком вышел из-за мясных лавок.
Когда проект создавался, предполагалось, что «Буревестник» заполнят магазины одежды и обуви. Под центр моды, нарядных людей, ауры цветов и духов выстраивалась идея здания, но в ходе строительства заказчик свои планы поменял. Решив, видимо, что торговля продуктами быстрее окупит средства, вложенные в реконструкцию здания. Куковякин пытался убедить хозяина, что рубить внизу мясо, а этажом выше продавать вечерние платья — смешно и глупо. Но эстетические соображения не поколебали экономического расчета. Тогда архитектор написал официальный отказ от авторства на этот объект: Было тяжело, обидно, жалко. Но мы нашли в себе силы отказаться. Понятно, бросив дело еще до окончания строительства, мы потеряли в деньгах. Но честь фирмы в таких обстоятельствах важнее, чем сиюминутный расчет. По меньшей мере, странно, когда архитектор соглашается с абсурдными пожеланиями заказчика и делает свое детище смешным. Мы можем искренне ошибаться в перспективности или красоте создаваемых зданий, но никогда не будем делать проект, который уродует лицо города.
Есть вариант
Разрыв всех отношений в архитектурном мире — явление редкое. Да и Алексей Куковякин не относится к непреклонным борцам за одинокую идею. Варианты всегда имеются. Обычно в «Алкуте» уже создают сразу несколько предложений по облику объекта. К примеру, для центрального офиса СКБ-банка, расположенного на Белинского, разработали шесть эскизов отделки фасада. Архитекторам больше всего по душе был второй — из стекла. Но банкиры выбрали более строгий и привычный для жителей сурового Урала шестой вариант, который сейчас и воплощен в жизнь.
Главный объект «Алкуты», который до сих пор создается на едином, как песня, дыхании — комплекс Атриум Палас Отеля. Когда стали проектировать вторую очередь Атриум Палас Отеля, в 2000 г., фирма освоила и принцип многовариантной работы. Приход во дворец, а именно так переводится слово «палас», для Куковякина был несколько неожиданным. Первой очередью Атриума занималась мастерская известного уральского архитектора Аркадия Заславского, по настоянию которого в конце 90-х Куковякин и перевел свой бизнес из Первоуральска в Екатеринбург. Когда же стало очевидно, что на одном здании отеля комплекс не ограничится, в команду по разработке «дворцового продолжения» Аркадий Заславский пригласил Куковякина.
Дальнейшие «дворцовые перевороты» были не менее непредсказуемыми. После смерти Заславского к работе над второй очередью Атриума приступили архитекторы Демидов и Лоскутов, руководителем рабочего проекта, как ученик и продолжатель идеи, стал Алексей Куковякин.
Как уверяет Куковякин, с заказчиком этого объекта — Владимиром Титовым — ему просто повезло. Все потому, что Титов «лошадей не гонит, строит долго, но качественно. Как и должно создаваться архитектурное лицо столичного города».Однако назвать отношения между архитектором Куковякиным и бизнесменом Титовым безоблачными нельзя. Как констатировал без всякого сожаления Алексей Куковякин, «несмотря на длительное общение, друзьями мы не стали. Да и не пытались».
Как ни странно, но впервые заказчик и руководитель проекта познакомились, когда в мастерской «Алкуты» уже во всю кипела работа над документацией. Титов зашел в офис мастерской, большая часть которой располагалась тогда в Атриум Палас Отеле. Посмотрел на работу, пожал руку архитектору. Никаких эмоций по поводу придуманного проекта не высказал. Восторгов и дальше было не много, а вот эмоций хватало. Бизнес-партнерство имеет свою специфику. Когда Куковякин предложил Титову выделить в Атриум Палас Отеле дополнительное место для развертывания архитектурной мастерской — офиса в 50 м «Алкуте» уже не хватало, — Титов выставил счет: предложил арендовать соседние комнаты по общим ставкам. Аренда в самом дорогом здании Екатеринбурга «Алкуте» оказалась не по карману, и они всем коллективом съехали в другое помещение.
Были периоды, когда та или другая сторона готова была порвать все отношения. Поводы для развода — сермяжная правда жизни, на корню ломающая высокий замысел архитектора: методы и технологии возведения дворца.
Одна из заминочек вышла, когда в целях экономии ресурсов заказчик принял решение привлечь к облицовке фасада российские компании — закупили профиль у ВСМПО из Верхней Салды, а за монтаж взялась московская фирма. Куковякин категорично возражал, но Титов на таком решении настоял. Когда было облицовано первое здание, все поняли, что результат далек от мирового уровня. Пришлось экстренно менять российских партнеров на германскую фирму «Шуко». Ни каяться, ни злорадствовать никто не стал. Но процесс притирки взаимоотношений между заказчиком и архитектором пошел более ровно. Сейчас мы вместе обследуем все в создаваемом комплексе, вплоть до плитки в туалете. Психологическая совместимость — это дело времени. Не надо воспитывать заказчика — надо его понимать, — философски заметил Куковякин.
