Меню

Как Александр и Григорий Потемкины сделали бизнес на театральных декорациях

эксперты Александр Потемкин владелец и генеральный директор ПК «Потемкин» Григорий Потемкин заместитель генерального директора по развитию ПК «Потемкин» досье ИП Потемкин Год создания — 2001. Специ

Когда Александр Потемкин отладил бизнес по изготовлению производст­венной мебели из металла, перед ним встал вопрос дальнейшего развития. Совместно с сыном Григорием он превратил изготовление металлических театральных декораций из занятия для души в имиджевый проект, а затем и в полноценный бизнес. Сейчас предприятие «Потемкин» — монополист в нише театральных декораций из металлоконструкций в Свердловской области.

эксперты
Александр Потемкин
владелец и генеральный директор ПК «Потемкин»
Григорий Потемкин
заместитель генерального директора по развитию ПК «Потемкин»

досье
ИП Потемкин
Год создания — 2001.
Специализация: изготовление павильонов для летних кафе, промышленной мебели, оборудования для сцены, театральных декораций из металлоконструкций, выполнение заказов для строительных организаций (пожарные лестницы, ограждения, решетки, парковые скамейки, беседки, качели и т. д.).
Первый заказ на декорации сделан в 2002 г. Театральный проект запущен в 2005 г.
Средняя стоимость одного заказа на изготовление декораций — 300-600тыс. руб.
ООО «ПК «Хорошее дело»
Год Создания — 2006.
Специализация: изготовление пазогребневых плит из полистиролбетона для межкомнатных и межквартирных перегородок.

Как заработать на декорациях
Как привлечь заказчика театральным брендом
Как сделать из мастерской системную компанию

В середине 90-х гг. ­Александр Потемкин, доцент радиофака УГТУ-УПИ, вынужден был устроиться мастером в фирму, которая ремонтировала теплотрассы. Через пять лет Александр возглавил компанию. Затем, в 2001 г., он совместно с Юрием Швецовым создал собст­венный бизнес по изготовлению павильонов для летних кафе. Со временем в ИП Потемкин стали делать стеллажи, металлические двери, входные группы и нестандартные металлоконструкции: качели, скамейки и т. д. Но основную долю производства сейчас занимает промышленная мебель: радиомонтажные столы для радиозаводов, сервисных центров по ремонту быттехники и т. п. Сбытом занимается сторонняя фирма, которая продает мебель под своим брендом по всей России. Сделав бизнес системным, а доход стабильным, Александр Потемкин заскучал, как он говорит, по творческой составляющей процесса. Возможность удовлетворить креативный зуд появилась у него совершенно случайно.

Первый заказ принесла бешеная собака

На арендованной базе, где расположено производство ИП Потемкин, как-то решили устроить праздник, посвященный Ленинскому субботнику. К хозяину базы пришли друзья — работники Свердловского Государственного Академического театра музыкальной комедии. Жарили шашлыки. Александр Потемкин: «У нас здесь есть контуженая собака: раньше она служила на складе боеприпасов, но он взорвался, и ее привезли к нам. Она делала вид, что охраняет, но на самом деле ей бы никто такого не доверил — она слегка крейзи». Эта собака, увидев незнакомого человека, которым оказался заместитель директора Музкомедии, вцепилась ему в кожаное пальто Наутро констатировали — пальто порвано. Представители театра написали письмо владельцу базы, в котором убедительно просили компенсировать стоимость великолепного кожаного пальто. «Приходит ко мне хозяин базы и говорит: «Собака вашего экскаваторщика?» — «Моего. А на вашей базе порвала?» — «На моей». Тогда он предложил скинуться пополам и восстановить стоимость пальто. Так и сделали. Замдиректора Музкомедии, видимо, оказался тронут такой порядочностью, и театр отдал нам декорацию на ремонт. А поскольку ребята все с руками, отремонтировали качественно. Затем они принесли чертежи декораций к спектаклю «Хелло, Долли!» и спрашивают: «Это можете?» — «Можем». — «А это?» — «И это можем, все можем!» — вспоминает г-н Потемкин. Таким образом Музкомедия стала постоянным партнером ИП Потемкин. До этого театр работал с одним из государст­венных заводов на спонсорских условиях. Но когда завод перешел в частные руки, сотрудничество прекратилось.

«Раньше я только как зритель воспринимал театр — там все празднично, красиво, бардовый занавес, серебряное шитье, живая музыка. Теперь знаю: театр — это завод. То, что мы видим, — десятая часть процесса создания спектакля. В Музкомедии, например, 14 цехов: бутафорский, столярный, пошивочные цеха мужской одежды, женской, головных уборов, обуви и т. д.», — рассказывает Александр Потемкин.

