«Одними «плюшками» сейчас никого не заманишь — рубилово идет на тему интересных задач: все молодые айтишники мечтают работать в компаниях, которые меняют мир» — Антон Халиков, NetAngels.
О хостинговой компании NetAngels портал DK.RU подробно писал в рубрике «Сделано в Екатеринбурге», где мы рассказываем истории бизнеса, которым может и должен гордиться наш город. В этом году NetAngels исполняется 15 лет. Мы побывали в офисе компании и узнали у ее основателей, Антона и Татьяны Халиковых, как на Урале разрабатывают IT-продукты, которые конкурируют с Западом, почему сотрудникам положен полдник и как формат Google-office-style стал аргументом в пользу работодателя.
Хостинг-провайдер — это тот самый работник сцены, который всегда за кулисами: он обеспечивает хранилище наших сайтов, документов и фотографий котиков на своих серверах. Соответственно, основную часть материально-технической базы NetAngels составляет «железо», которое компания размещает на площадке «Ростелекома».
«Машинопарк» состоит из 300 серверов, на них размещается 4 тыс. виртуальных серверов и хранится 70 тыс. аккаунтов. Но, разумеется, в этот серверный храм посторонних не пускают. За безопасностью там в принципе следят, как на оборонном заводе, а в помещениях есть резервное питание, резервное кондиционирование, современная система пожаротушения и так далее. Именно поэтому, объясняет Татьяна, намного надежней хранить данные в «облаке»:
Итак, поскольку доступ к этой части посторонним заказан, мы отправляемся в офис. NetAngels занимает половину этажа в респектабельной высотке на Белинского, 83. Сюда компания перехала два года назад.
На подходе к «ангельским» кабинетам стоит молодой Марк Цукерберг с табличкой, на которой нарисовано голубое крылышко. Своим божественным росчерком логотип компании создал арт-директор брендингового агентства «Восход» Владислав Деревянных.
На сегодняшний день в компании, не считая Цукерберга, работает 36 человек: это программисты, администраторы, круглосуточная техподдержка и клиентский отдел. В офис компании приходят не только собственные клиенты, но и клиенты крупнейшего в России регистратора доменных имен RU-CENTER: NetAngels выступает его доверенным партнером на Урале.
Клиентов встречают улыбчивые девушки и не менее улыбчивый клоун Пеннивайз, персонаж книги Стивена Кинга «Оно». Лишний раз, мол, чтоб не захаживали. Шутка, но с долей правды наверняка.
Как холодильник с едой помогает заманить лучших программистов
Центром притяжения в офисе NetAngels выступает уютная кухня. Здесь в любой момент можно сварить свежий кофе и перекусить. Каждый день сотрудникам предлагают полдник, состоящий из сытного горячего блюда и выпечки. Согласитесь, без кухни и круглосуточного доступа к холодильнику современную IT-структуру даже и представить уже нельзя.
Если у тебя нет кухни, кофеварки, холодильника, в котором есть какая-то еда, которую можно взять в любой момент, или хотя бы коллективного обеда, то ты на этом рынке вообще непонятно кто, — говорит Татьяна. — За каждым программистом стоит очередь из работодателей, поэтому «плюшки» есть во всех IT-компаниях, и везде примерно одинаковые.
Очередь стоит и персонально за программистами NetAngels, потому что уровень их очень высокий. Антон с Татьяной вспоминают, что трое из пятерых людей, которые составляли костяк компании в самом начале, сейчас работают за границей. Один из них — в Facebook. Оставшиеся двое, что до сих пор в России, — сами Халиковы.
Мы сидим на офисной кухне, пьем кофе и слушаем их истории. Некоторые из них похожи на сказки. Например, около месяца назад в NetAngels переехал работать программист из Москвы.
Мы не могли найти ни одного программиста в Екатеринбурге, который бы соответствовал нашим требованиям и хотел бы у нас работать за те деньги, что мы предлагаем. Хотя деньги немаленькие: рынок сильно перегрет, и он лицом к программисту. В конце концов, мы обратились в агентство по поиску персонала, и они нашли человека, который согласился переехать в Екатеринбург, просто потому что не хотел жить в Москве, — рассказывают Халиковы.
Как рутина убивает желание менять мир
Мы заходим в конференц- зал, где стоят разноцветные стулья, исписанный задачами и планами флип-чарт и висит экран проектора, а в уголке притаились пуфики-мешки: если кому-то надоест работать сидя, он может сделать это полулежа.
