В ближайшие годы в Свердловской области появится крупнейший на Урале круглогодичный курорт, турпоток которого составит до 1,5 млн человек в год. Кто и как сможет на этом заработать?
В ближайшие годы в Свердловской области появится курорт европейского уровня. Создать его планируется вокруг горы Белой в 160 км от Екатеринбурга. Предполагается, что это будет крупнейший на Урале круглогодичный курорт с турпотоком до 1,5 млн человек в год. Будущий курорт охватит не только существующий горнолыжный комплекс «Гора Белая», но и обширную территорию вокруг — 15 населенных пунктов, а также федеральный заповедник (в той его части, что не относится к закрытым для посещения территориям), и в целом вырастет до 2 тыс. кв. км. Сейчас готовится финальный вариант концепции будущего курорта. В кластере уже ждут резидентов и предлагают особые условия ведения бизнеса и особый налоговый режим.
Как говорит глава управляющей компании туркластера Леонид Гункевич, концепция курорта предполагает соединение на его территории бизнесов определенной направленности, которые будут взаимно усиливать «коммерческую тягу» и создавать комфортную среду для туристов. У самой горы Белой планируется построить горнолыжную деревню по примеру европейских курортов, а практически в каждом из населенных пунктов — разместить коммерческие объекты: заведения общепита, гостиницы, продуктовые, сувенирные и спортивные магазины, аптеки, а также временные места размещения (кемпинги, глэмпинги, стоянки для кемперов). Все это будет происходить параллельно с созданием туристической инфраструктуры.
Якорными туристическими объектами станут горнолыжный комплекс, природный парк «Река Чусовая», Висимский заповедник, парк горнозаводской цивилизации, пляж Черноисточинского пруда. Там благоустроят существующие и разработают новые пешеходные, велосипедные и водные маршруты, дороги для снегоходов и квадроциклов, воссоздадут историческую узкоколейную дорогу. А для связи с соседними регионами планируется модернизировать автодороги, запустить экспресс-шаттлы из Нижнего Тагила, Екатеринбурга и Тюмени.
DK.RU нашел предпринимателя-скептика, который планирует открыть бизнес в туркластере, и попросил его задать свои вопросы Леониду Гункевичу.
Правильно я понимаю, что туркластер — это существующий горнолыжный курорт и прилегающая территория?
— Не совсем верно. Это огромная площадь с тремя основными зонами отдыха туристов: семейная (с центром в п. Висим), природно-рекреационная (с центром в д. Усть-Утка) и активная (с центром в ГЛК «Гора Белая»). В следующем году начнем пилотный проект в Висиме, займемся природным парком «Река Чусовая». Висим — то место, где логично сделать парк горнозаводской цивилизации с реставрацией исторических моментов, аттракционами и кафе. Усть-Утка — красивая деревня, новый глава поселения активно ее развивает, УГМК восстанавливает историческую пристань — виды шикарные. По примеру мировых аналогов мы свяжем всю территорию пешеходными и веломаршрутами, зимой добавится трасса для лыж и снегоходов. По заповедной зоне, конечно, можно будет передвигаться только пешком.
Объекты притяжения туристов и туристические тропы
Еще один якорь — гора Белая, лучшая на Среднем Урале. Она должна превратиться в 50 км трасс. На горе будет порядка 30 склонов, пять подъемников, что даст возможность одновременно кататься 7,5 тыс. лыжникам разного уровня подготовки. Кроме того, мы хотим создать уникальные по своей притягательности объекты. Это родельбан (сочетание бобслея и американских горок, где можно развивать скорость до 45 км в час) и самый длинный в Европе зиплайн (экстремальный спуск 1,5 км по стальному канату).
Эти уникальные объекты вы будете строить за свой счет?
— Мы рассматриваем использование концессии или государственно-частного партнерства, чтобы создать турпоток. Сама площадка разработана канадскими соавторами концепции так, что она будет привлекать совершенно разных туристов, причем круглогодично. Сюда подключатся все свадебные истории. Только представьте, можно будет проехать на подъемнике, подняться на стеклянную площадку на вершине горы, сделать ошеломляющие снимки на фоне шикарной природы.
А на чем я буду зарабатывать?
— Во всем мире в такие места приезжают миллионы людей, причем 80% из них — местные (в радиусе 500 км). Турист занят несколько дней благодаря набору активностей, которые там есть. И каждый бизнес в этой черте зарабатывает как раз на трафике. Знакомые всем турецкие отели чаще всего акцентируют внимание на бесплатных развлечениях для детей. Сами представления действительно бесплатные, но рядом продается «сахарная вата», воздушные шарики, есть прокат детских машин и другие платные забавы.
Наша задача — привести людей. В каждой деревне и у самой горы помимо якорных объектов, которые мы будем строить сами, необходима коммерческая инфраструктура. Гостиницы, рестораны, спа-комплексы нужны, чтобы людям хотелось остаться, интересно и с пользой провести время и, естественно, потратить деньги. А это уже место для бизнеса. Туристы должны знать, что могут спокойно остановиться на ночь. Мне говорят, что это амбициозно, но я уверен, что в каждой деревне реально создать по 100 мест размещения, это 50 номеров. Получается около 5 тыс. мест на весь кластер с горнолыжной деревней.
