Меню

Излишняя оригинальность вредит бренду? Как не переборщить с креативом в рекламе

Иллюстрация: Geometria.ru

Ежегодно в Каннах проводится Международный Фестиваль Креативности «Каннские Львы» Эксперты из двадцати стран отбирают лучшие шедевры рекламной индустрии, задавая мировые тренды.

«Легче сочинить 10 правильных сонетов, чем хорошее рекламное объявление».

Олдос Хаксли.

Представители группы Be Brand опросили маркетологов, пиарщиков и рекламных менеджеров крупных екатеринбургских компаний и выяснили, может ли реклама быть и креативной, и эффективной одновременно.

Участие принимали:

  • Юлия Гаязова — менеджер по интегрированным маркетинговым проектам Центрального региона ПАО «ВымпелКом».
  • Татьяна Панова — маркетолог ЖК Сlever Park.
  • Андрей Меньшиков — креативный директор Уральский банк реконструкции и развития.
  • Андрей Ермоленко — начальник Управления рекламы и маркетинга ПАО «СКБ-банк».
  • Мария Саукова — директор по связям с общественностью «МегаФона» на Урале.
  • Слепухина Татьяна — руководитель отдела операционного маркетинга ОАО «Жировой комбинат»
  • Александр Веселов — начальник отдела рекламы и маркетинга РСГ Академическое.
  • Татьяна Болконская — специалист по рекламе и PR ТРЦ «Радуга Парк»

Ян Штейнберг, коммуникационный стратег Первого Клиентского Агентства (Be Brand Group): Грамотная коммуникационная стратегия очень важна для развития и продвижения бренда. Потребитель видит огромное количество рекламы в день, а креативная реклама в основе своей должна помогать выделиться из общей массы. На этом рынке действуют законы высокой моды: есть прет-а-порте — что  можно увидеть на улице в следующем сезоне, а есть от кутюр — что несет в себе тенденции и  формирует тренды.

Татьяна Панова:  В рекламе всегда должно быть место эксперименту, риску и разрыву привычных шаблонов. При этом конечная оценка рекламы — это все-таки ее эффективность, а не уровень креативности. Поэтому важно не уходить в креатив ради творчества и реализации амбиций креаторов. 

Татьяна Слепухина: Излишний креатив вообще может навредить бренду. К примеру, в 2014-2015 году для «Провансаль ЕЖК» были сняты ролики, главный герой которых — афроамериканец Брайн. Он приехал в Екатеринбург и остался жить здесь из-за любви к местному майонезу. Реклама произвела обратный эффект и навредила имиджу бренда. Уральские мужчины не поняли картину, когда в постели с уральской женщиной лежит афроамериканец.

Ошибку быстро исправили и сняли новую серию роликов под названием «Правила жизни настоящего уральского мужчины». Кампания имела хорошие результаты: увеличилась узнаваемость бренда и лояльность покупателей.

Юлия Гаязова:  Действительно, креатив помогает выделиться. Но что такое креатив? Это перебор возможных вариантов с целью нахождения самого оригинального. Так что любую рекламу можно назвать креативной. Просто где-то креатив более удачный, где-то — менее.

Андрей Меньшиков: Если креативная реклама не продает — это не реклама. Это благотворительная помощь агентству, копирайтеру и дизайнеру. Любая реклама должна быть продающей. Реклама товара продает товар, имиджевая — бренд. Цель креатива — увеличить эффективность, но всегда нужно искать баланс креатив/продукт/бренд. Поэтому инвестиции в безбашенный креатив должны основываться на холодном расчете.

Татьяна Болконская: Креативная реклама безусловно может быть продающей. Вопрос — стоит ли вкладывать в нее деньги? Можно пригласить селебрити и привлечь таким образом внимание. Но это будет гораздо дороже, чем придумать какой-то интересный  ход, какую-то «фишку» или создать нестандартный  мем, который станет частью поп культуры и будет продвигать компанию.

Юмор — беспроигрышный вариант?

Мария Саукова: Юмор — одна из самых лёгких и привлекательных форм, помогающих сформировать позитивное отношение к бренду. Пример тому — наш ролик из новогодней кампании. Удачно найденные персонажи и серия юмористических сюжетов отлично сработали на бренд, вызвали позитив и запомнились клиентам. Были случаи, когда покупатели просили подключить ту самую услугу из рекламы, где поют снеговики.

Андрей Ермоленко: Серьезные объекты рекламы такие, как банковские продукты, очень успешно позиционируются при помощи сообщений с юмором. Важно понимать, какая аудитория восприимчива к вашему юмору, и нужны ли вам такие клиенты. Если нужны — да, включайте юмор.

Локальный бизнес тоже может креативить

Андрей Меньшиков: Международные бренды работают на рынках разных стран и ориентированы на разные культуры. Поэтому их реклама максимально унифицирована, чтобы ее легко можно было локализовать. Надо понимать, что любой креатив несет много рисков, что неприемлемо для брендов с миллиардными бюджетами.

Андрей Ермоленко: Задача любой рекламы — реакция от потребителей, а не высокие оценки дизайнерского сообщества. При взгляде на некоторые образцы креативной рекламы возникает ощущение, что они создавались как конкурсные проекты ради призовых мест, а не для роста продаж. К примеру, сообщение «корова for sale», при всей кажущейся креативности, вряд ли «взлетит» в селе — оно несообразно аудитории.

Андрей Меньшиков: Небольшой локальный бренд, наоборот, может позволить себе «похулиганить». И креатив для него единственный способ быть услышанным. Креатив — это не всегда дорого: сегодня можно снять ролик на смартфон и завтра он будет в эфире. У локальных брендов здесь преимущество: они более гибкие, у них обычно нет долгих процедур согласования внутри компании, и часто они выпускают рекламу без тестирования, что существенно экономит время и деньги.

Как меняется уральская видео-реклама?  

Андрей Ермоленко: Светлых голов и отличных идей у нас по-прежнему хватает, в этом смысле я не вижу изменений. Другое дело – развитие технологий, которые позволяют создавать креативные решения, используя меньше ресурсов. Благодаря этому креативный видеопродакшн должен быть становиться доступнее для заказчиков и  может использоваться гораздо шире.

Александр Веселов: За последние десять лет уровень видеорекламы у нас в городе вырос значительно. Это связано с высокой конкурентной борьбой. При этом стоит отметить и тот факт, что в нашем городе есть большое количество рекламных агентств, которые подняли рекламу на новый уровень. Конкуренция между рекламными агентствами заставляет их с каждым разом делать все более качественный продукт.

Андрей Меньшиков: В наше время стираются региональные границы. На Урале есть прекрасные студии, которые работают на мировом и федеральном уровне. Есть режиссеры и операторы, которых приглашают в международные проекты. Сейчас над роликом может работать многонациональная команда, где каждый приносит в проект свою экспертизу. Екатеринбург — талантливый город с сильным креативным потенциалом.