2015 г. будет весьма непростым, сходятся во мнении бизнесмены Екатеринбурга. Практически все рынки будет ждать стагнация или падение, однако предприниматели видят пути выхода из кризиса.
Сергей Кульпин, управляющий Уральского филиала ВТБ24:
— Пока очень сложно давать прогнозы. Игроки банковского рынка только начинают делать первые шаги, определяя дальнейшую стратегию.
Очевидно, что 2015 г. будет непростым для нашей страны. России год-два придется прожить в ситуации политического давления и санкций со стороны США и ЕС. Банки смогут рассчитывать объективно только на внутренние ресурсы. Мы прогнозируем, что доходы населения в будущем году упадут на 20-30% из-за ослабления рубля и высокой инфляции. Экономика расти не будет. Банковская розница зафиксирует отрицательную динамику продаж кредитных продуктов. Это коснется, пожалуй, всех направлений бизнеса.
Безусловно, большая часть рыночных игроков будет пересматривать свои стратегии присутствия на рынке. Банки займутся оптимизацией розничной сети, будут меньше открывать новых офисов.
Дмитрий Мраморов, генеральный директор компании «СКБ Контур»:
— Мы ожидаем, что, несмотря на кризис, спрос на наши продукты сохранится. В особенности это касается решений для сдачи отчетности и электронного документооборота.
Во-первых, спрос на системы ЭДО продиктован стремлением предприятий сократить издержки, что вдвойне актуально в условиях экономической нестабильности. Так, компании уровня ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» подготовка одного бумажного документа, включая его печать и доставку, обходится примерно в 80 руб. Обработка электронного документа стоит 10 руб. Таким образом, полный переход на ЭДО дает прямую экономию более чем 10 млн руб. в год, плюс порядок в документах и увеличение скорости оборота денег.
Во-вторых, востребованности ЭДО и электронной отчетности способствуют шаги, которые предпринимает государство.
Нас ждут серьезные нововведения в налоговой отчетности. Для плательщиков НДС обязательным становится предоставление декларации только в электронном виде.
Кардинально меняется порядок декларирования НДС: в составе электронных деклараций по НДС теперь нужно будет передавать сведения из книг покупок, книг продаж и журналов учета счетов-фактур. Получив от налогоплательщиков сведения о счетах-фактурах, налоговые органы будут автоматически сверять эти данные, ища каждому счету-фактуре «пару».
Для компаний, которые до сих пор отчитывались на бумаге, нововведения станут стимулом начать сдавать отчетность через интернет. А сверка данных по счетам-фактурам подтолкнет бизнес оптимизировать работу с документами, переведя их в электронный вид.
Антон Гиренко-Коцуба, владелец сети фитнес-центров Powerhouse Gym:
— Новый 2015 г. лично я встречаю без особого оптимизма. На рынке фитнес-услуг намечается стагнация, хотя мы и планируем в новом году открыть как минимум один фитнес-центр в Екатеринбурге. Но сделать это будет крайне сложно, так как, например, оборудование мы покупаем американское, и все цены на него нам выставляют по текущему курсу доллара. Как в данной ситуации развиваться, не представляю. Наверняка теми же вопросами задаются все мои коллеги по фитнес-индустрии. Посему, ждать роста рынка в 2015-м я бы не стал.
Если говорить про общую экономическую ситуацию в стране, то, положа руку на сердце, будет только хуже. Я склонен верить президенту, который недавно сказал, что кризис продлится два года. А скорее всего и того дольше. В такой ситуации лично я планирую сосредоточиться на удержании спроса и нормальном функционировании всей сети фитнес-центров. Будет трудно, но я все-таки уверен, что мы справимся со всеми невзгодами, так как не раз уже проходили все эти кризисы. Глаза боятся, руки делают!
Михаил Мальцев, исполнительный директор Уральской ассоциации туризма:
— Год будет представлять для туристической отрасли исключительную важность, какой не было ранее. На то две причины. Первая: подготовлен и принят новый закон, над редакцией которого наши специалисты много трудились и который будет определять всю отраслевую деятельность, так как предыдущий не менялся с 1994 г. Вторая: те принципиальные изменения, которые претерпевает рынок, неминуемы — это совершенно очевидно. Мы ожидаем, что будет изменена вся структура работы: и направления, и приоритеты граждан, и цепочка взаимоотношений «туроператор — агентство — турист», и на чартерном авиарынке. Ожидаем, что ряд авиакомпаний и туроператоров сойдут с дистанции, но появятся новые, а кто-то укрепит позиции. С точки зрения изменений 2015 г. ожидается наиболее выразительным за последние 20 лет. Он подарит разные сюрпризы, от приятных до совершенно неприятных.
