Глава Чечни хочет реализовать в республике масштабный проект за счет федеральных средств. Путин поручил изучить идею, но эффективность ВСМ до Грозного вызывает сомнения.
Глава Чечни Рамзан Кадыров попросил президента Владимира Путина построить новую Транскавказскую ВСМ от Краснодара до Грозного, проект оценивается в 1,2 трлн руб., пишет «Коммерсантъ». В перспективе РЖД планирует строительство ВСМ Москва — Адлер, и Кадыров предлагает в качестве первого этапа ВСМ Центр—Юг построить участок Ростов-на-Дону—Краснодар и отдельно к нему уже Краснодар— Грозный через Майкоп, Черкесск, Минводы, Нальчик и Владикавказ, а также Ставрополь—Невинномысск—Минводы.
Президент поручил министрам экономики и транспорта рассмотреть предложение главы Чечни. В Минэкономразвития пояснили, что все объекты «должны пройти оценку социально-экономических эффектов и только после этого могут быть включены в план».
Рамзан Кадыров просит выделить деньги на проект, который оценивается на два порядка больше, чем другие крупные проекты в Чечне, которые реализуются за счет средств федерального бюджета или госкомпаний. Сумма 1,2 трлн руб. неподъемна ни для тех, ни для других. Вызывает вопросы и эффективность проекта. Кроме того, на федеральные субсидии приходится 84% доходов бюджета Республики Чечня.
Если адаптировать железнодорожную инфраструктуру под поезда скоростью до 250 км/ч, то на линии Ростов-на-Дону—Краснодар в 2022–2025 гг. это может быть целесообразным, считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Но строить новую ВСМ со скоростями до 400 км/ч до Грозного чрезвычайно рискованно в связи с большими затратами, неоднозначной эффективностью из-за развития авиакомпаний-лоукостеров, и зависимостью от зарубежных партнеров, говорит г-н Бурмистров.
Напомним, в мае премьер Дмитрий Медведев подписал указ о строительстве ВСМ Екатеринбург—Челябинск. Запустить ее должны в третьем квартале 2022 г., ориентировочная стоимость проекта — 165 млрд руб.