«Тем, кто таким образом попал в неприятную ситуацию, хочется голосом Никиты Михалкова сообщить: «Да кто тебе сказал, что вас подставили?! Вас ки-ну-ли, Сережа, кинули, как лохов последних!».
Станислав Галкин, генеральный директор компании ОбменКвартир.рф:
— Так уж исторически сложилось, что на рынке недвижимости Екатеринбурга в большинстве агентств действует принцип: один объект — один продавец. Ну, то есть не может у нас одна квартира одновременно продаваться в десяти агентствах — такая вот моногамная система продаж. Есть у этой практики и хейтеры, которые такую личную неприязнь к эксклюзивам испытывают, что аж кушать не могут. Поэтому время от времени в информационном поле эта тема всплывает на поверхность с комментариями различных экспертов. В связи с этим предлагаю кратенько пробежаться по аргументам, которые эти граждане используют, обосновывая свою точку зрения.
Свобода лучше несвободы наличием свободы!
Аргумент номер раз: продавец, который уже заключил договор с агентством, не сможет в случае чего обратиться в другую компанию, что ограничивает его права и свободы. Вот чудны дела ваши и помыслы, а также смеси, которые вы курите!
Вы реально считаете клиентов недееспособными, умственно отсталыми недоумками, которые не в состоянии расторгнуть договор, по которому услуга оказывается ненадлежащего качества?
Перечитайте закон о защите прав потребителей, там вроде все русским по белому написано. Ну и за более чем десятилетнюю практику я что-то не встречал ситуацию, когда агентство прямо костьми легло, отказываясь от расторжения договора с недовольным клиентом. Ибо такое поведение, знаете ли, себе дороже: начиная от вала негативных отзывов до серьезных судебных претензий. Максимум, что могут сделать — это осторожно так поинтересоваться причиной недовольства, да и то больше для того, чтобы понимать, где они косякнули.
Бывает такое, что и к нам в агентство приходят клиенты, недовольные работой других компаний, с которыми у них действуют договоры. Но, знаете, ни разу не возникало проблем. Всегда хватало звонка коллегам с просьбой удалить объект с рекламы, так как теперь это наш клиент, который просит считать вашу встречу ошибкой и таки желает расторгнуть договор. То есть реально — здесь проблемы нет. Да и вообще как-то странно со стороны выглядят граждане, которые на каждом углу кричат о несправедливости эксклюзивов. Они ведь такие все из себя суперуспешные, инновационные, продающие любую квартиру максимум за неделю, и вдруг жалуются на то, что их щемят в конкурентной борьбе. Не дают им, понимаешь, развернуться богатырской удалью.
Вот и хочется с ленинским прищуром, подозрительно так спросить: «А может, батенька, и не в договорах дело-то? Может вопрос в отсутствии доверия к вам со стороны потребителей? Ну, раз не хотят они вам доверить продажу своего драгоценного имущества, а идут в другие компании».
Налетай! Торопись! Покупай! Живопись!
Переходим к следующему, не менее шикарному аргументу поборников раскрепощенности в делах недвижимых. Он звучит примерно так: вот как было бы здорово и замечательно продавцу, когда бы его шикарную квартиру продавало одновременно десять разных агентств недвижимости. Сразу же скорость продажи выросла бы в десять раз. Адепты беспорядочных связей на рынке недвижимости утверждают, что таким образом у покупателей появляется шикарная возможность пообщаться со всеми риелторами, продающими квартиру (здесь дежурная шутка: «А можно всех посмотреть?»). Таким незатейливым способом покупатель сможет выбрать наиболее удобную «точку входа», что прямо в геометрической прогрессии должно ускорить процесс продажи. Вот я вам сейчас расскажу, какую именно «точку для входа» (поручик, молчать!) в итоге выберет покупатель.
Представьте, вы видите в рекламе одну и ту же квартиру, только в десяти разных агентствах. А теперь давайте я с одного раза догадаюсь, в какое из них вы обратитесь? А в то, где цена будет ниже! Ведь мы же все прекрасно помним: «Если нет разницы, зачем платить больше?». А теперь представьте, что я, например, за свободные отношения, и рекламирую квартиру, которую и так уже половина города продает. Что же в таком случае мне нужно сделать, чтобы реально ее продать? Элементарно же: выставить ее на пару (десятков) тысяч рублей дешевле аналогов.
Так! Кто сейчас сказал, что собственник квартиры будет против?! Во-первых, у меня с ним даже договора нет, так что не обязан я перед ним отчитываться! Во-вторых, то, что эта квартира продается по низкой стоимости, уже видело полгорода, и все, кто придет к нему на просмотр, будут требовать именно эту цену. Так что рано или поздно он сломается.
А то, что он потом будет за мной по всему городу бегать с желанием побить, так это ничего страшного. Во-первых, фиг догонит. Во-вторых, дальше в дело вступает мой компаньон — никто и не узнает, что это была моя сделка.
Поэтому тем, кто таким образом попал в неприятную ситуацию, хочется голосом Никиты Михалкова сообщить: «Да кто тебе сказал, что вас подставили?! Вас ки-ну-ли, Сережа, кинули, как лохов последних! Как школьников!».