Творческий союз Куковякин — Демидов — Лоскутов разработал до десятка различных вариантов комплекса. Одна только башня раз пять меняла свое обличье. Поначалу она была квадратной и ее высота доходила до 16 этажей, затем доросла до 24 и с боков округлилась. Строя Атриум Палас Отель, Куковякин впервые почувствовал, что такое раздельная по всем инженерным направлениям работа над заказом. Теоретическую часть науки «разделяй — и проектируй» Алексей постиг в Калифорнии. В начале 90-х на учебе в Америке он понял, что для создания четко функционирующего архитектурного бизнеса вовсе не стоит автору проекта в одиночестве упираться по всем направлениям — от сантехники до дизайна. Лучше выбрать несколько фирм-партнеров, которые бы специализировались на проектировании отдельных инженерных систем: вентиляции, отопления, канализации, водоснабжения. Самому же заниматься только архитектурой и генпроектированием, а специальные направления передать профессионалам.
Но внедрить в свой бизнес мировой опыт пришлось, если можно так сказать, в принудительном порядке. Владимир Титов изначально заключил договор на проектирование инженерных сетей с хорватской фирмой. Как показала жизнь, этот метод чрезвычайно продуктивен, и на следующих объектах «Алкута» предпочитала работать по разделительным схемам.
С 2000 г. «Алкута» разработала более десятка объектов, половина из которых доведена до финишной ленточки. Фирма работает со многими как российскими, так и зарубежными компаниями, специализирующимися на инженерной инфраструктуре. Более того, Алексей Куковякин и в направлении строительных технологий вышел на несколько фирм — постоянных партнеров. Он уверен: Архитектура — синтетическая профессия. Чем больше привлекаешь профессионалов по отдельным областям, тем лучше получается результат. Последнее слово, конечно, остается за заказчиком. Но чаще всего заказчик прислушивается к мнению архитектора.
Киты
Знакомясь с объектами «Алкуты», невольно веришь в то, что архитектура — это незыблемое. Так получилось, что фирма в основном специализируется на крупных общественных строениях, которые невозможно не заметить в городе. Два кита последнего года — строительство огромного торгового комплекса «Сити-Парк» в Челябинске и реконструкция Центрального стадиона в Екатеринбурге.
Первый кит — заметная веха в истории развития «Алкуты». Мастерская Алексея Куковякина вышла с большой работой в соседний регион, красиво, со знаковым объектом — торгово-развлекательным комплексом «Сити-Парк». Предложение поступило очень неожиданно. Инвестор объекта Александр Медведев позвонил Куковякину домой. Представился и сообщил, что видел работу «Алкуты» — Атриум Палас Отель, узнал через Титова, как выйти на архитектора, и хочет предложить большой проект — комплекс зданий в центре города на площади 60 тыс. кв. м.
Удивительно, но от лестного предложения Куковякин сперва наотрез отказался, сославшись на занятость. Его фирма вела три объекта и четвертый могла не потянуть. Алексей порекомендовал знакомых архитекторов из Челябинска, и несколько месяцев от « Сити-Парка» не было никаких известий. Потом в «Алкуту» приехала делегация с Южного Урала. Местный проект их не устроил, и они настаивали на сотрудничестве.
Работа над их проектом продвигается не без конфликтов. В комплексе зданий, помимо торговых площадей, разместятся развлекательные центры, кинотеатр с восемью залами, детские площадки, рестораны. Все это должно вписаться в территорию бывшего предприятия. Не так давно градостроительный совет Челябинска признал проект торгово-развлекательного комплекса «Сити-Парк» одним из наиболее подготовленных с точки зрения архитектурной завершенности и набора разрешительных документов объектов строительства в областном центре.
Однако заказчики еще не определились в своих желаниях — то ли построить обычное архитектурное сооружение, то ли возвести в Челябинске шедевр. Скачки от «низкого штиля» к «высокому» больно бьют по задумкам искусства. В частности, территорию атриума — пространства под крышей — «Алкута» задумала как некий горный каньон: ярусы этажей, как обветренные уральские скалы, а между ними струящаяся, как река, полоса свободного пространства. На эскизе проект выглядит потрясающе. Настолько потрясающе, что, увидев его, представители заказчика на несколько минут в шоке онемели. Шок, видимо, не прошел до сих пор: не факт, что это чудо воплотится в жизнь. Заказчики для подстраховки попросили подготовить вариант попроще.
Второй кит «Алкуты» — Центральный стадион. Алексей Куковякин со школьных лет заядлый спортсмен — футболист. Было время, когда он даже выбирал: идти ли в профессиональный спорт или продолжать архитектурное дело. Незыблемое победило. Но когда в Екатеринбурге был объявлен конкурс проектов реконструкции Центрального стадиона, в «Алкуте» за дело взялись без вопросов и промедления. Скорее всего, команда Куковякина потому и победила, что Алексей, как бывший футболист, точно знает, какой ширины должны быть навесы над ареной, чтобы не мешали ни солнце, ни дождь, как должен работать подогрев игрового поля.