Сейчас для Музкомедии компания г-на Потемкина делает декорации к трем спектаклям в год, в денежном обороте фирмы это больше половины дохода — у театра самые крупные заказы. Александр Потемкин: «Если мы видим на горизонте ребят из Музкомедии, то сразу ставим чайник, потому что знаем: они сделают крупный заказ».

Самым дорогим театральным проектом стали декорации к спектаклю «Фигаро»1. «В этом спектакле задумка художника граничила со здравым смыслом. Оформление было футуристическим. Мы всю сцену загромоздили сейфами, поставили одну литую беседку, пространство над оркестровой ямой перекрыли металлоконструкциями, на них накидали полиэтиленовые мешки для мусора. Актеры катались по сцене на тележках из супермаркета», — вспоминает г-н Потемкин.

Но особую его гордость вызывает металлоконструкция для спектакля «Ночь открытых дверей» (обладатель двух театральных премий «Золотая маска»): «Это настоящий трехэтажный дом высотой 7,5 м, сделанный из металла. Монтируется за три часа с помощью четырех человек. Собрать его в цехе невозможно — у него шпиль упирается в крышу. Там есть фишка — он вращается так, что становится то ближе к зрителю, то дальше. Раньше в театрах все делали на поворотных сценах, но такой механизм очень дорогой. Поэтому мы поставили на пол платформу на колесиках, которую и вращают. У дома разные фасады, лестницы, это все обыгрывается в спектакле. (Александр готов рассказывать о своих театральных заказах бесконечно.) Эта штука — наша гордость. После нее мне стало неинтересно конструировать. Сейчас этим занимаются мои сотрудники».

Театры рассчитываются через несколько месяцев

Декорация начинается с творческого замысла художника театра. Он лобзиком выпиливает каждую деталь для макета и расставляет все на маленькой сцене. Когда макет готов, за дело принимается художник-конструктор — тоже театральный специалист. Конструктор расчленяет макет на удобные для изготовления и хранения фрагменты — в театрах могут храниться декорации к 30 спектаклям одновременно. Дальше эскизы попадают к Потемкину, где их перерабатывают в чертежи, понятные рабочим.

Основные заказы на декорации по­ступают зимой. Летом — несезон. Среднее время исполнения заказа — один месяц. В идеале декорации должны быть готовы за две недели до выхода спектакля. Но такая схема на практике работает редко — все основные чертежи появляются как раз за две недели до премьеры. «Театралы очень любят авральный режим и навязывают такой график нам, — делится Александр Потемкин. — Cначала я был очарован ими — все такие классные. А сейчас даже в театр перестал ходить. Что-то внутри перемкнуло, как в юности, когда работал дворником, после чего перестал любить снег. То же и с театрами произошло. Творческие люди очень непростые — они ревнивые, тщеславные, капризные, а театры — не всегда платежеспособные».

Театры живут на бюджетные деньги — государство выделяет средства на содержание здания и зарплату сотрудникам. На создание спектакля идут деньги, которые театр собирает с зала. В Музкомедии, например, это около 10 млн руб. в год. А чтобы поставить один спектакль, необходимо 3-5 млн руб. Из них на декорации тратят 200-600 тыс. руб. Правда, чаще всего оплату приходится ждать долго. Поэтому часть закладываемой в смету прибыли теряется. Александр Потемкин: «На таких условиях не многие согласятся работать. Мы же относимся к этому спокойно, потому что можем себе позволить — у нас хватает оборотных средств. Театры ведь бюджетные организации — ты либо принимаешь их правила игры, либо вообще не работаешь с ними».

Сделать из хобби бизнес Потемкину помог сын

«Меня стал мучить вопрос — а что дальше? Направление промышленной мебели отрегулировано и приносит прибыль, объемы стабильно растут, а качественного развития нет», — сетует Александр Потемкин В 2005 г. младший сын, Григорий Потемкин, пришел в компанию отца директором по развитию. Первое, что он предложил, — сделать из производства театральных декораций полноценный бизнес-проект. По планам Григория компания должна была начать работать со всеми театрами города, а не только с Музкомедией. Вторая важная цель, которая стояла перед театральным проектом, — привлечь новых клиентов и сделать старых заказчиков нестандартных металлоконструкций более лояльными — заказывать больше и сложнее.

Григорий объясняет: «Раньше компания занималась всем подряд, не было специализации. Из всей этой гремучей смеси мы выделили декорации как элемент позиционирования. Говоря, что мы работаем с театрами, подразумеваем, что компания специализируется на индивидуальных, сложных заказах. Посыл такой — мы сделаем все, что угодно, хоть Эйфелеву башню. И человек, видя наши работы, думает: ну, мой-то заказ они точно осилят».

