Меню

Как КРАСПАН обновляет фасады

Год назад, когда кризис только «ударил по голове», генеральный директор группы компаний КРАСПАН АЛЕКСАНДР КЛИМЕНКОВ признал, что все происходящее стало «неприятной неожиданностью» даже для такого м

Красноярский КРАСПАН— крупнейший в стране производитель фасадных систем— исчерпал потенциал освоенных областей и теперь увеличивает маркетинговое давление в новых для себя регионах— на Урале, на юге. Растущей дилерской сети предлагается «кризисный пакет»: перспективные недорогие фасады для многоэтажек и продукты для малоэтажного строительства.

Год назад, когда кризис только «ударил по голове», генеральный директор группы компаний КРАСПАН АЛЕКСАНДР КЛИМЕНКОВ признал, что все происходящее стало «неприятной неожиданностью» даже для такого монстра федерального стройрынка, как его предприятие. «Строительная отрасль начала стремительно проседать, причем в первую очередь в тех сегментах, которые традиционно обеспечивали нам самые большие объемы— многоэтажное жилое и коммерческое строительство. Соответственно это ощутимо ударило и по нам»,— рассказал г-н Клименков. По его словам, от кризиса серьезно пострадало монтажное подразделение компании. Из-за снижения объема заказов КРАСПАН уже в начале кризиса покинуло две трети монтажников. Сократились продажи в регионах, как следствие, снизились объемы производства— примерно на 30%. Если раньше завод компании работал в три смены, то с началом кризиса перешел на одну. Кроме того, пришлось отложить реализацию некоторых инвестиционных программ. Спустя год Александр Клименков констатирует: «За это время мы не закрыли ни одного направления, стабильно рассчитываемся по кредитам. Нами был предпринят ряд антикризисных мер».

