эксперт Леонид Волков* руководитель управления федеральных проектов, заместитель генерального директора ЗАО «Производственная фирма «СКБ Контур» Идея попробовать себя в политике появилась в середине
эксперт
Леонид Волков*
руководитель управления федеральных проектов, заместитель генерального директора ЗАО «Производственная фирма «СКБ Контур»
Как подтасовывают результаты на выборах?
Почему не у всех кандидатов получается размещать наружную рекламу?
Какие экономичные средства агитации наиболее эффективны?
Идея попробовать себя в политике появилась в середине 2008 г. Мне ее подсказал друг — на тот момент он был помощником действующего депутата гордумы. Я написал в своем блоге какие-то слова, что меня не устраивает в Екатеринбурге то и это, и он спросил: «А почему бы тебе тоже не баллотироваться на предстоящих выборах в городскую думу?» И правда, почему бы нет? Политикой я интересовался давно, всегда голосовал на выборах и даже дважды был наблюдателем на избирательном участке. Шанс проявить активную гражданскую позицию возникает теперь раз в четыре года — фактически человеку с улицы (не по партийным спискам) реально можно избраться только в городскую думу. Мне показалось, что время пришло.
Приняв решение, я направился к профессиональным политтехнологам. Предстояло сформулировать ключевую идею предвыборной кампании, которая заинтересовала бы избирателей, и прописать подробный план действий.
Первое, что требовалось решить, — это как именно баллотироваться. В основном екатеринбургские бизнесмены используют стандартный способ, чтобы попасть в политику. Они присоединяются к одной из четырех парламентских партий — сейчас это «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ или ЛДПР — и договариваются о выдвижении от них в качестве кандидатов. Благо округов в городе достаточно — 35 — и хватит на всех. И числятся эти кандидаты, скажем, в рядах КПРФ, хотя, по сути, они такие же коммунисты, как я — балерина. Этот вариант я рассматривать не захотел: моя система взглядов не близка ни одной из парламентских партий. Значит, оставался более сложный путь — стать самовыдвиженцем.
Причем примерно половине людей, подающих такие заявления, отказывают. Потому что если при выдвижении от партии не нужны ни подписи, ни залоги, то от самовыдвиженцев требуется собрать целую кипу документов (в которых очень легко обнаруживаются ошибки). Собирать подписи я не стал — их подлинность легко ставят под сомнение, после чего кандидату отказывают в участии в выборах.
Я выбрал второй вариант — взнос избирательного залога (на этих выборах он составлял 90 тыс. руб.). Свои деньги принести нельзя: залог оплачивается из средств избирательного фонда, который должен быть сформирован за счет добровольных пожертвований. Причем взнос от одного физического лица не может превышать 1 тыс. руб., от одного юридического — 30 тыс. руб. Дело осложнялось тем, что документы собирали в период с 19 декабря по 19 января, и нужно было проводить платежи и устранять нестыковки в затяжные новогодние праздники. Например, у одной из трех фирм, за счет пожертвований которых я оплатил залог, дата регистрации юридического лица в платежном поручении на перечисление пожертвования не совпала с датой регистрации по данным налоговой. По закону это означает признание жертвователя анонимным (!) и влечет за собой автоматический отказ в регистрации. Буквально в последний момент мы успели доказать, что в данные налоговой вкралась ошибка, и 22 января меня внесли в список кандидатов по избирательному округу № 10 Кировского района.
На предвыборную кампанию оставалось пять недель. Требовалось решить две ключевых проблемы.
Во-первых, выбрать средства агитации. Одно из наиболее сильных — щиты и растяжки — для меня оказалось недоступным. Возможно, рекламные агентства просто не смогли согласовать с администрацией рекламу моей кандидатуры на наружных объектах. Такая же ситуация сложилась и с продвижением в образовательных учреждениях (школы — обычная площадка для встреч с избирателями). Я пытался попасть в четыре школы своего округа — написал директору одной из них с просьбой предоставить полагающееся мне по закону право выступать наравне с моим конкурентом, который регулярно проводил в школах агитацию. Получил краткий ответ — по всем вопросам обращаться в районную администрацию. А там, в свою очередь, мне отказали без объяснения причин.