Владилен Фуфаров, управляющий хлебомакаронным комбинатом «Смак»:
— Изменений с точки зрения спроса и предложения [на рынке хлебобулочных изделий] не будет. Тех, у кого слабый бизнес, ждут более сложные времена: дорожают и сырье, и различные услуги. Поэтому экономику на предприятиях будет сводить сложнее. Для этого нужна более взвешенная экономическая и ценовая политика. Неприемлемо будет вести ценовые войны: тот, кто будет заниматься демпингом, просто проиграет все. Продолжится концентрация рынка: более крупные и сильные игроки будут увеличивать свою долю. Возможно, не стоит ждать новых проектов и продуктов, и вряд ли кто-то будет покупать и устанавливать новое оборудование. Год будет достаточно скромный на новаторские идеи. Вся задача — заниматься экономией издержек и оптимизацией работы. Оптимизировать логистику, производству, сокращать потери и так далее. Розничные цены все подняли в декабре на 10%, и, скорее всего, больше роста не будет, за исключением внештатных ситуаций.
Ирина Зырянова, управляющий директор АН «Бюро недвижимости Зыряновой»:
— На региональном рынке недвижимости ожидается снижение количества сделок, главным образом вследствие уменьшения объёмов ипотечного кредитования. Другой причиной, безусловно, меньшей по значению, будет являться отказ собственников от продажи своих объектов.
Сейчас цены на вторичном рынке на пике, однако в дальнейшем снижение спроса при меньшем снижении предложения закономерно должно повлечь за собой корректировку цен.
На рынке новостроек в начале года мы ожидаем сохранение текущих цен, затем застройщики планируют их плавный рост.
После заявления министра экономического развития Улюкаева есть надежда, что ЦБ РФ снизит ключевую ставку, и вслед за ним стабилизируются ставки банков по ипотечным кредитам. В прежнем объёме ипотечное кредитование вряд ли восстановится в течение 2015 г., главное, чтобы реальные ставки сильно не превысили психологического уровня 15-18%.
Главное условие сохранение рынка недвижимости, a вслед за ним и рынков строительства и девелопмента — сохранение ипотеки.
Принимая решение о получении ипотечного кредита потенциальным заёмщикам важна не столько конкретная ставка, сколько ощущение уверенности, и стабильности доходов, которые позволят оплачивать кредит.
Рынок недвижимости в масштабах страны крайне неоднороден, поэтому сложно делать обоснованные прогнозы относительно его развития в других регионах и в масштабах страны. В каждом регионе текущая ситуация своя и развиваться она будет также по-разному. Даже на рынках, имеющих более продолжительную историю развития, региональные рынки могут находится в разной стадии экономического цикла, отличающейся от обобщённой ситуации по стране.
Активно работающие на рынке риэлторские компании ощутят приток клиентов, поскольку в период кризиса у собственников будут востребованы компетенции продавцов, которыми обладают риэлторы. Объекты, которые до кризиса продавались сами, теперь требуют дополнительных усилий, к которым собственники зачастую не готовы.
Надо сказать, что рынок жилой и коммерческой недвижимости ждут разные по силе и глубине изменения, полагаем, что рынок коммерческой недвижимости пострадает значительно больше.
Выходящие на рынок объекты ждёт длительный период заполнения, действующие объекты столкнутся с сокращением арендуемых площадей, активной ротацией арендаторов, и как следствие, необходимостью корректировки текущих арендных ставок. «Гибкие» арендодатели потеряют в доходности, но в целом сохранят денежные потоки. Новые объекты за счёт грамотного маркетинга получат возможность «оттянуть» арендаторов у морально устаревающих конкурентов.
Рынок стрит-ритейла уже ощущает на себе влияние кризиса и в наступающем году это влияние только усилится. Перспективными по-прежнему будут помещения в районах комплексной застройки и уже существующих населённых жилых кварталах. Центр города ждут серьёзные перемены. Активно развивавшиеся последнее время розничные банки уступят место организациям общепита разного формата, что должно быть хорошо для нашего столичного города, нацеленного на рост туристического потока. С организациями общепита смогут конкурировать, пожалуй, только алкомаркеты, и сетевые ритейлеры с небольшими форматами магазинов.