Спортивную арену почти полностью будет прикрывать купол. Но стены стадиона архитектор решил кардинально не менять. Ведь это все-таки памятник культуры, а чужой труд Алексей Куковякин привык уважать. Победивший несколько месяцев назад проект уже сейчас заметно меняется. К Куковякину представитель заказчика — АО «Центральный стадион» — пришел с двумя толстенными, как тома «Войны и мира», папками. В одной — история строительства и спортивной жизни стадиона, в другой — документация и пожелания по объекту. Как выяснилось после конкурса, помимо Центрального стадиона заказчики планируют выстроить рядом еще несколько зданий, которые должны гармонично вписываться в единый комплекс.
По закону Аль Капоне
При нынешнем всплеске строительства с тревогой размышлять о будущем своего бизнеса архитекторам не приходится. «Алкута» сейчас с заказами не привередничает, но и не на каждое предложение откликается. У Аль Капоне есть хорошее выражение: я ем три раза в день, есть пять — я уже не могу, — прокомментировал Алексей мой вопрос, почему фирма активно не строит жилье.
Куковякин вообще считает, что с точки зрения архитектурного бизнеса уральский рынок сейчас свободен и никем не поделен. Но конкурентов в этом деле хватает. Соперничество уже не ограничивается государственными границами. На уральские земли, как и вообще на территорию России, приходят архитекторы и с Запада, и с Востока. Французы, англичане, немцы, китайцы уже не только предлагают на рассмотрение, но и осуществляют в Екатеринбурге свои проекты. К примеру, автор «Сити-центра», расположенного близ дома областного правительства, — французский архитектор Жан Пист. Весь проект по плану обойдется инвесторам в 106 млн евро. Большой куш прошел мимо карманов отечественных зодчих. Другой упущенный проект — Итальянский квартал.
Пришествие коллег-конкурентов из зарубежных стран бизнесмен Куковякин воспринимает по-философски спокойно: места хватит, главное — держать своих «соперников» в поле зрения. А архитектор Куковякин даже радуется: это великолепно, ведь мы соревнуемся идеями, кто-то опередил всех, задал планку, и все двигаются дальше. Проекты Алексея Куковякина уже оценили американские архитекторы, которые приглашают мастера к себе. Английские коллеги считают, что уральские разработки вполне можно осуществлять на туманном Альбионе. Во время недавнего визита английской делегации в Екатеринбург уральские архитекторы получили предложение приезжать со своими идеями в Лондон на встречу с инвесторами проектов, готовыми вкладывать деньги в интересные разработки.
Но пока поле деятельности «Алкуты» — Урал с его местными особенностями, в том числе нечистоплотной конкуренцией соотечественников. Драк за право возводить свое строение не было, но желание столкнуть с объекта, перехватить заказчика иногда у конкурентов проявляется. Куковякин о происках коллег узнает уже после того, как начинает тесно сотрудничать с заказчиком.
Схема поиска архитектора для своего объекта у отечественных коммерсантов оригинальна. Они проходят по разным фирмам, узнают о возможностях и творческих достижениях архитекторов, иногда всем предлагают за некоторую сумму создать эскиз и уж потом останавливаются на конкретной мастерской. Однажды после очередных смотрин заказчик проекта, теснее познакомившись с Куковякиным, признался, что коллеги характеризовали Алексея, как «человека, зацикленного исключительно на деньгах и коммерции, который творческой архитектурой давно не занимается»
— Вы считаете, характеризуя вас как коммерсанта, коллеги тем самым компрометировали ваш бизнес?
— В нашей среде это, естественно, — антиреклама. Если человек перестал служить искусству, если творит в угоду деньгам, это, как я уже говорил, — панель. Он — раб денег, и ему плевать, что такое истинная архитектура. Не дай бог опуститься до такого.
В нашем деле не деньги и не возможность лоббировать свое имя — главные условия успеха. Надо работать качественно, чтобы твой проект по архитектурной разработке был на голову выше предлагаемого конкурентами. И тогда нечего будет обсуждать.
Трансформация пространства
— Если уж в архитектуре главное — творческое начало, то высший класс — это создать свой стиль. Такое возможно?
— Новый стиль архитектуры появляется не сам по себе. Для этого необходимо множество предпосылок. Недавно в одной из телепередач «Очевидное — невероятное» обсуждали, как происходит переход от одного века к другому и как можно увидеть черты новизны.
В этой программе сказали, что определить такой переход невозможно. Это трансформация из красного в круглое, которую и понять-то сложно — не то что словами объяснить.
Вот и сейчас в архитектуре красное переходит в круглое. Она стала такой потрясающей, такой космополитичной, что пространство изменяется на глазах. Как никогда ранее, особое значение имеет идея автора. Вот над ней и должен работать архитектор, если хочет, чтобы бизнес остался творчеством.
Если честно, то любимые мной архитектурные объекты настолько необычны, что их даже страшно показывать горожанам, не говоря уж о заказчиках. Не только не оценят, но просто не поймут. Не доросли еще в наших городах до такой архитектуры…
Обратная связь:
dk@apress.ru