Во-вторых, утвердить предвыборный бюджет. Средства официального избирательного фонда не могут превышать 900 тыс. руб. — перерасход или другое нарушение финансовой дисциплины на 5% от этой суммы приводит к автоматическому снятию кандидата. На практике уложиться в такие рамки фактически невозможно. К примеру, каждому кандидату обязательно нужна сетка агитаторов, которые будут ходить по квартирам. На округ нормально нанять 30-40 человек, их оплата — примерно 3 тыс. руб. в неделю. Если умножить на пять недель, получаем уже 450-600 тыс. руб. А ведь еще надо содержать штаб, печатать газеты и плакаты. Вообще, средним чеком кампании по выборам в городскую думу сейчас считается сумма порядка 5 млн руб. Это сумма, за которую профессиональные политтехнологи, выражаясь их же словами, готовы сделать депутата даже из табуретки. Хотя я знаю участников недавно завершившейся гонки, потративших и по 10 млн руб. на предвыборную кампанию и при этом не достигших успеха: не все измеряется только деньгами. Конечно, никто в этом не признается — из избирательного фонда оплачивается только то, что можно отследить (в первую очередь — полиграфия), а тех же агитаторов, допустим, просят написать заявление, что они помогают добровольно.
В моем избирательном фонде было около 460 тыс. руб., и я сделал ставку на самые бюджетные и эффективные методы.
Прежде всего — на личные встречи. Если конкуренты, располагавшие другими средствами самовыражения, часто проводили встречи скомканно, то я старался получить от общения с людьми максимальную отдачу. За февраль встретился с избирателями 84 раза, в среднем по четыре раза в день — с 11.00, 12.00, 13.00 и 14.00 (потом ехал на работу, так как отпуск не брал).
Готовился к каждой встрече тщательно: мы с политконсультантами проанализировали массу информации и решили, что вопросы ЖКХ — это самая актуальная и злободневная проблема. Перевел ее на язык «бабушек» и сделал стержневой идеей своей программы. Рассказал, что чаще всего управляющие компании воруют деньги через статью «капитальный ремонт» (в отчете указывают один объем работы, а выполняют меньший: мы сразу нашли в нашем округе четыре дома, где по документам УК значится проведенный полный капитальный ремонт, а в реальности там от силы рубероид на крыше поменяли). Или часть денег уводят через раздутые штаты — фактически работают 20 человек, а значатся 200. Объяснял, что пусть в отличие от других кандидатов я не могу дать обещание построить детские площадки и заборчики, зато в моих силах будет проследить, куда расходуются деньги, регулярно отчисляемые жильцами. И не исключено, что после изучения финансовой отчетности трех УК нашего округа найдутся средства и на ремонт, и на площадки и т. п.
Также я использовал совершенно незатратный и уникальный для предвыборной кампании местного уровня ресурс — блог. Никто из кандидатов этим не занимался, а я вел ежедневные записи, описывал свои мысли и действия, собирал группы единомышленников в «Одноклассниках» и «В контакте». В этих группах было около 400 человек. Кстати, 116 тыс. руб. из моего избирательного фонда я получил благодаря сбору частных пожертвований в Интернете — деньги перечисляли многие люди, которых я совсем не знаю.
Дополнительно мы выпустили три маленькие газеты и два тиража плакатов А4 для расклейки на домах, а еще календарики, визитки, значки и листовки. Общий тираж полиграфических изданий получился около 65 тыс. экземпляров. Почти все тексты редактировал я, а некоторые сам и писал. Именно на полиграфию ушел практически весь избирательный фонд.
В итоге получилось, что такая бюджетная предвыборная кампания оказалась эффективнее многомиллионных вливаний в рекламу и раздачу подарков. Один из моих конкурентов, который проиграл выборы, раздал за два месяца огромное количество коробок конфет «Птичка» во время встреч с избирателями, но при этом уделил непосредственному общению в разы меньше внимания.
Единственное, на чем категорически нельзя было экономить, — это на услугах юриста. Во-первых, он проверял правильность документов — здесь цена ошибки была слишком высока. Во-вторых, помогал быстро и грамотно реагировать на наезды конкурентов и их попытки устранить меня со своего пути.