Ну, и давайте не забывать, что профессиональная продажа квартиры на сегодняшний день — удовольствие не из дешевых. Все: начиная от подготовки объекта к продаже, фото- и видеосъемки до печати буклетов стоит приличных денег, которые риелтор должен выложить из своего кармана еще на старте продаж. Я уже не говорю про стоимость рекламы на различных порталах, которые, видимо, вспомнив заветы 90-х, что «коммерсов нужно доить досуха», в течение года подняли стоимость объявления со 150 до почти 500 рублей в месяц, а выгружать рекламу нужно не на один и не на два таких портала. Вот и посчитайте. А после этого объясните мне, неразумному: зачем грамотному риелтору вкладываться своими кровными в продажу квартиры, не имея ни малейшей гарантии заработать?
И для понимания: эксклюзивный договор для меня — это вот ни разу не гарантия. Это лишь инструмент, которым я могу бить по башке хитросделанных коллег, которые тырят мои объекты и выкладывают их к себе на сайт в надежде содрать с незадачливого покупателя комиссию за покупку (что на нашем рынке вообще-то нонсенс) и с продавца еще деньги получить.
Остап Ибрагимович бы такое одобрил, я — нет. Поэтому, зная, что сумасшедшие не понимают намеков — только электрошок и транквилизаторы, я им прямым текстом каждый раз по телефону рассказываю, что именно я буду делать, если они не уберут это непотребство со своего сайта. Видимо, объясняю доходчиво — еще ни разу мне в этой просьбе не отказали.
Ну и, к слову. А много таких, кто, зайдя на сайт агентства недвижимости, выбирает там квартиру и больше нигде не смотрит? Блин, ну потратьте вы пару своих драгоценных минут: зайдите хотя бы на upn.ru, что ли. Да, я понимаю, что этот сайт выглядит так, будто делали его в 80-х годах прошлого века и с тех пор ничего не меняли. Но вот давайте по-честному: вам таки «шашечки или ехать»? Да, там нет крутого дизайна, зато абсолютно достоверная информация и реальные объекты, а также не бывает комиссии с покупателя.
Сижу такой, ничего не делаю, а вареники сами в рот залетают!
Ну, и последний аргумент, добивающий меня окончательно и бесповоротно — риелтор, заключивший эксклюзивный договор, не заинтересован в активной работе, ведь его единственная цель — заключение договора. Вот прямо так и вижу эту прэлестную картинку. Назаключал риелтор договоров и лежит себе на диванчике — в потолок поплевывает.
Ау! Дорогие мои! Вы же в курсе, что у большинства риелторов нет окладов — только процент от сделок, и деньги будут, только если сделка состоится. А для того, чтобы она состоялась, побегать придется — под лежачий камень, сами знаете, ничего не затечет.
К слову, у меня есть масса знакомых коллег — отличных риелторов, которых их дети ассоциируют лишь с голосом в телефоне, потому что вживую видят крайне редко: с утра они на встречах, днем на сделке, а потом до ночи на показах. Вот вы им расскажите, что эксклюзивный договор — повод расслабиться и не работать. Вот они удивятся-то.
Так что байки про то, что риелтор на эксклюзиве весь такой на расслабоне, а его коллега, свободный от эксклюзива, трудится аки пчела — не более чем бред воспаленного воображения. Скорее ситуация обратная: если нет договора — нет и обязательств, хочу — продаю, не хочу — не продаю, и фиг заставишь! Ведь тут и без меня желающих попродавать вагон и маленькая тележка! То есть, по сути — коллективная безответственность.
В итоге
Что хотелось бы сказать в заключение. Вот я не против неэксклюзивов, нравится так работать, да и пожалуйста. Дай им бог здоровьичка побольше и клиентов незлопамятных — работайте в свое удовольствие, пока работается. Меня подбешивает, когда все это преподносится как манна небесная и единственно правильный путь развития рынка недвижимости. Тогда я предлагаю пойти еще дальше и отменить эксклюзивность во всех сферах жизни, а также заклеймить ее, как явный пережиток прошлого, мешающий развитию сферы услуг.
Засорился унитаз? Не беда! Вызывай разом несколько сантехников! Кто их знает, может они и не специалисты вовсе? Пусть они не словом, а делом докажут свой профессионализм, и кто лучше всех справится — тому и заплатим.
По выражению лиц сантехников начинаете понимать, что сейчас вас будут бить и срочно вызываете такси? Не останавливайтесь! Требуйте, чтобы следом за вами еще несколько таксистов ехало. А то вдруг не понравится, и захотите срочно пересесть в соседнюю машину, но заплатите, естественно, только одному — тому, кто лучше себя покажет. Ну, бред же! Или нет?
Да, я понимаю, что риелторскому сообществу еще далеко до совершенства, и на рынке недвижимости есть масса проблем, которые требуют решения. Но, во-первых, вряд ли кто-то будет спорить, что за последнее время уровень среднестатистического риелтора существенно вырос. Конкуренция и экономика делают свое дело: откровенных раздолбаев с рынка-то поубирало. Клиенты сейчас очень требовательные и активно «голосуют рублем». Во-вторых, развивать рынок недвижимости через отказ от эксклюзивности — это как насморк гильотиной лечить: шаг, конечно, решительный, но глупый. Ибо в крысиных бегах побеждает не самый сильный, честный и умный, а тот, кто всех в итоге перехитрит. Но мы-то, риелторы, и к такому приспособимся, впрочем, как и всегда. А вот и покупателям, и продавцам, скорее всего, придется несладко.