С этим пунктом у «Ангелов» порядок. Например, NetAngels стала первой компанией на Урале, кто предложил своим пользователям услугу виртуальных серверов. Арендовать обычный сервер целиком — дорого. Другое дело, когда можно взять виртуальный: это обойдется всего в несколько сотен рублей в месяц. При этом объем хранилища можно увеличить по требованию, просто передвинув бегунок в личном кабинете. Антон демонстрирует нам это в своем личном аккаунте. Процесс занимает несколько секунд.
Виртуальные серверы оказались востребованными, потому что бизнесу это удобно. Скажем, у вас интернет-магазин, продажи которого зависят от сезонности, и на пике нагрузка на сайт превышает средние показатели в десятки раз. Тогда вы можете увеличивать объем виртуального сервера перед самым наплывом покупателей. Это также удобно компаниям, чьи потребности в хранении данных постоянно растут, ведь не нужно докупать дорогостоящее оборудование.
Как рассказывает Антон, услуга предоставления виртуальных серверов стала локомотивом компании. С одной стороны, ее качество способно конкурировать даже с западными гигантами: DigitalOcean и Amazon. А с другой, из-за растущего курса доллара цены NetAngels для российского бизнеса оказались выгодней.
Как работа на интерес перевешивает все деньги мира
Из конференц-зала мы переходим в отдел программистов. Под него отвели два кабинета. В одном из них стоит одноколесный недовелик (то ли продолжение уже знакомой нам цирковой темы, то ли сокровище из недр Aliexpress), а в другом — электрогитара. Изначально здесь была «игровая» комната: можно было поиграть на музыкальных инструментах или просто расслабиться. Но теперь этой функцией наделили другое помещение.
Кто-то делает бизнес исключительно для того, чтобы зарабатывать деньги. У нас никогда не было цели заработать все деньги мира. Мы пытались делать интересную для нас работу, — на ходу говорит Антон.
Он рассказывает, что именно поэтому все, что запускается в компании, — дело рук самой компании (со ссылкой на мировой опыт). И приводит пример из серии безопасности:
«Есть модное слово «контейнеризация». Это значит, что два клиента, получающие одну услугу, изолированы друг от друга. В 2003 году, когда мы запускали свою платформу, стандартная изоляция, которая была в нашем ПО, нас не устраивала, и мы сделали дополнительную. Грубо говоря, сайт клиента взломали, пытаются запустить зловредное ПО и получить к нему контроль снаружи. В стандартных случаях так и происходит. В наших — контроль снаружи возможен, только если мы сами его разрешим.
Сейчас мы еще усовершенствовали наши «контейнеры». Например, на одном аккаунте у клиента 10 сайтов. Он не заморачивается за обновления, а ошибки в программном обеспечении обнаруживаются постоянно. Когда какая-то дыра становится общеизвестной, люди, чей бизнес построен на поиске дыр в ПО, начинают сканировать интернет и взламывать сайты. Раньше они бы получили через один уязвимый сайт доступ ко всему аккаунту, и через два дня на нем не осталось бы нормальных сайтов — одни сплошные вирусы. Мы каждый сайт изолировали настолько, что даже если кто-то его взломает и зайдет в него, он вообще не узнает, что рядом лежат еще какие-то сайты».
Как вложения в комфорт сотрудников приносят пользу бизнесу
От программистов мы идем в круглосуточную техподдержку. Стены оупенспейса обиты войлоком, и на каждом столе стоит бутылек валерьянки. Конечно, это шутка, но, тем не менее, у сотрудников этого отдела должны быть хорошие нервы, ведь иногда клиенты не стесняются выглядеть невеждами и хамами.
Антон объясняет: вложения в комфорт сотрудников — никакая не прихоть, они полностью себя оправдывают. С одной стороны, ребятам из техподдержки неформальная обстановка позволяет быстрее восстанавливаться эмоционально и снимать стресс.
С другой, в ИТ-сфере работают, как правило, интроверты, которым сложно общаться с коллегами и быть в команде. Поэтому чем комфортнее среда, тем людям приятней приходить на работу, а, следовательно, и налаживать взаимодействие.
На пути к выходу мы останавливаемся у головы Будды. Татьяна объясняет, что голова эта непростая: стоит ее погладить и попросить у нее денег, как деньги обязательно придут. Жалко, правительство Российской Федерации не знает, что так можно. Ну а мы, конечно, потерли шершавую макушку, и вроде бы даже сработало.