Возможно, с рынка уйдут небольшие риэлторские компании, исчезновение которых не окажет серьёзного влияния. Маловероятно появление новых крупных и сильных игроков, текущее распределение долей рынка, скорее всего, сохранится.
Станислав Черный, исполнительный директор рекламной группы Deltaplan:
— Ситуация на рекламном рынке в 2015 г. будет зеркально отражать положение дел на рынках рекламодателей. Это справедливо для большинства b2b-рынков. Мы, безусловно, увидим общее сокращение рекламных бюджетов, вплоть до 50% в первом квартале. И мы уже с этим сталкиваемся, первая волна паники привела к отмене части размещений в начале года. Но, несмотря на все, на рынке в следующем году останутся и возможности для развития, и отдельные примеры роста.
Хорошая новость в том, что в следующем году снизится уровень медиашума, объем рекламы, которую видит/слышит потребитель. Это приведет к повышению эффективности рекламных контактов, особенно в охватных медиа, где до недавнего времени медиашум зашкаливал.
Еще одна хорошая новость для рекламодателей (и не очень для медиарынка) — пересмотр ценовой политики. В каждом из медиа увеличится глубина дисконта, снизится средний чек. В совокупности с предыдущим фактором это позволит рекламодателям добиваться необходимого уровня медиадавления за меньшие деньги, то есть существенно оптимизировать свои рекламные расходы.
Именно эти тренды будут формировать линию поддержки для традиционных медиа. Однако выдержать актуальные требования рынка смогут не все. Особенно трудно придется печатным изданиям и операторам наружной рекламы. В прессе на общий понижательный тренд наложится рост себестоимости и падение рекламных бюджетов, вследствие чего часть изданий может просто уйти с рынка. В outdoor-индустрии могут исчезнуть те операторы, которые также по объективным причинам (торги, сносы) не смогут снизить прайсы.
Тяжелые времена ждут нестандартные коммуникации. Клиентам сложно решиться на эксперимент, разместиться в непроверенных каналах коммуникации и в более спокойное время. И это практически невозможно сейчас, когда эффективность расходования каждой копейки рекламного бюджета должна быть четко прогнозируема. Исключения могли бы составить мало-, даже микробюджетные варианты нестандартного продвижения.
Шанс остаться в плюсе есть у тех рекламных инструментов, которые максимально приближены к процессу покупки, к горячему спросу. В оффлайне это btl-активности, в онлайне — весь блок performance-маркетинга. Именно performance-маркетинг, то есть набор методик, позволяющих получить от потребителя конкретное целевое действие (заявку, звонок, покупку), станет, по нашему мнению, одни из немногих драйверов следующего года.
Из других трендов стоит отметить существенное сокращение горизонтов планирования и, как следствие, продолжительности рекламных флайтов. События могут развиваться стремительно, поэтому и агентства, и медиарынок должны быть готовы к стремительному запуску коротких кампаний, их сворачиванию и оценке результатов.
Мы ожидаем очень сложный первый квартал, когда традиционно низкий для рекламного рынка сезон совпадет с пиком неопределенности, более понятный и прозрачный второй квартал и, надеемся на более позитивное второе полугодие. Конечно, многое будет зависеть от макроэкономической и геополитической обстановки. Но это не первый и, уверен, не последний кризис, поэтому найдем варианты развития.
Андрей Бриль, полномочный представитель российской Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области:
2014 г. — это очень удачный год и по физическим объемам и для рынка девелоперов. Это факт при всех панических настроениях — неотъемлемая реальность. Но есть и другая реальность: проблема инвестиционного и проектного кредитования, ставшего причиной остановки экономического роста в стране. Например, на рынке строительства все длинные проекты и виды недвижимости, предполагающие большой срок окупаемости (от 8 до 10 лет), сворачиваются. Вся деловая активность переходит в жилье — самые короткие проекты.