Например, во время предвыборной кампании мы использовали еще один бюджетный способ агитации. Я договорился с жильцами домов и развесил на их балконах простыни с надписями типа «Я за Волкова». В сумме подобное творчество мы разместили на 24 балконах. Но оно там долго не провисело: через какое-то время посреди бела дня, при свидетелях, дома объехала машина с люлькой (причем, судя по номерам, принадлежала она одному из муниципальных предприятий Кировского района), и растяжки срезали. Назавтра эти растяжки обнаружились на заборах, хоккейных кортах, и в тот же день окризбирком получил семь написанных по одному шаблону претензий от граждан, которых «возмутила реклама в ненадлежащих местах». Они требовали срочно снять мою кандидатуру с выборов. Благодаря юристу мы сумели отбиться — показать, что нет никаких доказательств того, что это мы развесили простыни там, где нельзя.
Тщательнее всего я готовился к дню выборов — продумывал защиту своих результатов от фальсификации. У меня уже дважды был опыт присутствия на голосовании в качестве независимого наблюдателя, и я отчетливо представлял, как можно «поправить» результаты. Например, на выборах 2007 г. я пошел наблюдателем в школу, где учился. Там располагались два участка — 1386 и 1388. На 1388-м наблюдателем был я, и процедура подсчета голосов была законной — бюллетени доставали по одному и оглашали. В итоге «Единая Россия» набрала 39% голосов, а демократические партии суммарно около 23%. На участке 1386 независимых наблюдателей не было, и соотношение получилось уже 70% на 15%. Это странно, учитывая, что участки обслуживали один и тот же микрорайон, очень похожие дома.
В день выборов я сам объехал все участки на три раза, а также собрал 30 добровольцев среди друзей и знакомых. Они дежурили, сменяя друг друга. И наблюдать было за чем. Мы проследили и пресекли попытку сфотографировать бюллетень на телефон (если быть внимательным, то даже при съемке на сотовый щелчок слышен): такая попытка — явный индикатор подкупа, когда человек получает деньги, принеся для отчетности фотографию заполненного бюллетеня и паспорта. Или есть другой способ — «карусель»: находят на улице человека и просят его за вознаграждение бросить в урну чистый лист, а бланк вынести наружу. В нем проставляется нужный кандидат, лист передается другому прохожему, тот опускает отмеченный бланк, а свой — чистый — выносит. И тому подобное. Разницу в 200-300 голосов таким способом обеспечить несложно. Наши наблюдатели очень внимательно следили за этим, один случай выноса бюллетеня с участка удалось пресечь (вызвали милицию), и в итоге во всем округе количество выданных бюллетеней и количество обнаруженных в урнах не разошлось ни на единицу. Были и менее значимые, но тоже очень грубые нарушения. Например, на двух участках председателями избирательных комиссий были женщины, которые в период предвыборной кампании принимали активное участие в агитации за моего конкурента.
При подсчете бюллетеней мы следили, чтобы он осуществлялся последовательно: никакие листочки не пропали. В итоге за меня проголосовали 1 916 человек, отрыв от ближайшего конкурента составил 386 голосов.
Теперь, когда я прошел в Думу, передо мной открыты два направления деятельности — законодательное и контрольное. Первое, учитывая подавляющее количество представителей «Единой России» среди депутатов, практически лишено смысла. Я собираюсь сосредоточиться на втором. У нас в городе 1 574 муниципальных чиновника, это все назначенные люди. И только у депутатов есть полномочия контролировать их. И конечно — выполнять предвыборные обещания.
цифры
Средний чек предвыборной кампании
900 тыс. руб. |
Разрешенный законом бюджет предвыборной кампании |
5 млн руб. |
Средний необходимый размер (по оценкам политологов) |
Источник: Леонид Волков*.
детали
Эффективная агитация может быть и недорогой
Примеры экономичных агитационных действий, примененных Леонидом Волковым*
Поиск самых актуальных проблем города, например ЖКХ
Максимальное количество личных бесед с избирателями, подробное объяснение своих планов
Ведение блога в Интернете, вступление в социальные группы
Размещение плакатов на балконах жильцов (с их разрешения)
Источник: Леонид Волков*.