В Висиме уже есть Оленья ферма, они готовы с нами работать. Кроме них может появиться, к примеру, парк птиц, что-то, связанное с растениями. С собственником пекарни «На Вишневой» Анатолием Павловым мы, например, обсуждаем, какие ягоды можно выращивать на этой территории. Такая история хорошо заходит во всех странах. Устраиваются бесплатные сборы: сколько унесешь — бери. Рядом рестораны, туристические тропинки. В Чехии, скажем, популярны сборы черешни, а у нас это может быть ирга. Мы следуем мировым аналогам, создаем некий аутентичный конструктор — набор собственных активностей для каждого населенного пункта.
Я правильно понимаю, что есть место для бизнеса разного масштаба?
— Да. Но мы ждем бизнес определенной направленности, который будет усиливать «коммерческую тягу» и способствовать росту турпотока на всей территории.
Клиенты сегментируются?
— Мы считаем средний чек порядка 1,6 тыс. руб. на человека в сутки. Предполагается инфраструктура всех ценовых категорий. Если говорить о гостиницах, то в южной части горнолыжной деревни построятся пятизвездочные отели, в центре уместнее честные «трешки» и апарт-отели. Кроме того, есть возможность строить таунхаусы и коттеджные поселки на территории кластера.
Я вспоминаю ситуацию в Крыму. Когда туда приехали российские предприниматели и увидели, что все плохо с прокатом машин. Накупили машин, вернулись и выяснили, что столько их там не надо. Если сейчас много людей захочет открыть, к примеру, кафе в кластере, не получится ли такая же история?
— Мы же сами из бизнеса и будем рассчитывать так, чтобы один бизнес не убил другой. Если на горе будет большой ресторан, второй мы туда уже не пустим. Для этого и существует концепция. Она предполагает появление определенных объектов и формирует логику действий. Мы задаем правила.
Например, хочет человек открыть хаски-парк. Он приходит к нам, и мы смотрим, в каких местах можно такой бизнес разместить. При необходимости поможем сделать проект в соответствии с нашей архитектурной концепцией и докрутим его в рамках общего видения курорта: добавим места проживания, питания. Уже сейчас ведем переговоры с Universal Pictures, чтобы использовать в кластере образы из известных мультфильмов. Вы получаете любимое дело, клиентов и комфортную среду. Если нужно в город, даже машину можно не брать — на автобусе внутри кластера доезжаешь до станции «Ласточки» и через час уже в Екатеринбурге.
Если к вам пришли 20 предпринимателей с одинаковой идеей, как вы будете их отбирать? Кто первый, того и тапки?
— Время обращения, думаю, имеет значение, но репутация важнее. Если мы поняли, что бизнес потенциального резидента укладывается в нашу концепцию, мы берем предложение в работу и рассказываем, что можем гарантировать. Исходя из планов развития, в одном месте лучше разместить кафе уличной еды и помнить о том, что в другом месте через какое-то время оно будет нецелесообразно, раз там появятся гостиницы с ресторанами. Затем мы заключаем с предпринимателем соглашение о намерениях. Мы приглашаем определенный бизнес и в первую очередь смотрим на его реноме в бизнес-среде. Качеством рисковать не можем.
В чем будет заключаться поддержка?
— Самое главное, что мы предлагаем для предпринимателей — трафик, то есть клиенты. Для этого мы строим современную архитектуру продаж, IT-инфраструктуру. Каждый продукт будет грамотно упакован в рамках единого интернет-ресурса и будет продвигаться в соответствии с концепцией кластера. Второе — возможность получить земельные участки, проведенный газ и электричество за счет кластера или областных программ развития, их мы сейчас консолидируем. Все это при условии реализации концептуальных решений. Третье — у нас есть налоговые льготы. Принят областной закон о налоговом стимулировании развития некоторых видов деятельности.
Сколько инвесторов ждете?
— У нас 15 населенных пунктов, в каждый заложено определенное количество активностей. Необходимое ядро составляет порядка 200 объектов.
Когда начнется работа на самой площадке?
— Фактически стройку начинаем через полтора года. Сейчас будем разрабатывать проект планировки территории и уже на его основе проект землепользования и застройки, изменения в генпланах муниципальных образований, находящихся на территории кластера.
Нужно ждать 2020-го?
— В эту работу нужно включаться именно сейчас: приехать в офис управляющей компании, рассказать о своем бизнесе. Все участки будут определены под разные виды деятельности, значит, чем раньше мы получим максимум информации от будущих резидентов, тем четче проработаем документы для застройки, и вам потом не придется этим заниматься.
Ваша-то выгода какая?
— Для государства этот проект — это вложение в спорт, здоровье, и одновременно толчок к развитию предпринимательской среды. Качественная бизнес-среда создаст тысячи рабочих мест и в перспективе обеспечит налоговые отчисления.
У нас, как у управляющей компании, задача амбициозная — развить туристический бизнес на этой территории и тем самым создать 10 тыс. рабочих мест не только в самом кластере, но и вокруг. По выводам разных методик, одно рабочее место в туризме создает 2,6 рабочих мест в смежных областях — это те люди, что рекламируют бизнес, «упаковывают», доставляют. Это очень крутая синергия, именно она позволит нам принимать на территории кластера до 1,5 млн туристов в год. Посещаемость будем считать по людям, которые остались ночевать или воспользовались локомотивной услугой (например, прокатились на горе), поэтому реальный трафик ожидается даже выше этой цифры.
Предложения от инвесторов управляющая компания туристического кластера принимает по электронной почте info@gorab.ru
Фото предоставлены компанией