Меню

Как «Кедр» растет в Греции

Осенью 2007 г. российская и зарубежная банковская пресса была озадачена одним «странным, амбициозным событием»— небольшой красноярский банк «Кедр» открыл свой филиал в Греции. Тогда конкуренты и эк

Когда три года назад красноярский банк «Кедр» открывал филиал в Греции, аналитики в голос предрекали этой затее провал. Однако «Кедру» удалось войти в двадцатку крупнейших банков Греции и сделать греческий филиал одним из самых эффективных в своей сети.

Осенью 2007 г. российская и зарубежная банковская пресса была озадачена одним «странным, амбициозным событием»— небольшой красноярский банк «Кедр» открыл свой филиал в Греции. Тогда конкуренты и эксперты не скрывали скепсиса. «Дело заведомо проигрышное», «филиал не окупится», «сибиряки не выдержат конкуренцию с европейскими банками»— рассыпались оценки в прессе. Год назад, выступая на генеральной ассамблее Греко-российской торговой палаты, посол России в Греции АЛЕКСАНДР ВДОВИН признал: первый и пока единственный филиал российского банка, работающий в Греции,— филиал «Кедра»— доказал свою состоятельность. Более того, по словам г-на Вдовина, он помог укрепить торгово-экономические связи между двумя странами в банковской сфере.
В «Кедре» считают, что сделать успешным европейский филиал помогло тщательное изучение конкурентной среды и менталитета коренного населения.