Первое, что сделали, — изменили название с ИП Потемкин на производственную компанию «Потемкин». Григорий Потемкин: «ИП у большинства людей ассоцииру­ется с розничной торговлей продуктами. А мы изготавливаем дорогие и пафосные конструкции, поэтому ИП стал ПК».

Затем компания заказала дорогой качественный сайт и очень активно стала его продвигать в поисковых системах. «Если набрать в поисковике «Театральные декорации», сайт ПК «Потемкин» окажется в первой пятерке ссылок», — поясняет Александр.

Следующий шаг — электронная презентация. Потемкины развезли презентации на дисках в фирменной упаковке с логотипом по всем театрам города и области, провели переговоры с директорами, театральными художниками, показали свои производст­венные возможности, объяснили, что и в какие сроки могут сделать. Таким образом компании удалось наладить сотрудничест­во с Театром юного зрителя, Театром кукол, Камерными театрами Екатеринбурга и Челябинска.

Помимо этого, компания размещала рекламу в узкоспециализированных изданиях, например «Театральном сезоне». «После одной из таких публикаций нам позвонили из Министерства культуры Якутии. Речь шла о декорации для съемок фильма «По следам Чингисхана». Нужно было изготовить Китайскую стену высотой 25 м, длиной 50 м — чуть ли не больше, чем в натуральную величину, наверху должны были быть конструкции из дерева, все это разборное. Мы уже даже решили, как ее сделать, но заказ не состоялся, потому что стоимость такой стены составила бы несколько десятков миллионов рублей! Думаю, заказчики решили, что им будет дешевле и проще свозить всю съемочную группу в Китай», — добавляет Александр Потемкин.

К таким эпизодам отец и сын относятся спокойно, потому что вложения в раскрутку оправдываются, порой за счет заказов со смежных рынков. «Удивительно, но к нам приходят даже рекламные агентства. Смотрят журнал, заходят на сайт, приезжают заказывать, скажем, оригинальный выставочный стенд. Появляются заказы от компаний по организации праздников, концертов, корпоративных торжеств и т. д.», — говорит Потемкин-младший.

Объем производства театральных декораций вырос за 2006 г. на 40%. Также увеличился спрос на штучные металлоконструкции для строительства, рекламы, внешнего оформления, сами декорации в общем объеме фирмы занимают не более 10% (20-25 заказов в год, средняя рентабельность — 10-20%).

Кроме создания известности, перед Григорием стояла задача сформировать максимальную лояльность работников к фирме и к тому, что они делают. «До меня у сотрудников был комплекс неполноценности: да, мы маленькое предприятие, да, у нас не самое лучшее оборудование и нет компьютеров», — вспоминает Григорий. С его приходом компания переехала в новый офис, купила оргтехнику, сотрудникам запретили говорить слова «лОжить» и «звОнит». Старший Потемкин добавляет: «До прихода Гриши у нас к стенке были приколочены лосиные рога, висело красное переходящее знамя, вымпел за лучшее состояние рабочего места, курили прямо в кабинете. Он сказал: все убрать, курение прекратить (это оказалось самым сложным, боролись долго)». По мнению Григория, за полгода из серой зашоренной мастерской компания превратилась в клиентоориентированную фирму, куда не стыдно приводить гостей.

От декораций — к большим прибылям

По оценке Потемкиных, компаний, изготавливающих декорации из металлоконструкций, нет ни в городе, ни в области, ни даже в Уральском регионе. Есть несколько подобных предприятий в Санкт-Петербурге, потому что Питер театральный город, да еще одна-две фирмы в крупных мегаполисах.

«Сейчас мы сотрудничаем с большинст­вом екатеринбургских театров. Работа налажена, производство загружено полностью, нас это устраивает. Мы монополисты в этом узком сегменте. Дальше развиваться здесь некуда — мы уперлись в потолок: если театр ставит четыре новых спектакля в год, то он и будет ставить четыре. Даже если я приду и скажу: ну давайте пять, нам ведь надо деньги заработать, — премьер не будет», — объясняет Потемкин-младший.

На московский и питерский рынок компания идти не собирается. «Чтобы туда выйти, надо провести реорганизацию: расширить цех, заняться не только металлом, но и драпировкой... А наши амбиции в том, чтобы денег больше зарабатывать. Поэтому сейчас, пользуясь своим именем, гораздо интересней запускать новые бизнесы в принципиально других сегментах рынка. Они будут прибыльней», — заключает Григорий.

Параллельно с театральным проектом Потемкины развивали компанию по производству строительных материалов «Хорошее дело». В ближайшем будущем отец и сын планируют открыть фирму, работающую в новой для Потемкиных области.

 

1 В апреле 2007 г. «Фигаро» выиграл две национальные театральные премии «Золотая маска», а компания «Потемкин» получила благодарственное письмо