Выживают наиболее компетентные в своей области
КРАСПАН известен как один из родоначальников отечественного рынка навесных фасадных систем— на их производстве компания специализируется уже почти десять лет. По данным Агентства строительной информации, КРАСПАН занимает первое место в России по объему установленных фасадов, до кризиса он ежегодно выпускал около 1 млн кв. м различных фасадных материалов (прогноз на этот год— 800 тыс.кв.м).
В структуре предприятия три основных подразделения: завод, торговый дом, монтажная организация — и ряд вспомогательных: конструкторское бюро, мастерские проектирования и дизайна, отделы логистики, стандартизации и др.
Компания была основана в 2000 г., в самом начале бурного развития строительной отрасли. Именно это, по словам г-на Клименкова, во многом определило ее быстрое развитие: менее чем за десять лет КРАСПАН успел построить завод, запустить основные линии, развить широкую дилерскую сеть. «Кроме того, я считаю, успех компании обеспечила изначально выбранная стратегия: не распыляться, а развивать и усиливать только основные компетенции. Например, многие предприятия, которые начинали с нами десять лет назад с фасадов, затем открывали строительные, даже девелоперские направления. Но кризис показал, что выживают не те, у кого больше направлений, а те, кто профессиональнее и глубже в чем-то одном. Тем более практика современного строительства свидетельствует, что наше направление— создание оболочки здания— сейчас сложнее, технологичнее, а потому дороже и низкоконкурентнее, чем возведение фундамента и коробки»,— говорит Александр Клименков. По его словам, год назад, когда встал вопрос о путях развития в кризис, в компании решили не изменять своей стратегии, не уходить в поиск новых направлений, а найти перспективные ниши в традиционном для себя сегменте навесных фасадов.
Вынужденный выход в экономкласс
КРАСПАН традиционно работал с дорогими материалами. В кризис стало очевидно— у многих заказчиков на такую продукцию не хватает денег. «Нашим флагманским материалом всегда были алюминиевые композитные панели— материал высокого качества, но дорогостоящий. Сейчас мы, акцентирую ваше внимание, единственные в России, освоили производство оцинкованных композитных панелей. По мнению архитекторов, это перспективный материал: экономичный, но не уступающий потребительскими свойствами алюминиевым панелям. Более того, обладающий повышенной огнестойкостью по сравнению с ними»,— рассказывает г-н Клименков.
Кроме того, КРАСПАН сейчас удешевляет и светопрозрачные конструкции. Например, раньше в компании работали только с материалами немецкого производства, теперь же начали сотрудничать и с российскими производителями.
«Если говорить в целом о направлении светопрозрачных конструкций, то мы сейчас ориентируемся на производство и установку не только сложных фасадных решений, но и, например, простейших балконных конструкций. Наша цель теперь— предоставить заказчику полный спектр работ, связанных с созданием оболочки строения»,— поясняет Александр Клименков.
Ноу-хау для малоэтажек
«С наступлением кризиса сегменты многоэтажного жилого и коммерческого строительства значительно сузились. Более того, их ближайшие перспективы уже очевидны, и вселяют в нас тревогу. Обратите внимание, что во многих крупных городах не забивается почти ни одной новой сваи, нулевые циклы заморожены, выкупленные застройщиками участки не разрабатываются. Это значит, что уже через год, когда будут завершены текущие объекты, нам просто нечего будет облицовывать»,— говорит г-н Клименков.
Именно по этой причине руководство компании приняло решение заходить в сегмент малоэтажного строительства, который в последнее время стал очень активно развиваться. «Все больше застройщиков начинают ориентироваться именно на это направление. Дело в том, что инвесторы сейчас охотнее вкладывают в строительство индивидуальных домов. Они стали бояться инвестировать в многоэтажное долевое жилье, потому что там очень сложно контролировать процесс, велик риск потерять вложения»,— продолжает Александр Клименков.
По его словам, потенциал малоэтажного строительства как нового направления развития стал очевиден еще в конце прошлого года, однако компании понадобилось время, чтобы подготовиться к выходу в этот сегмент. «У нас не было предложения для этого рынка— ни подходящего материала, ни технологий. Ранее мы не обращали внимания на «малоэтажку», поскольку нам хватало объемов в сегменте высотного строительства, к тому же само малоэтажное строительство занимало небольшую долю рынка, соответственно практически не было спроса на фасады для коттеджей»,— поясняет он.
До сих пор в России почти никто системно не занимался производством и установкой навесных фасадов для коттеджей, поэтому в КРАСПАНе решили обратиться к опыту зарубежных компаний. Партнер был найден в Японии. «В результате переговоров мы получили дилерство на производство панелей для коттеджей из фиброцемента, совместно с японскими партнерами разработали и сертифицировали систему их установки, и сейчас выводим новый продукт на российский рынок»,— заявил г-н Клименков.
Как рассказал «ДК» директор «КРАСПАНА», в ближайшее время его компания начнет акцию по продвижению фасадов для малоэтажек на российском рынке: запланированы специальные семинары, а архитекторы и строители уже сейчас получают образцы нового материала для ознакомления. Более того, по утверждению г-на Клименкова, уже поступили первые заказы на вентилируемые фасады. «Один из инвесторов принял решение отказаться от традиционного штукатурного утепления и облицевать нашими фасадами сразу 40 малоэтажных домов. Это вселяет в нас уверенность, что продукт будет востребован»,— рассказывает Александр Клименков. В компании убеждены, что выпуск панелей для «малоэтажки» позволит восполнить дефицит загрузки мощностей завода. Г-н Клименков: «Мы рассчитываем, что уже к весне-лету следующего года фасады для коттеджей будут составлять около 20% в общем объеме производства. Хотя полностью переходить на них мы не собираемся. Все будет зависеть от того, какой объем этой продукции сможет принять рынок». К тому же он уверен, что развитие «малоэтажки»— это текущий тренд строительного рынка, но уже в скором будущем начнется возрождение высотного домостроения. «Это неизбежно, на мой взгляд. Как ни крути, в России пока что не хватает жилья. Учитывая, что сейчас в отрасли упадок, через год-два дефицит его еще более обострится. Соответственно начнется очередной подъем рынка многоэтажного жилого строительства»,— уверен гендиректор КРАСПАНа.
Самое время расширять дилерскую сеть
Именно в кризис компания начала развивать дилерскую сеть. Сейчас КРАСПАН присутствует более чем в 30 регионах России и ближнего зарубежья. Год назад компания открыла офис в Москве, сейчас планирует зайти еще в 13 регионов, в том числе в Сочи, где, по словам Александра Клименкова, сложился наиболее благоприятный инвестиционный климат.
«Есть еще достаточно интересных для нас регионов, где мы пока не имеем дилеров. Например, Екатеринбург, Челябинск. Ранее мы их не осваивали, потому что, с одной стороны, нам обеспечивали достаточный сбыт другие регионы, а с другой — на местных рынках работали свои сильные игроки»,— объясняет г-н Клименков.
Сейчас ситуация, по его словам, изменилась. Компании нужны новые рынки сбыта — прежде всего для того, чтобы сохранить объемы производства: «Существующие территории уже не обеспечивают прежних объемов сбыта, между тем перед компанией стоит вопрос загрузки мощностей и сохранения высококвалифицированного коллектива завода».
Александр Клименков считает, что именно сейчас появилась хорошая возможность закрепиться на новых рынках, поскольку конкуренция на них начала ослабевать. В первую очередь из-за кризиса— слабые игроки стали уходить, позиции сильных пошатнулись.
«Есть и еще одна причина снижения конкуренции. В этом году федеральная сертификационная служба начала отзывать лицензии на проведение фасадных работ у недобросовестных игроков. Я лично приветствую это начинание, потому что, на мой взгляд, оно оздоровит рынок. Судите сами, на начало кризиса в России было около 200 сертифицированных фасадных систем, а, например, в Европе, их только три. Каждая компания считала своим долгом разработать собственную систему. Зачастую это делалось неквалифицированными людьми, с нарушением нормативов и попыткой заведомого обмана заказчика. Думаю, сейчас эта «вакханалия» прекратится, и на рынке со временем останутся только высокопрофессиональные игроки»,— убежден г-н Клименков.

Группа компаний КРАСПАН
Дата основания — 2000 г.
32 региона
охватывает федеральная сеть подразделений компании
800 тыс. кв. м
объем производства фасадных материалов в 2009 г.
400 человек
работает на заводе КРАСПАН
50 тыс. кв. м
производственные площади предприятия

Источник: КРАСПАН.

Александр Клименков
Генеральный директор ГК КРАСПАН
Родился: 2 марта 1963 г. в Красноярске.
Образование: 1983 г.— окончил Красноярский техникум физической культуры и спорта по специальности «тренер-преподаватель»; 1983-1985гг.— служба в армии; 1990 г.— окончил Челябинский государственный институт физической культуры и спорта по специальности «тренер по лыжному двоеборью».
Карьера: 1986-2000гг.— старший тренер по прыжкам с трамплина на лыжах и лыжному двоеборью комп­лексной ДЮСШ олимпийского резерва по зимним видам спорта; с 2000 г.— генеральный директор группы компаний КРАСПАН.
Достижения: в 2008 г. удостоен звания «Кавалер Золотого почетного знака «Достояние Сибири».