Марш-бросок длиною в годы
Покорять Запад в «Кедре» было решено еще в конце 2004 г. К тому моменту у банка уже был опыт строительства собственной региональной сети. Его филиалы работали в 15 городах России, включая Москву. В «Кедре» тогда решили— пришла пора идти за рубеж. Отправили запросы об открытии филиалов в восемь стран мира. В итоге согласие на работу с сибиряками подтвердили только два государства: Монголия и Греция. НАДЕЖДА КОЛОФИДИНА, первый заместитель банка «Кедр», куратор внешнеэкономической деятельности: «Мы остановились на Греции. Просто потому, что про Монголию ничего не знали. Не понимали, как там работает банковская система и насколько это вообще свободное государство. А Греция— это Европа. Вести бизнес там и престижнее, и ответственнее».
По словам г-жи Колофидиной, в «Кедре» сразу решили, что в Европе банк будет работать в формате филиала. «Обычно российские кредитные учреждения открывают в Европе свои представительства, которые законодательно подчинены России. Для банков это удобно: в случае смены политического режима или дефолта в стране офис можно быстро свернуть. Мы же сразу остановились на формате филиала, юридически оформленного в Греции и подчиненного Банку Греции. Дело в том, что для нас было важно показать грекам серьезность наших намерений»,— рассказывает Надежда Колофидина.
В правильности взятого курса на Европу в банке окончательно укрепились в 2006 г., когда в состав акционеров «Кедра» вошли западные инвесторы— Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и шведский финансовый холдинг East Capital. Топ-менеджмент «Кедра» продал им 18,75% своих акций. ЕБРР и East Capital стали для сибиряков в марш-броске на Запад свое­образной подушкой безопасности. «Эти холдинги очень уважаемы в Европе. Для западных банкиров их присутствие в составе акционеров говорит о том, что кредитному учреждению можно доверять. Этот факт, безусловно, оказал не последнее влияние на становление нашего филиала в Греции»,— признает г-жа Колофидина.
С момента подачи заявки до открытия офиса «Кедра» в Афинах прошло два года. Это время ушло на получение разрешительной документации в греческом Центральном банке. Надежда Колофидина: «Все затянулось, потому что это был первый опыт открытия русского банка в истории Греции. Если честно, иностранцы до последнего сом­невались. За день до выдачи лицензии они вызвали меня на «серьезный разговор». Стали задавать вопросы: «А что вы все-таки за банк? Вы ведь даже не в первой двадцатке крупных российских кредитных учреждений». Пришлось заново убеждать, говорить о серьезности намерений, упоминать про наших западных акционеров. В итоге мы получили лицензию на открытие филиалов в трех греческих городах: Афинах, Салониках и Пелопоннесе. Решили начать с Афин».
Разговор по душам
Надежда Колофидина уверена, что время, потраченное на получение бумаг, не прошло даром: «Я была даже рада, что так все затянулось. Эти несколько лет у нас ушли на то, чтобы хорошо изучить банковский рынок Греции, менталитет коренного населения. Если бы зашли сразу— много дров бы наломали. А так за это время подкорректировали свою стратегию».
По словам первого заместителя председателя правления «Кедра», изначально предполагалось, что греческий филиал будет в основном обслуживать русскоязычное население страны— эмигрантов и представителей греческих диаспор в России. «Эту категорию клиентов мы хорошо знали, потому что с ними давно работали. Они обслуживались в наших филиалах в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Новороссийске. Специально под них в греческом филиале мы разработали продукты по кредитованию. Это прежде всего экспресс-кредиты, рассчитанные на торговые компании»,— поясняет г-жа Колофидина. Она рассказывает, что под эту категорию клиентов была создана и рекламная кампания в Афинах. Реклама была в основном печатная — в русской прессе.
Однако ожидания не оправдались— перед открытием филиала русскоязычные греки высказали свое сомнение по поводу работы с банком. «Стало понятно, что в очередь они к нам не встанут. Лучше на них не рассчитывать. В итоге, кстати, всего 10% от нашего кредитного портфеля в Греции приходится на кредитование диаспор»,— отмечает Надежда Колофидина.
Банку пришлось переключиться на коренное население. К моменту смены стратегии руководству «Кедра» уже удалось изучить греческий менталитет. Г-жа Колофидина: «Греки ходят в банк не всегда за какой-то услугой. Могут прийти, чтобы просто поболтать по душам, выпить кофе. При открытии офиса мы постарались этот момент учесть. Поставили удобную мебель, взяли в коллектив грекоговорящий персонал. С ними мы на тренингах подробно разбирали, как и о чем любят беседовать греки. Когда их нужно выслушать, а когда лучше намекнуть, что пора бы перейти к делу».
Кроме того, под местных банк адаптировал линейку продуктов. Ставка уже не делалась исключительно на кредитование. «Мы добавили депозитное предложение. Ввели несколько видов вкладов. Ведь коренные греки в основном воспринимают банк как место, где можно сохранить и приумножить свои сбережения»,— говорит Надежда Колофидина.
Победить конкурентов процентом
В «Кедре» признаются: важным в освоении Запада было изучение конкурентной среды. В Европе соперничество среди банков очень жесткое. В той же Греции работают такие титаны мирового финансового рынка, как Райффайзенбанк, Citybank. «Конкурировать с ними, мягко говоря, не просто. Мы это понимали, а потому внимательно изучили их предложения»,— рассказывает Надежда Колофидина. Что-то уникальное, по ее словам, было сложно придумать: те же продукты, так же сделан акцент на депозитах.
Выход оказался прост. Г-жа Колофидина: «Мы предложили ту же депозитную линейку, что и у всех, по тем же срокам— только процент увеличили. Сделали его примерно на полтора-два пункта выше, чем у конкурентов».
Этот факт заметили. «Нас сразу увидели и конкуренты, и клиенты. Меня даже вызвали на беседу в Центральный банк. Греческий председатель правления ЦБ сетовал: мол, что же вы так обижаете наших именитых банкиров? Наши конкуренты не ожидали такой активности от сибиряков»,— вспоминает Надежда Колофидина.
В итоге к концу первого года работы в Греции «Кедру» удалось сформировать пассивы на сумму около 90 млн евро. А число клиентов увеличить. «С такими пассивами филиал стал одним из эффективных в нашей сети»,— отмечает г-жа Колофидина.
Опутать Грецию сетью
В планах «Кедра» и дальше наращивать пассивы. Для этого в ближайшее время банк планирует активно развивать в Греции ипотеку. «Здесь в первую очередь мы рассчитываем на клиентов из России, которые не прочь приобрести недвижимость в Греции. Тем более что местные власти этому не препятствуют, а, наоборот, помогают. Если ты решил купить недвижимость под строительство спортивного комплекса или отеля, греческое правительство со временем готово будет вернуть 70% его стоимости»,— рассказывает Надежда Колофидина. Кроме того, в планах банка открыть свои офисы еще в двух городах Греции— Салониках и Пелопоннесе. По словам г-жи Колофидиной, единственное, что может помешать,— кризис, который только подступил к берегам Эллады: «До этого экономическая обстановка в стране была стабильной. Не было такого падения рынка ценных бумаг, снижения покупательской способности, как в Америке или Европе. Сейчас же фактически Греция находится на грани экономического дефолта. И как дальше будут разворачиваться события, одному богу известно».
При этом в «Кедре» говорят, что краха греческой экономики не боятся— все риски учтены. «У банка нет рискованных вложений в экономику Греции. Мы решили— пока не стабилизируется обстановка в стране, с осторожностью формировать там свои активы»,— резюмирует Надежда Колофидина.

Красноярский коммерческий банк «Кедр»
1991 г.
дата создания
один из 100
крупнейших банков России
2,7 млрд руб.
собственный капитал банка на 1 января 2010 г.
22,7 млрд руб.
чистые активы

Источник: КБ «Кедр».
Контрольный пакет «Кедра» — у красноярцев
Структура собственности красноярского коммерческого банка «Кедр»
Источник: КБ «Кедр».