Что ожидать от девальвации на рынке недвижимости. Во-первых, высокие результаты 2014 г. — это отчасти результат девальвации. Ясно, что все, кто мог, деньги в недвижимость уже вложили, и мы надеемся, что вложат еще. Но, нужно понимать, что 2015 г. будет непростым. Все должны будут пережить шоковое влияние от повышения цен, прежде чем почувствовать положительный эффект от девальвации, связанный с облегчением кредитной нагрузки и накоплением денежной. Ясно, что для населения это тяжелое время, но застройщики понимают: если не доступно кредитование, хорошо, что провели девальвацию. Это я слышу от многих представителей профессионального сообщества.
Экономический рост остановился не потому, что «Газпром», «Роснефть» или РЖД перестали работать. А потому, что малый и средний бизнес перестал инвестировать и соответственно создавать и продвигать на рынок услуги и товары, реализуемые с помощью этих инвестиций. Это ключевая приоритетная проблема, о которой мы, как профессиональное сообщество, молчать не можем. Потому что если бы не станем об этом говорить как о приоритетной проблеме, нас заставят обсуждать всевозможные инвестиционные рейтинги, административных барьеры, дорожные карты и прочие второстепенные вещи.
Доступность кредитования — еще одна ключевая проблема, являющаяся предметом постоянных бесед с банкирами. Еще большее уменьшение срока кредитования равнозначно выкидыванию на помойку хороших проектов. Кроме того, девелоперам отказывают в кредитах из-за опасений получения плохих долгов. А разве дополнительные 500 млрд руб. для «Роснефти» – это не списание плохих долгов? Но если бы эти деньги были потрачены на поддержку кредитования малого и среднего бизнеса, то «Роснефть» бы была приятным бантиком на здоровом теле диверсифицированной российской экономики.
В стране есть длинные деньги — $450 млрд золотовалютных резервов и еще сколько-то сотен миллиардов долларов кредитов Западу. И сейчас самое время преобразовать эти долгосрочные сбережения в инвестиционный ресурс.
Если в экономике происходят чудеса, то есть два варианта. Либо, как учат все нобелевские лауреаты, искать, кому это выгодно. Либо надо считать, что все стало результатом божественного волеизъявления. Конечно, второй вариант решает сразу все проблемы. Но, все-таки, хочется побарахтаться, и понять, что на самом деле происходит. Но происходящее сегодня больше похоже на глобальное непонимание и попытку уйти от этого вопроса.
Портал DK.RU подводит итоги года на ключевых рынках Екатеринбурга и Свердловской области.
Санкции ограничили банки в выходе на зарубежные долговые рынки, волатильность рубля — заставила поднять ставки по кредитам и депозитам. В 2015 г. банковская розница существенно сузится. Итоги года в банковской отрасли подводит президент Уральского банка реконструкции и развития Антон Соловьев.
Нестабильность экономики сыграла на руку лизинговым компаниям: автомобили стали самыми востребованными предметами сделок. Реалии могут заставить участников рынка сконцентрироваться на работе с МСБ. Итоги года в сфере лизинга подводит Андрей Истомин, генеральный директор компании УРАЛЛИЗИНГ.
Процветавший в течение года в регионе рынок нового жилья к декабрю сбавил темпы развития: застройщики сокращают планы ввода в 2015 г. Но строительство офисов продолжится ударными темпами. Итоги года в сфере недвижимости подводят Валерий Ананьев, генеральный директор НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс», и Алексей Клименко, генеральный директор УК RED.
Конкуренция на телекоммуникационном рынке окончательно перешла из ценовой плоскости в качественную. Изменились и приоритеты потребления: провайдеры и операторы мобильной связи видят новые зоны роста. Итоги года в телеком-отрасли подводят Илья Васкецов, коммерческий директор «АКАДО-Екатеринбург», и Сергей Кузьмин, директор МТС на Урале.
В отсутствие доступных кредитов торговые сети пересматривают планы. В 2015 г. доля товаров эконом-сегмента в ассортименте увеличится. Из-за валютных скачков цены вырастут: до 15% к уровню декабря. Итоги года в ритейле подводит Роман Заболотнов, генеральный директор торговой сети «Монетка».
В декабре, после годового снижения продаж, у автодилеров – пик спроса. Но уже в январе рынок может уйти в крутое пике. Рост цен, сокращение дилерских сетей и инвестпрограмм неизбежны. Итоги года в авто-бизнесе подводит Андрей Авхадеев, исполнительный директор компании «Асмото МБ» (официальный дилер Mercedes-Benz и других марок).
Авторы: Сергей Дружинин, Оксана Сергеева, Андрей Пермяков.