Меню

«Извините, терминал сломан». Бизнес России переходит на наличку, и это тревожный признак

Иллюстрация: pixabay.com

«Это вопрос получения реальных денег, которыми проще оплатить заказ и выплатить серую зарплату работникам». Почему все больше крупных магазинов и ресторанов отказывает в оплате картой?

Бизнес в России переходит на оплату наличными. Из опубликованной 14 ноября статистики следует, что за прошедший год средний чек при оплате наличными в кафе и ресторанах вырос на 40%. Картами же платят все реже. На самом ли деле бизнес специально отказывается от пластика и пытается получить как можно больше наличных, пишет «Коммерсант».

Чаще всего отказывают в оплате картой в небольших магазинах, кафе, салонах красоты и так далее. В последнее время, впрочем, есть риск не расплатиться картой и в солидном московском ресторане, причиной чаще всего называют неработающий терминал или отсутствие интернета.

Статистика эти данные подтверждает. Оператор фискальных данных Сбербанка «Платформа ОФД», который собирает информацию напрямую с онлайн-касс, зафиксировал резкий рост среднего чека при оплате наличными. Это происходит на фоне общего роста покупок в 2018 году.

Как рассказал руководитель отдела коммуникаций компании Леонид Симаков, средний чек безналичной оплаты в октябре 2018 года составил 670-680 руб. Это примерно на 14% меньше, чем в прошлом году. «Если говорить об оплате наличными, то он был 700-710 руб. Это примерно на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. И если сравнивать число покупок в данном сегменте, то оно возросло за год примерно на 15%», — пояснил Симаков.

Такую статистику категорически отрицает основатель сети ресторанов «Мясо и Рыба» Сергей Миронов. Он заявил «Ъ FM», что тенденцию можно объяснить тем, что россияне стали чаще питаться в более дешевых кафе, из-за чего рестораны пошли на снижение цен.

Потребитель уходит в более демократичный формат, понижает средний чек, и ресторан за ним тоже уходит туда, пытается дешевле продавать. Допустим, раньше я продавал бокал просекко минимально за 350 руб. Сейчас я продаю этот бокал за 230 руб., чтобы поймать этого гостя, чтобы он не ушел от меня в следующий раз. За этим откатывается и чек, это неизбежно,— пояснил господин Миронов.

Это, однако, не объясняет рост объема оплаты наличными. Участники рынка неофициально признают, что наличные выгоднее для них по целому ряду причин. Так легче закупать товар и выдавать зарплату, в том числе серую. Комиссия, которую бизнес платит банку за проведение безналичной оплаты, в условиях кризиса также стала весьма заметна.

Для экономистов отказ от карт говорит о скорых непростых временах. Мелкий и средний бизнес предпочитает выгоду от серых схем удобству карт, a это значит, что потребителям вскоре нужно будет выходить из дома с пачкой купюр.

Между тем компания по автоматизации кафе, ресторанов и магазинов Poster сообщает, что через терминал оплачивается каждый второй чек в Москве и Санкт-Петербурге (в Западной Европе этот показатель составляет 70-80%).

Как пишет VC, для заведений такая тенденция — серьезный вызов. Бизнес теряет на комиссии за эквайринг, a обслуживающий персонал остается без существенной части заработка, так как оставить чаевые безналично сегодня в России все еще непросто.

Ирина Авруцкая, маркетолог и консалтер компании Like4Like Foodservice Consulting, так комментирует ситуацию: «Рестораны Перельмана, Раппопорта, Чайхона №1 не принимают банковские карты. Некоторые заведения Новикова предлагают скидку при оплате наличными. Но позволить себе такой неклиентоориентированный шаг могут только самые востребованные проекты».

Читайте также: «Главное — хоть как-то управлять собственными деньгами». Когда наличные лучше карты?

Теги: личные финансы, исследование, бизнес